Интеллектуальная игра по литературному чтению
материал по чтению (3 класс)

Борисова Елена Александровна

Интеллектуально-познавательная игра

 «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество»

Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству К.Г. Паустовского, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualno_3_klass.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

 «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество»

Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству К.Г. Паустовского, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Подготовительная работа:

  1. заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия;
  2. подготовить раздаточный дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия, дипломы и призы;
  3. разделить класс на три команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);
  4. организовать рабочие места для каждой команды.

Ход мероприятия

- На уроках литературного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы».

Этот человек очень любил тихую живопись Исаака Левитана… Литературоведы заметили, что его проза похожа на одну из картин упомянутого художника - "Над вечным покоем". Писатель во всем подражал природе, поэтому остался неподражаемым.

"В поисках точных слов" – фраза, метко характеризующая суть его творчества и серьезное к нему отношение.

Догадались, о ком идет речь?

- К.Г. Паустовский… Творчество этого автора никого не оставляет равнодушным. Как вы думаете, почему?

- В своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

Похоронен писатель на кладбище в городе Тарусе, городе, который находится между Москвой и Тулой, близ проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он оставил в дар людям. Всегда, от весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты полевых цветов. А зимой – зеленеют веточки елок…

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.

В игре будут принимать участие 3 команды. Представление команд.

- Правила таковы. На экране игровое поле, разделенное на пять цветных секторов. В каждом секторе вопросы и задания, касающиеся истории жизни и творчества Паустовского. В зеленом собраны общие вопросы, отражающие биографию автора, в остальных - вопросы и задания частного характера. Так, оранжевый сектор посвящен произведению «Кот-ворюга», розовый называется «Жильцы старого дома», голубой - «Барсучий нос», и, наконец, сиреневый - «Заячьи лапы».

Каждый вопрос или задание секторов оценивается в указанное на табло количество баллов в зависимости от уровня сложности: чем выше количество баллов, тем сложнее назвать ответ. Выбирать сектор и количество баллов команды будут по очереди. Капитаны руководят группами. Ответ на вопрос обсуждают все три команды, причем так, чтобы не передать свои знания соперникам. Результаты нужно фиксировать на соответствующих бланках (см. Приложение 2). Таким образом, все три команды имеют возможность заработать указанные на табло баллы. Ответ вслух называет та команда, которая выбирала сектор. Если у всех участников игры ответ правильный, баллы становятся достоянием команд. Если ответ частично верный, то и баллов начисляется меньше. Если у всех участников игры ответ неправильный, озвучить решение придется учителю. Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает и получает диплом, призы.

СЕКТОР 1. «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского»

10 баллов.Назовите основные темы произведений К.Г.Паустовского? Кто герои его произведений?

Ответ. Писал о природе, о животных, о детях, о Родине. Главные герои - животные, дети, выдающиеся люди (музыканты, писатели, композиторы).

20 баллов. Какие профессии сменил К.Г.Паустовский, прежде чем стал писателем?

Ответ. Вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист.

30 баллов. Вам известно, что семья К.Г.Паустовского была большая и склонная, по словам самого автора, к занятиям искусством.

Какими видами искусства занималась семья К.Г.Паустовского? Какие еще увлечения были у писателя в детстве?

Ответ. Пение, игра на музыкальных инструментах (рояль), театр. Любовь к чтению, когда учился в старших классах гимназии, увлекся поэзией, изучение географическихкарт, заочные путешествия.

Названные увлечения и интересы писателя в значительной степени повлияли на его творчество.

40 баллов.К.Г.Паустовский написал большое количество произведений для взрослых, но в особенности для детей. Для них он создал увлекательные сказки и рассказы. Произведения К.Г.Паустовского были переведены на многие языки мира и пришлись по сердцу не только русским детям, но и детям, живущим далеко за пределами России, за рубежом.

Назовите 6 известных вам произведений (сказок или рассказов), написанных К.Г.Паустовским. Не называйте произведения, указанные в секторах игрового поля.

Ответ. Рассказы: «Корзина с еловыми шишками», «Прощание с летом». Сказки: «Похождения жука-носорога», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей». Другие: В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Н. Сладков «Песенки подо льдом», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

50 баллов. Назовите известные вам особенности авторской манеры письма К.Г.Паустовского. Каковы особенности языка произведений писателя? Чем интересен, необычен язык произведений?

Ответ. 1. Впроизведениях К.Г.Паустовского много доброго юмора. 2. Ироничное отношение к герою. 3. Автор вводит описания, в частности природы, они лиричны, наполнены поэзией. 4. Произведения музыкальны. 5. Употребляет большое количество эпитетов. Язык яркий, красочный, образный. Писатель рисует словами картины, как художник акварельными красками. 6. Пишет доступно, интересно. Язык привычен, понятен, легко можно представить то, о чем пишет автор.7. Применяет литературные приемы – сравнение, олицетворение.

СЕКТОР 2. «Кот-ворюга»

10 баллов. Назовите имя друга детства К.Г. Паустовского, о котором автор упоминает в рассказе. Этот человек впоследствии также стал писателем.

Ответ. РувимФраерман.

20 баллов. Какова основная мысль рассказа «Кот-ворюга»? Постарайтесь сформулировать главную мысль как можно точнее.

Ответ. Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

30 баллов. Найдите в тексте 4 наиболее ярких описания внешнего облика кота.

