Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толстого «Котёнок»
методическая разработка по чтению (2 класс)
Данный урок позволяет повышать развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotenok.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия(Школа понимания)
Учителя: Красноногая Лариса Владимировна
Предмет: литературное чтение
Тема: Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толстого «Котёнок»
Основные технологические приёмы и форы работы:
Планируемые результаты
Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Метапредметные результаты: -формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Этапы учебной ситуации
Проблема в произведении: Трусость
-Как вы понимаете слово «Трусость?(Ответы детей)
(Трусость-поведение труса, робость ,боязливость)
1.Подготовка к активной познавательной деятельности.
-Дома вы читали рассказ Л.Н. Толстого «Котенок».
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
(Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.)
- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок)
- Кто является главным героем? (дети)
- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю? Подберите слова, характеризующие Васю и Катю. ( работа у доски)
Беспокоится любит свою кошку
влез на крышу любопытная
Вася храбрый Катя тревожится
любит свою кошку равнодушная
находчивый на крышу не полезла
решительный трусливая.
-Вот такими вы увидели героев. Порассуждаем, действительно ли Катя трусиха?
2. Игра «Обмен причинами». Работа по тексту.
-Ответим на вопросы.
На доске таблица из вопросов и ответов:
Почему... | Потому что: |
Почему дети стали искать кошку? |
|
Почему Вася полез на крышу амбара? |
|
Почему Катя побежала домой? |
|
Почему дети взяли котенка с собой на прогулку? |
|
Почему котенок остался один? | |
Почему Катя убежала? | |
Почему Вася перестал брать котенка в поле? | |
В самом начале пишем наиболее логичные, ответы (можно соединить стрелкой их с вопросом), а также все остальные ответы, которые могут быть причиной данного события.
3.Работа по тексту выборочное чтение.
-А какой самый напряженный момент в произведении? (Зачитать отрывок)
Верно
- Какие слова и выражения относятся к героям в этой ситуации? Выберите и соедините.
бросился к котенку обрадовалась
закричала
Вася смелый Катя испугалась
закрыл от собак засмеялась
защитник убежала
Вася поступил как настоящий защитник. Как мужчина.
– О ком он думал в этот момент? (но мог бы подумать и о себе. Ведь он еще ребенок)
- А как повела себя девочка?
- Можем ли ее за это осуждать?
Испуг- внезапное чувство страха
Трусость-поведение труса,робость ,боязливость,
Страх-очень сильный испуг
- А легко ли победить страх когда происходит что-то неожиданное?
-Д авайте посмотрим, дейстительно, ли Катя трусиха, или она просто сильно испугалась?
- Кто виноват в том, что так произошло? (оба).
-А почему тогда Толстой в начале рассказа пишет: (слайд)Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.
А в конце: Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.
-Как вы думаете, кто несет большую ответственность в данной ситуации?
-Почему Вася?(старший ,мальчик, защитник).
Интересно, почему Толстой назвал рассказ «Котенок», а не «Вася»?
Потому что котенок дал возможность каждому из героев раскрыться. Вася- храбрый, Катя- трусишка, но ей можно, она же девочка.
- Зачем Л.Н.Толстой нам поведал об этой истории? (чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)
- А с вами могла бы такая история произойти?
-Дома придумайте историю, которая бы начиналась также как и рассказ толстого «Котёнок» :
Были брат и сестра…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Л.Н.Толстой "Котёнок" УМК "Школа России"
Урок предназначен для учащихся 2 классов УМК "Школа России"...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
Урок литературного чтения "Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толсого «Котёнок»
Проблема в произведении: Трусость- Как вы понимаете слово «Трусость?(Трусость-поведение труса, робость ,боязливость)...
Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"...
"Творчество С.Я.Маршака", 1 класс; "Л. Н. Толстого "Котёнок"", 2 класс; "знакомство с произведением В. Астафьева "Капалуха"", 3 класс; "П.П.Бажов "Серебряное копытце". Характеристика героев" ,4 класс
Любимые конспекты, которые были разработаны мной и темы уроков, которые были проведены мной на практике...