И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Гараева  Наталья Николаевна

«Чтение – вот лучшее учение», – гласит русская пословица. Человек, любящий читать, – это счастливый человек. Благодаря книге человек духовно обогащается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСШ№5

Гараева Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Тема: И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" 3 класс

Вид: развивающий урок с использованием ИКТ в проектной деятельности.

Тип: урок изучения нового материала.

Технология: развивающее обучение Л. В. Занкова

Форма проведения: урок-практикум.

Цели:

Обучающая: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям.

Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Оборудование:

портрет И.А. Крылова,

иллюстрации к басне,

набор слов для алгоритма,

рисунки учащихся.

Ход урока

Приветствие

I. Мотивационное начало урока.

1.     - Какой нас сейчас урок?

   (Литературы, т. К. на доске видим портрет И.А.Крылова, наши рисунки к басням)

-  Мне все понравились ваши рисунки, молодцы!

- Какое применение мы можем найти нашим рисункам?

   (Вспомнить названия басен к рисункам, прочитать эпизод из текста басни,   проинсценировать)

2.  (слайд 1)-рисунки учащихся по басне И.Крылова «Ворона и Лисица»

- Ребята вы все молодцы, все художники, но я отобрала вот эти рисунки.

- Что вы можете сказать о них?

  ( Все рисунки относятся к изученной на прошлом уроке басне «Ворона и лисица»)

- Давайте попробуем придумать задание с этими рисунками.

  ( Мы можем расположить их по порядку сюжета в басне, озвучить)

-  Я тоже расположила их по порядку. Посмотрите, все ли вам нравится?

  ( нет, порядок по сюжету басни не правильный)

-  Попробуйте исправить мою ошибку. С чего начнем?

(слайд 2-6) –дети объясняют последовательность рисунков по басне.

(слайд 7) – Проверим в такой последовательности рассказывается басня?!

- Какое задание еще хотите выполнить?

  (вспомнить слова из басни «Ворона и лисица», озвучить наши рисунки).

- Кто художники этого творчества? Встаньте мы посмотрим на наших художников.

  (Встают ребята: Абидат, Ринат , Саша А., Юля и Арина)

 - Ребята, я бы хотела попросить вас озвучить свои рисунки.

(слайды8-12)  листаются и учащиеся рассказывают отрывки из басни)

- Ребята, вам понравилась работа наших ребятишек?

- Кто догадался, что у нас получилось?

  (диафильм собственного производства)

-Давайте себе похлопаем, какие мы молодцы.

- Ну а художников этих рисунков мы тоже поблагодарим (слайд 13)

-Можем мы применить этот диафильм на уроке?

(да, опираясь на него можем рассказать басню наизусть)

-Ребята, а кто хочет рассказать всю басню? (вызываю1 ученика)

II. Поиск и формирование новой темы.

1  (слайд 14)

(Рисунки «Лиса и виноград» и Эзопа «Волк и ягненок»

- Ребята, знакомы ли вам басни к этим рисункам?

- Назовите их!

 -Я хочу прочитать вам слова, а вы попробуйте узнать к какой басне они подходят:

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.»

 ( «Волк и ягненок» Эзопа)

-А как вы думаете почему вам легко было узнать?

(2 героя, есть сильный - волк и слабый - ягненок)

-Где мы можем найти слова басни?

( в учебнике басню Эзопа)  -Посмотрите такие там слова? (нет)

-Почему я прочитала слова к этому рисунку?

  (это будет тема нашего урока)

Повесить слова Басня Эзопа                      Басня А.И.Крылова

2 (слайд 15)

Иван Андреевич Крылов (портрет)

1769-1844

Волк и Ягнёнок

- Откройте учебники на стр. 68, посмотрите на эту басню.

– Знакомо название басни?

- можно предположить о чем пойдет речь в этой басне?

(В басне будет говориться о том, как Волк обидел маленького Ягнёнка)

III. Изучение новой темы.

(слайд 15)

1. Прослушивание басни.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

 (Светит солнце, Волк и Ягнёнок на открытом месте возле ручья, поэтому Ягнёнок опасности не ждёт.

Волк и Ягнёнок о чём-то разговаривают.

А если бы была ночь, то Волк сразу бы накинулся на Ягнёнка и съел его без всяких разговоров. А так всем всё видно)

 (слайд 16)

– А вот как выглядит иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева.

-Соответствует ли вашим впечатлениям, впечатления художника?

(волк коварный, а ягненок маленький)

ФИЗМИНУТКА (слайд 16)

2.  Работа по учебнику.

-Ребята, сейчас вы прочитаете басню в жужжащим чтением, отмечая карандашом непонятные и сложные слова, после мы их разберем.

Чтение басни учащимися.

- Итак, кому какие слова не понятны?

-Называем слово и зачитываем строку из басни. Нам должен помочь наш помощник.

(слайд 17)

-Я тоже выписывала такие слова, найдите у меня слова, которые мы еще не назвали.

Словарная работа.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

3. -Прочитайте еще раз басню.

(слайд 18)

- Посмотрите,  как представил героев басни И.А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв и сравните с художником Лаптевым

- Какому художнику наиболее удачно удалось передать содержание басни??

(Художнику Рачеву, т. к. У Крылова персонажи сразу занимают разное положение в жизни: один - господин, другой — слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает.

Такие качества бывают у людей)

4. – Прочитаем басню по ролям. Возьмем слова двух главных героев –Волка и Ягненка, без слов автора. А как мы можем найти диалог героев?

(слова в кавычках)

- Вика и Ксения этот диалог готовили самостоятельно. Давайте послушаем.

