Сти-я о родной природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспекти презентация урока по чтению Сти-я о родной  природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 1 «Б» классе

Федоренко Татьяной Романовной

Предмет: Литературное чтение

УМК: школа 21 века.

Тема: «Стихотворения о родной природе. С.Маршак «Апрель». Рассказы о природе. М.Пришвин «Лесная капель».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Задачи урока:

Образовательная:  познакомить с автором М.Пришвиным, Маршаком С. И их произведениями. 

Развивающая: развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность и мышление.

Воспитательная:  воспитывать любовь к природе, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.
  3. 3.Проверка готовности к уроку

-Всем говорим  мы: “Здравствуйте!
  Доброе  утро,  друзья!
  Этот день прекрасный,
  Ведь на дворе ВЕСНА!”

- Сегодня я приглашаю вас в гости, отгадайте к какому времени года, прослушайте стихотворение и доскажите словечко:

1.Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая-

Значит к нам пришла …

2.Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла …

3.Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет-

Значит к нам пришла …

- Итак, мы идём в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

  1. Актуализация знаний

 

– Сегодня вы познакомитесь с произведениями о весне, научитесь их выразительно читать. А также поговорим об особенностях этого времени года.

- Назовите весенние месяцы?

– Отгадайте, о каком именно весеннем месяце сегодня будем читать?

- Яростно река ревет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел?..

- По каким приметам вы догадались, что это апрель?

– Закройте глаза и послушайте аудиозапись пьесы “Весна. Времена года” А. Вивальди.

- Какие картины весенней природы вы представили?

 

-март, апрель, май

-апрель

-Журчание ручьев, пение птиц, половодье

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

  1. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Апрель» Самуила Яковлевича Маршака.

V. Основная часть

1.Биография М.Ю.Лермонтова

2.Первичное чтение

стихотворения

3. Словарная работа

4. Вторичное чтение стихотворения

5. Анализ стихотворения.

6.Вторичное чтение

-  Что вы знаете о С. Маршаке?

 -   Самуил Яковлевич МАРШАК - русский поэт и переводчик.  Он сочинял и переводил стихи, сказки, пьесы для детей. Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.

 Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке».  В ней очень интересные стихи о животных. Он прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.

-Итак, что вы узнали о Самуиле Яковлевиче?

-Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.(чит. Уч.)

–Что вы слушали? Понравилось ли вам это стихотворение? 

- Какое настроение оно у вас вызывает? 

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Подтвердите ответ словами из текста произведения.

- Посмотрите на слайд. Как вы   понимаете эти слова?

 -Капель – паление с крыш или деревьев тающего снега или сосулек.«кап-кап-кап» - поёт капель.

Валежник – сухие деревья и сучья, упавшие на землю. Валежник делает лес труднопроходимым.  

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идет.

-Вы прослушали, как я читала стихотворение, а теперь прочитаете стихотворение вы.

- Как мы стараемся читать стихотворение?

- При помощи чего мы можем передать чувства и настроение?

- Что мы должны помнить при выразительном чтении?

- Какие слова будем читать громко, радостно? Почему?

- Кто попробует прочитать стихотворение так, чтобы все поняли, что ты рад приходу весны?  (несколько человек читают стихотворение).

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Радостное

- апрель

- Бодро, весело, но не очень быстро

- интонации

-паузу - знаки препинания, выделять голосом главные слова - логическое ударение

-«Апрель»

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответствующей задачей.

ФИЗМИНУТКА

-Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

1. Словарная работа

2.Первичное чтение

рассказа.

3. Вторичное чтение рассказа. Составление плана.

-Сегодня мы войдем в мир книг волшебника Пришвина, а поможет нам в этом его произведение «Лесная капель».               

- В его рассказе нам могут встретиться вот такие слова. Как понимаете значение слов:                                                                                                                                  

 Нерукотворный - такой, какого не создать трудом человеческих рук.

Мгновенья - кратчайший промежуток времени.

 - Итак, будем искать чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Я буду читать, а вы следите по учебнику, чтобы хорошо ориентироваться в тексте.

-Понравилось вам произведение?

 -Какое возникло чувство?

-Я предлагаю вам еще раз прочитать произведение Пришвина. Уверена, вы откроете для себя что-то новое, то, что не услышали.

1 абзац

-Читаем 1-ый абзац.

- Какое мгновение в жизни природы описал  Пришвин?

-Как появляются листочки?

2 абзац 

-Продолжаем читать.

 -о каких каплях говорит автор?

-Какое же волшебство происходит в весеннем лесу, мы узнаем перечитав 3 абзац.

3 абзац

-почему капли светились в темноте?

-Предположите, в какое время суток происходит действие?  

VIII.Итог урока

1.Рефлексия.

Домашнее задание

-Какой же мы сделаем вывод по сегодняшнему уроку? Что вам больше всего понравилось на уроке?  

-А мне больше всего понравилось, как  вы работали на уроке. Спасибо вам, ребята, за урок!

-И так, с какими произведениями мы  сегодня познакомились?

Продолжи предложение: «Сегодня на уроке я научился…»,  

«Сегодня мне было интересно…»,

 «Сегодня на уроке мне было трудно…»

Делают выводы

Обобщают полученные знания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 1 класс

Слайд 4

С.Я.Маршак 1887 - 1964

Слайд 5

Капель – падение с крыш или деревьев тающего снега или сосулек.

Слайд 6

Валежник – сухие ветки и сучки, упавшие на землю

Слайд 7

Стужа – мороз, холод.

Слайд 8

Пробирается – медленно и тяжело идет.

Слайд 9

М .М.Пришвин 1873 - 1954 «Лесная капель»

Слайд 10

Мгновенье – кратчайший промежуток времени.

Слайд 11

Нерукотворный – такой, какого не создать трудом человеческих рук.

Слайд 12

Сегодня на уроке я научился… Сегодня мне было интересно… Сегодня на уроке мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителе...

Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"

Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Ю.Коваль Рассказы о природе

Подборка рассказов о природе Ю.Коваля для урока внеклассного чтения: "Букет", "В берёзах", "Стеклянный пруд", "Невидимка", "Эй", "Сковорода" и другие. Тексты рассказов можно распечатать для инди...

Конспект воспитательного занятия "Рассказы о природе М. М. Пришвина"

Педагог зачитывает произведение М.М. Пришвина "Гаички", проводит беседу, задает вопросы, дети отгадывают загадки о природе....

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»/ Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»Тема Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природеЦели урока: познакомить учащихся со сборниками стихотворений и рас...

Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...