"Почему люди фантазируют", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему "Почему люди фантазируют", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_klass.docx25.56 КБ
Файл chtenie.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: изучение новых знаний

Технологическая карта

Тема

Почему люди фантазируют

Цель

Понять почему люди фантазируют. Познакомить с произведением Т. Пономаревой «Автобус»

Задачи

учить  школьников  видеть  в  тексте  присутствие  не  только  героев  рассказа, но  и  героя  рассказчика;

-обсудить  с  детьми  особенности  жанров  сказки,  рассказа,  небылицы  и  выяснить,  что  они  различаются  по  своей  цели  и  построению;

- при  помощи  системы  вопросов  побудить  детей  неоднократно  перечитывать  и  просматривать  текст  для  подтверждения  своего  ответа;

- подвести  детей  к  выводу, что  под  взглядом  человека,  обладающего  фантазией  и  развитым  воображением,  обычные  предметы  становятся  чудесными. 

Формируемые УУД

Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  • развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
  •  Регулятивные:
  • осуществлять самоконтроль;
  • учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;   

Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в литературных жанров;
  • работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

  • анализировать, сравнивать репродукции, находить общее и отличия

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

Коммуникативные:

  • читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
  • умение высказать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
  • соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Ресурсы:

- основные

       Учебник  по литературному чтению. 3 класс Н.А. Чуракова ПНШ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организация класса

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Здравствуйте! Садитесь!  

Приветствие учителя.

2. Повторение ранее изученного

-Проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

-Проведем небольшую викторину.

-Я буду вам зачитывать отрывки из произведений, а вы должны отгадать, какое это произведение.

1) Разрисовала ему шкурку черными узорами, и стал леопард  с тех пор таким красивым.(Гиена и черепаха. Африканская сказка)

2) Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила сыр так, чтобы один кусок был больше другого.

Медвежата сразу закричали:

-Этот больше! (Два жадных медвежонка. Венгерская сказка)

3) -У куницы кусок больше! – заскулила барсук.

-Сейчас я подравняю, - сказала лисица и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.

- Теперь у барсука больше! – закричала куница.(Как барсук и куница судились. Корейская сказка)

4) А по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. Услышала шум, остановилась и спросила:

- О чем  у вас спор идет? ( О собаке, кошке и обезьяне. Индийская сказка)

5) Стенки ямы были вымазаны глиной, и удав никак не мог выбраться. Напрасно он становился на хвост, вытягивал шею и пытался зацепиться  головой за край ямы- все было бесполезно, каждый раз он срывался и падал. (Черепаха, кролик и удав-маха. Кубинская сказка)

6) Да нет, - перебил шакал человека. – Как раз все было наоборот: тигр ревел в клетке, а я его освободил.(Хитрый шакал. Индийская сказка)

7) Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня.

Стал заяц плакать, хозяина леса просить.(Снег и заяц. Бурятская сказка)

8) У тебя,  Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь? ( Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка)

- Молодцы!

Отвечают на вопросы викторины

3. Изучение нового материала.

-Мы сегодня собрались на занятие клуба «Ключ и заря»,участниками которого будем мы сами и наши герои Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин, волшебница Анишит Йокоповна. Тема занятия- « Почему люди фантазируют».

-Анишит Йокоповна предлагает прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон».

-Но перед тем как мы будем читать историю Т. Пономаревой, мы познакомимся с самим автором.

- Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт. Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.

-Когда и где родилась Т.Пономарева?

-В каких журналах публиковалась?

-Какие биографии известных художников были написаны ей?

-В каком году она являлась членом союза писателей России?

-Молодцы.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Т.Пономаревой «Автобус»

- Откройте учебники на стр. 114.

-Сядьте ровно, поставьте пальчики, начинаем читать.

Анализ прочитанного произведения

У. Сколько героев (действующих лиц) в этой истории?

Миша. Два героя.

Маша. Их не меньше трех.

У. А как вы думаете, ребята ?

Дети (Д.) Три героя: Автор, бабушка и автобус.

У. Чье поведение напоминает вам поведение автобуса?

Д. Поведение собаки.

У. Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?

Маша. Это сказка или рассказ?

Миша (смеясь). Конечно , это сказка! Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?

Маша: Это рассказ.

Костя Погодин (К П. ): Это небылица.

Главный Библиотекарь (Г Б): Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке. Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа –разные цели.

Цель небылицы- поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки- приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа- «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

У. Познакомимся с содержанием плаката Летучей Мыши.

У. Этот текст-небылица?

Д. Нет.

ГБ: Обсудим мнение Маши и Миши. Ещё раз прочитайте ,каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус»- это сказка или рассказ?

Дети высказывают свою точку зрения.

ГБ: Так и должно быть: по смыслу это сказка –рассказ! Но вот попостроению это что?

У. Как вы думаете, ребята?

Д. Рассказ.

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

А Й. Хотите проверить своё предположение? Замените в тексте слово «автобус» словом «пес» и прочитайте еще раз. Сразу все увидите.

К П: Тогда придется ещё кое- что заменить. Пес не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!

А Й. Хорошо! Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.

У. Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем –необыкновенные.

Учащиеся пересказывают текст с заменой героя.

У. Можно ли сказать , что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием?

Д. Олицетворение.

У. Как называется прием, когда мы сравнивали автобус и собаку?

Д. Сравнение.

У. Вы обращаете внимание на объявления в газете? Обязательно ли нужно ждать вознаграждения за возврат или нет?

У. Автор Т. Пономарева -человек с богатой фантазией?

4.Итог урока

-С каким автором мы познакомились?

-Какое произведение Т.Пономаревой мы читали?

-Как называется прием, когда мы сравнивали  автобус и собаку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 3 класс

Слайд 2

Гиена и черепаха. Африканская сказка.

Слайд 3

Два жадных медвежонка. Венгерская сказка.

Слайд 4

Как барсук и куница судились. Корейская сказка.

Слайд 5

О собаке, кошке и обезьяне. Индийская сказка.

Слайд 6

Черепаха, кролик и удав-маха . Кубинская сказка.

Слайд 7

Хитрый шакал. Индийская сказка.

Слайд 8

Снег и заяц. Бурятская сказка.

Слайд 9

Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка.

Слайд 10

«Почему люди фантазируют»

Слайд 11

Татьяна Пономарева 9 октября 1947


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Почему люди фантазируют. С.Козлов «Звуки и голоса» Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

Урок предъявления новых знаний подготовлен и проведен с позиции системно-днятнльностного подхода...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

    План-конспект урока  литературного  чтения в 3 классе по  программе  «Перспективная  начальная  школа» учителя  начальных  классов МБОУ СОШ...

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Урок литературного чтения в 3 классе.Тексты для чтения: Т.Пономарева «Автобус», «В шкафу». УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему " Почему люди врут?"

Презентация Исследовательская работа ученика 3 класса на тему "Почему люди врут?".Вопросы для исследования:1. Неужели все врут?2.Зачем люди врут?3. Причины лжи.4.Кто врет больше?5.Можно ли распознать ...

Почему дети фантазируют?

Как понять своего ребенка и установить с ним желанный контакт....

Урок литературного чтения,3 класс "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют"

Урок литературного чтения,3 класс УМК ПНШ "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют". Урок применения знаний и умений, на котором дети  учатся анализировать и классифи...