Ответ.«… рыжего кота», «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий… с белыми подпалинами на животе», с «зелеными … глазами»

40 баллов.Каков главный герой рассказа – кот? Подберите 8 наиболее точных характеристик, из них 4 должны быть авторскими, остальные 4 вы должны определить сами, исходя из контекста произведения.

Ответ. Хитрый, ворюга, ловкий, нахальный, «кот, потерявший всякую совесть», «кот –

бродяга и бандит», «кот-беспризорник», «хозяин и сторож».

СЕКТОР 3. «Жильцы старого дома»

10 баллов. Назовите имя таинственного мастера далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздавался иногда в старом доме.

Ответ. Гальвестон.

20 баллов. Назовите фамилию и имя английского писателя 19 века, автора исторических романов, чьи произведения читали в пасмурные дни хозяева старого дома.

Ответ. Вальтер Скотт.

Автор романов «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.

30 баллов. Какую мелодию заиграла музыкальная шкатулка, когда «проснулась» после многолетнего сна?

Ответ. «В милые горы ты возвратишься…»

40 баллов. Как вы знаете героями рассказа «Жильцы старого дома» являются не только люди и животные, но и предметы.

Назовите все предметы, о которых упоминается в рассказе К.Г.Паустовского.

Ответ. Ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью «Дар Валдая», барометр, всегда показывавший «великую сушь».

50 баллов. По описаниям узнайте героев рассказа «Жильцы старого дома».

  1. Зеленая мечтательница, которая замирала, глядя на огонь керосиновой лампы. Она героически переносила «Страшную пытку Средневековья» и доверяла людям, позволяя себе увлечься сказкой «волшебного алмаза».
  2. Похожа на цыганку: и шаль пестра, и чернота. Взлетит на крышу спозаранку, кудахчет целых три часа. Задириста, криклива, упряма всем на диво. Гроза котов и псов.
  3. Сварливый, голенастый, с мозолистыми лапами.
  4. Черный, с «твердыми привычками» чистюля. Любил лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Глаза его белели от злости.
  5. Маленький, рыжий, кривоногий, очень похож на крысу.

Ответы. Лягушка, черная курица, петух Горлач, кот Степан, такса Фунтик.

СЕКТОР 4. «Барсучий нос»

10 баллов. Какое блюдо хотел приготовить рассказчик?

Ответ. Картофель жареный на сале.

20 баллов. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Барсучий нос»? Докажите.

Ответ. Рассказ. Описан один эпизод из жизни героя, одно событие. Немного героев. Небольшое по объему.

30 баллов. Расскажите, как барсук пытался залечить свой обожженный нос?

Ответ.«…расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос…, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос…»

40 баллов. Опишите (как можно точнее) внешний облик барсука – главного героя рассказа.

Ответ. Маленький зверь, острая мордочка с черными пронзительными глазками, мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, шершавый язык, полосатая шкурка, пушистые лапы.

50 баллов. Найдите в тексте строки, описывающие страдания барсука. Выразите свое отношение к этому герою.

Ответ. «…Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь…». Жалко барсука, потому что он страдал от боли.

СЕКТОР 5. «Заячьи лапы»

10 баллов. Кем по профессии был Карл Петрович Корш?

Ответ. «Специалист по детским болезням», детский врач.

20 баллов. Всегда ли звери, которые, как известно, лучше человека чувствуют, откуда идет огонь, спасаются?

Ответ. В большинстве случаев спасаются, гибнут в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

30 баллов. Паустовский в своих произведениях часто использует различные литературные приемы. Какие?

В предложения из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» вставьте вместо точек подходящие по смыслу сравнения. Прочитайте полученные предложения.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, …

Ленивый гром потягивался за горизонтом, … , и нехотя потряхивал землю.

Леса стояли сухие, …

Ответ.

40 баллов. Внимательно послушайте фрагмент из рассказа «Заячьи лапы».

Расскажите, что произошло дальше.

«…Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко! Заяц вывел деда из огня…»

Ответ. Когда дед и заяц выбежали из леса к озеру, то оба они упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед вылечил зайца и оставил у себя. Он считал себя виноватым перед своим спасителем… Левое ухо у зайца было рваное. Внук деда все понял…

50 баллов. Вспомните, как в рассказе описана картина лесного пожара. Нарисуйте эту картину своими словами.

Ответ. «С юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать… Начался лесной пожар… Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью… даже поезд не мог бы уйти от такого огня… во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час… дым выедал… глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени…»

Подведение итогов. Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по литературному чтению "Битва знатоков" для учащихся 4-х классов

 Внеклассное мероприятие по литературному чтению предназначено для учащихся четвёртых классов. В игровой соревновательной форме повторяются и обобщаются знания детей по изученным литературным произвед...

Интеллектуальная игра по литературному чтению «По дорогам сказок» 3 класс

Данный урок проходил в рамках городского семинара по теме « Развитие читательских способностей у учащихся младших классов».Цели: развивать познавательную активность учащихся; прививать любовь к чтению...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Интеллектуальный урок-игра по литературному чтению

Повторение малых жанров устного народного творчества в необычной форме....

Интеллектуальный марафон по литературному чтению и окружающему миру

15 заданий разного уровня сложности по литературному чтению и окружающему миру для интеллектуального марафона в 3 классе...

Интеллектуальная игра по литературному чтению для 1-4 классов "Своя игра"

Интеллектуальная игра по литературному чтению для 1-4 классов содержит несколько занимательных заданий...