"Почему люди фантазируют", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему "Почему люди фантазируют", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass.docx | 25.56 КБ |
chtenie.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: изучение новых знаний
Технологическая карта
Тема | Почему люди фантазируют |
Цель | Понять почему люди фантазируют. Познакомить с произведением Т. Пономаревой «Автобус» |
Задачи | - учить школьников видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя рассказчика; -обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, что они различаются по своей цели и построению; - при помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа; - подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными. |
Формируемые УУД | Личностные:
Познавательные: а) общеучебные:
б) логические:
в) воспитательные:
Коммуникативные:
|
Ресурсы: - основные | Учебник по литературному чтению. 3 класс Н.А. Чуракова ПНШ |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организация класса | Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок. Здравствуйте! Садитесь! | Приветствие учителя. | |
2. Повторение ранее изученного | -Проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. -Проведем небольшую викторину. -Я буду вам зачитывать отрывки из произведений, а вы должны отгадать, какое это произведение. 1) Разрисовала ему шкурку черными узорами, и стал леопард с тех пор таким красивым.(Гиена и черепаха. Африканская сказка) 2) Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила сыр так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата сразу закричали: -Этот больше! (Два жадных медвежонка. Венгерская сказка) 3) -У куницы кусок больше! – заскулила барсук. -Сейчас я подравняю, - сказала лисица и откусила от доли куницы изрядную часть мяса. - Теперь у барсука больше! – закричала куница.(Как барсук и куница судились. Корейская сказка) 4) А по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. Услышала шум, остановилась и спросила: - О чем у вас спор идет? ( О собаке, кошке и обезьяне. Индийская сказка) 5) Стенки ямы были вымазаны глиной, и удав никак не мог выбраться. Напрасно он становился на хвост, вытягивал шею и пытался зацепиться головой за край ямы- все было бесполезно, каждый раз он срывался и падал. (Черепаха, кролик и удав-маха. Кубинская сказка) 6) Да нет, - перебил шакал человека. – Как раз все было наоборот: тигр ревел в клетке, а я его освободил.(Хитрый шакал. Индийская сказка) 7) Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня. Стал заяц плакать, хозяина леса просить.(Снег и заяц. Бурятская сказка) 8) У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь? ( Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка) - Молодцы! | Отвечают на вопросы викторины | |
3. Изучение нового материала. | -Мы сегодня собрались на занятие клуба «Ключ и заря»,участниками которого будем мы сами и наши герои Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин, волшебница Анишит Йокоповна. Тема занятия- « Почему люди фантазируют». -Анишит Йокоповна предлагает прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон». -Но перед тем как мы будем читать историю Т. Пономаревой, мы познакомимся с самим автором. - Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт. Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года. -Когда и где родилась Т.Пономарева? -В каких журналах публиковалась? -Какие биографии известных художников были написаны ей? -В каком году она являлась членом союза писателей России? -Молодцы. -Сегодня мы познакомимся с произведением Т.Пономаревой «Автобус» - Откройте учебники на стр. 114. -Сядьте ровно, поставьте пальчики, начинаем читать. Анализ прочитанного произведения У. Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Миша. Два героя. Маша. Их не меньше трех. У. А как вы думаете, ребята ? Дети (Д.) Три героя: Автор, бабушка и автобус. У. Чье поведение напоминает вам поведение автобуса? Д. Поведение собаки. У. Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку? Маша. Это сказка или рассказ? Миша (смеясь). Конечно , это сказка! Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака? Маша: Это рассказ. Костя Погодин (К П. ): Это небылица. Главный Библиотекарь (Г Б): Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке. Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа –разные цели. Цель небылицы- поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки- приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа- «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей. У. Познакомимся с содержанием плаката Летучей Мыши. У. Этот текст-небылица? Д. Нет. ГБ: Обсудим мнение Маши и Миши. Ещё раз прочитайте ,каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус»- это сказка или рассказ? Дети высказывают свою точку зрения. ГБ: Так и должно быть: по смыслу это сказка –рассказ! Но вот попостроению это что? У. Как вы думаете, ребята? Д. Рассказ. В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. А Й. Хотите проверить своё предположение? Замените в тексте слово «автобус» словом «пес» и прочитайте еще раз. Сразу все увидите. К П: Тогда придется ещё кое- что заменить. Пес не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом! А Й. Хорошо! Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте. У. Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем –необыкновенные. Учащиеся пересказывают текст с заменой героя. У. Можно ли сказать , что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием? Д. Олицетворение. У. Как называется прием, когда мы сравнивали автобус и собаку? Д. Сравнение. У. Вы обращаете внимание на объявления в газете? Обязательно ли нужно ждать вознаграждения за возврат или нет? У. Автор Т. Пономарева -человек с богатой фантазией? | ||
4.Итог урока | -С каким автором мы познакомились? -Какое произведение Т.Пономаревой мы читали? -Как называется прием, когда мы сравнивали автобус и собаку? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гиена и черепаха. Африканская сказка.
Два жадных медвежонка. Венгерская сказка.
Как барсук и куница судились. Корейская сказка.
О собаке, кошке и обезьяне. Индийская сказка.
Черепаха, кролик и удав-маха . Кубинская сказка.
Хитрый шакал. Индийская сказка.
Снег и заяц. Бурятская сказка.
Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка.
«Почему люди фантазируют»
Татьяна Пономарева 9 октября 1947
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа» учителя начальных классов МБОУ СОШ...
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
Урок литературного чтения в 3 классе.Тексты для чтения: Т.Пономарева «Автобус», «В шкафу». УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"
Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...
Почему дети фантазируют?
Как понять своего ребенка и установить с ним желанный контакт....
Консультация для родителей."Почему дети фантазируют".
Консультация для родителей....
Урок литературного чтения,3 класс "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют"
Урок литературного чтения,3 класс УМК ПНШ "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют". Урок применения знаний и умений, на котором дети учатся анализировать и классифи...