Диалог

5. сравнение басни Эзопа и басни И.Крылова.

- Давайте вернемся к басне Эзопа и сравним с басней Крылова.

Выстраивается алгоритм на доске.

Басня Эзопа                 Басня Крылова

прозаическая                 поэтическая

        структура       одинакова        

        композиция        

сюжетная часть                 мораль

мораль                 сюжетная часть

нейтральные                 эмоциональные

конфликт зла и справедливости                 конфликт неравенства: власти и зависимости

1V. Рефлексия.

- На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.

- Чему научила нас эта басня?

 - Довольны ли вы своей работой на уроке?

V. Домашнее задание.

Ставить кроссворд с вопросами из басни «Волк и ягненок»



Предварительный просмотр:

                                                                Таблица Шульте для детей

Использование таблиц Шульте в начальных классах как средство освоения навыка скорочтения.

 «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». К.Д.Ушинский.

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать». Ян Коменский.

   Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. 

   Чтение - это необходимое условие развития ребенка, основа всего учебного процесса. От скорости чтения школьника зависят и темпы усвоения учебного материала, и развитие его умственных способностей в целом. Но не стоит забывать и о других критериях, помимо количества прочитанных слов в минуту, которые также учитываются при определении уровня техники чтения. Это правильность чтения, способ чтения  (по слогам или целым словом), выразительность, а главное - понимание прочитанного.

   Но почему в 1 классе детей учат читать по слогам, если это противоречит логике быстрого восприятия информации и основным принципам техники быстрого чтения?

Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Как развить более широкое поле зрения у ребенка  для увеличения скорости чтения?

На помощь приходят упражнения по таблицам Шульте.

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого — назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат
тренажёром скорочтения.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте ? Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

 C:\Users\Лера\Desktop\НАЧАЛКА\табл шульте\шульте цифры4.jpeg                  C:\Users\Лера\Desktop\НАЧАЛКА\табл шульте\шульте цифры5.jpeg

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее ребенок должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.

       Дальнейшая диагностика проводится так:

  1. Ребенок держит  таблицу, смотрит на нее  в течении 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.

2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.

3.Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 10 для первоклассников, от 1 до 25 по порядку для старших детей не раздумывая долго над своими действиями.

4. Каждую цифру нужно назвать вслух.

5.Далее таблицы можно усложнять.

C:\Users\Лера\Desktop\НАЧАЛКА\табл шульте\шульте цифры1.jpeg

На уроках обучения грамоте в 1 классе можно использовать таблицы с буквами. Назвать буквы по алфавиту.

А

 Г

 Ё

 Д

 Ж

 В

 З

 Е

 Б

   

Й

Д

И

Г

Ё

Л

А

Ж

М

Б

Н

В

Е

К

З

О

А

 М

 Г

 Ё

 И

 Д

 Й

 З

 Е

 К

 Б

 Н

В

 Л

 О

Ж

С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6х5,  6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по 5 минут) на протяжении 21 дня.

р

 в

 с

 г

 п

 л

 ж

 б

 н

 ё

 е

 и

 о

 м

 д

 з

 й

 а

 т

 к

C:\Users\Лера\Desktop\t_shulte_01.jpg

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. 

3

15

 5

11

 1

10

 2

14

 8

13

 7

12

 4

 9

 6

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения - искать числа нужно беззвучным счетом , то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

1.Показать и назвать цифры по порядку.

 2.Показать и назвать объекты в обратном порядке. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном.
Красно-чёрная таблица Шульте

Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом: Назови и покажи все красные цифры. Назови и покажи все чёрные цифры. Показывая красные, используй прямой счёт. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

Еще одним вариантом усложненного выполнения Шульте будет поиск цифр с использованием одновременно левой и правой руки. Требуется таблица с цифрами двух разных цветов. При этом счет идет также последовательно, но цифры попеременно указываются то левой рукой (один цвет), то правой рукой (другой цвет). При этом тренируется также межполушарное взаимодействие.

C:\Users\Лера\Desktop\Безымянный.png

Работа с таблицей Шультe развивает параллельное внимание. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы Шульте видеть одновременно с центральной цифрой верхние, а так же нижние левую и правую цифры.

При регулярном пользовании таблицами Шульте расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Ученые разгадали секрет эффективности таблиц. Результаты проведенных научно-исследовательских экспериментов свидетельствуют о том, что таблицы Шульте оказывают благоприятное воздействие на активность мозга человека. Ученые, специализирующиеся в области функциональной нейровизуализации, определили, что влияние обусловлено заметным приливом крови к областям лобных долей коры головного мозга при решении новой задачи. Однако повторная попытка изучения той же картинки существенно снижала интенсивность кровотока. Другими словами, интенсивность кровоснабжения зависела от сложности и от характера таблицы Шульте. Предлагая мозгу решение новых задач, мы не только стимулируем его работу, но и улучшаем его деятельность, увеличивая объем памяти и усиливая концентрацию внимания.

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают быстрее и прочнее усваивать новый материал; научиться критически оценивать полученные знания; эффективнее запоминать информацию; концентрировать внимание на конкретном действии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узоры на крыльях. Рисуем бабочку. 1 класс.

Презентация поможет на уроке ИЗО в 1 классе увидеть красоту бабочек....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рисунок "Узоры на крыльях бабочки" для 1 класса.

Беседа о бабочках и поэтапное изображение ....

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...

Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:·        сформировать представление учащи...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания»  КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: Узоры на крыльях Цели деятельности учителя: познакомить с линией симметрии, с узора...