Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели:-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Проверяет готовность к уроку. Создает рабочий настрой. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, Чтоб потом вам получать Только лишь оценку «5»! Слайд № 1
|
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. Улыбаются друг другу и учителю.
|
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
|
II. Проверка домашнего задания. Пересказ рассказа Б.Житкова «Храбрый Алёша»
Цель: поверить умение подробно пересказывать по плану;
| Сегодня мы будем работать по командам при проверке Д/З. Один человек выходит и набирает себе команду из 3-х ребят . Вы по очереди начинаете коллективный пересказ текста «Храбрый Алёша», используя план на экране. Слайд № 2 1) Хозяйка кормит утят. 2) Боятся стрекозы. 3)Храбрый Алёша. 4) Стрекоза больше не прилетала. | Ученики пересказывают текст, каждый ученик свою часть, которая ему досталась по порядку.
Ученики предлагают свою оценку работы группы при помощи «светофорика».
| Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания Личностные УУД: - учебная мотивация РегулятивныеУУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Согласованность действий с партнёром. Команда работает слаженно, каждый несёт ответственность за конечный итог. |
III. Актуализация и фиксирование знаний.
Цель: определить идею произведения, эмоционально – образную мысль.
| Понравился вам рассказ? Чем? Что удивило в рассказе?Слайд 3-7 Артикуляционная гимнастика. На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) Артикуляционная гимнастика На доске: Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! – Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. |
- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле? - Какому жанру можно отнести это стихотворение? (Небылица) | Дети высказывают своё мнение, выслушиваются все варианты.
-Дети отгадывают загадку.
- Речь идёт о медведе. Дети отвечают (живёт в лесу, любит мёд, зимой впадает в спячку и т.д.). Сообщение ученика
| Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других Познавательные УУД: смысловое чтение - анализ объектов Личностные УУД: - самооценка
На данном этапе через природу показать человеческую душу. Подойти к выводу, что делая добро, тебе становится легко.
Умение работать с текстом. Читать выразительно с разной интонацией.
|
IV. Выявление места и причинызатруднения. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
Звучит запись музыкального произведения итальянского композитора-скрипача, педагога А. Вивальди «Времена года. Лето». Что общего между музыкальным произведением и животным?
| Дети высказывают своё мнение.
| Целеполагание и прогнозирование. Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать свой ответ
|
V. Построение проекта выхода из затруднения.
| Сообщение темы урока. Слайд 8. Сегодня мы познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, прочитаем рассказ «Музыкант» и подготовим пересказ. Вступительное слово учителя (прослушивается грамзапись «Звуки природы») (слайд 9-10). Сейчас совершим н прогулку в лес. Многовековые хвойные деревья, могучие сосны, кедры дают нам свежий воздух. Дерево издавна вызывало у человека особые чувства. И неудивительно- оно всю жизнь рядом с человеком. Существовал в старину такой обычай - при рождении ребёнка в семье под окном сажали дерево. Оно росло вместе с малышом, они были ровесниками и его нельзя срубить. Такое дерево берегли, им любовались. - А как вы думаете, что такое лес? -Лес не может существовать без зверей. Там живёт их огромное количество. Угадайте ещё одну загадку. "Зимой спит, летом ульи ворошит" Медведь-мед, ведать-знать, любить. (картинка медведя и словарное слово, правильное написание) | Сообщение ученика о биографии писателя. Приложение 2.
Практическая работа со словарём Ожегова "Лес - это пространство, заросшее деревьями"
- Речь идёт о медведе. Дети отвечают (живёт в лесу, любит мёд, зимой впадает в спячку и т.д.). | Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное |
VI. Реализация построения проекта. Цель: создать условия для передачи своего отношения к героям.
| Ребята, а почему все загадки на уроке про медведя? Сегодня мы прочитаем рассказ замечательного писателя В. В. Бианки, который создал для меленьких множество произведений о лесе, животных и, в котором говорится о медведе. Называется рассказ "Музыкант".Когда вы бывали в лесу, непременно слышали, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки, шумят деревья, воет ветер, поют птицы. А вот хрустнула ветка, наверно, медведь прошёл или лось. -А какие звуки в лесу, не похожие на пение птиц, шелест листвы заметил автор. Мы узнаем из рассказа. Какие непонятные слова встретились в произведении?
|
Дети высказывают своё мнение, выслушиваются все варианты.
Прослушивание аудиозаписи рассказа «Музыкант».
Словарная работа (слайд11) . Медвежатник – охотник на медведя. Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы. Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством. Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева. | Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
|
|
| Физминутка. Идёт медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг, На двух руках, на двух ногах, Мы тоже можем так. В лесу пастух трубит в рожок, Пугается русак, Сейчас он сделает прыжок, Мы тоже можем так. |
|
VII. Первичное закрепление. Цель: создать условия для передачи своего отношения к героям.
| Проверка первичного восприятия рассказа по вопросам (слайд 12). • На чём играл старый медвежатник? • Что сказал ему колхозник? • Зачем медвежатник пошёл в лес? • Что он услышал, когда отдыхал в лесу? • Какую картину увидел старик в лесу? • Почему он не убил медведя? А вы слушали как рычит медведь? - Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике. Составление плана рассказа. Слайд 13. -Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа. План рассказа «Музыкант». 1 часть. Старый медвежатник любил музыку. 2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 3 часть. Медведь – музыкант. 4 часть. Охотник пожалел медведя.
Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам (слайды 14-15) 1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь. 2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзеннн!», удивился, пошёл, опушка. 3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает. 4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.
|
Дети слушают запись рычания медведя.
Чтение рассказа учащимися (про себя).
В процессе работы над рассказом дети определяют основную мысль рассказа, чему учит рассказ, составляют план рассказа. Дети предъявляют свои варианты плана.
Дети работают в мини-группах, каждая группа вписывает название частей в рабочую тетрадь. Обсуждение результатов работы групп.
Дети отвечают на вопросы.
Высказывают свои мнения (заслушиваются все варианты ответов).
| Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей - структурирование знаний Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
|
VIII. Рефлексия проекта учебных действий. | Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами. Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги. Приложение 2. | Работа в парах.
самопроверка выполнения задания (слайд 16). | Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности.
|
IX. Итог урока.
| С каким рассказом познакомились? -Кто его автор? -Почему автор назвал рассказ «Музыкант»? -Как бы вы назвали этот рассказ? -Как вы относитесь к поступку охотника? -Как бы вы поступили на его месте? -Оцените свою работу на уроке. |
Дети отвечают на вопросы.
Самооценка (при помощи смайликов). | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
X. Домашнее задание. | Выразительное чтение рассказа.
|
|
|