Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (Начальная школа 21 века)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Новоселезневская СОШ, утвержденной приказом директора МАОУ Новоселезневская СОШ от 27.08.2020г., №127 – ОД.
3. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345(ред.от18мая2020г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Учебного плана МАОУ Новоселезневской СОШ утвержденного приказом директора МАОУ Новоселезневская СОШ от 27.08.2020 г., №127-ОД.
5.Авторской программы по литературному чтению, разработанная Л.А.Ефрасининой, М.И.Омороковой в рамках проекта «Начальная школа XXI века»(научный руководитель Н.Ф. Виноградова). – 3-е изд, – М.: Вентана-Граф, 2017г.)
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.1.2.2.4 | Л.А. Ефросинина М.И. Оморокова
| Литературное чтение ч1, | 4 | « Вентана – Граф»,2017 г. | Приказа Минпросвещения России от от 28.12.2018 N 345(ред.от18мая2020г.) «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
Изменения в содержании рабочей программы
№ урока | Тема урока | Региональный компонент |
7 | Народные песни: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | «Читаем стихи о Малой Родине». |
15 | Анализ контрольной работы. В.А.Жуковский «Песня», «Ночь». | Писатели и поэты Тюменской области Казанского района. |
27-28 | П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки). Определение главной мысли сказки | П.П. Ершов-наш земляк |
29 | «Стихи П.П. Ершова».П. Ершов«Кто он?» | Виртуальная экскурсия в музей П.П.Ершова г.Ишим Р/К |
61 | А.Блок. «Россия». Работа по определению темы, тона ,темпа ритма стихотворения, интонационного рисунка стихотворения.
| «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Гимн Тюменской области.Р/К |
62 | А.Бальмонт «Россия», «К зиме»,выразительное чтение стихов. | Тема Родины в творчестве поэтов родного края. Р/К |
72 | С. Маршак Перевод стихов Р.Бернста «В горах мое сердце» Работа над средствами выразительности. | Знакомство с символикой Казанского района Тюменской области.Р/К |
79 | К.М.Симонов «Сын артиллериста».Определение точки зрения автора ,его отношение к стихотворению. | «Они защищали Родину» Р/К |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie.docx | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новоселезнёвская средняя общеобразовательная школа
п. Новоселезнёво, Казанского района, Тюменской области.
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 от « 27» 08 2020г | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________/Е.М. Исайкина « 20» августа 2020г | «Утверждаю» директор МАОУ Новоселезнёвская СОШ ____________/Е.А. Дубынина « 27» августа 2020г Приказ №127 -ОД от « 27» августа 2020г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
4класс
2020-2021 учебный год
Составитель:
Стрельцова А. А. ,
учитель начальных классов,
п.Новоселезнёво,2020 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
- понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
- передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
- различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
- подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
- различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
2.Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.
Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни (9 часов) | ||
1 | Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, дразнилки. | 1 |
2 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1 |
3 | Проверка техник чтения. Русская народная сказка «Марья Моревна. | 1 |
4 | Былина «Волхв Всеславович».Былина как жанр фолклора. | 1 |
5 | «Святогор» .Составление образов героев. | 1 |
6 | «Народные легенды». «Легенда о граде Китеже». Сравнение легенд. | 1 |
7 | Народные песни: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский .«Читаем стихи о Малой Родине».Р/К | 1 |
8 | Народные песни:Песня «Русская земля», «Суворов приказывает армии переплыть море». | 1 |
9 | Проверочная работа «Сказки .легенды, былины ,героические песни» | 1 |
«Басни. Русские баснописцы» (5часов) | ||
10 | И.А.Крылов Басня «Стрекоза и муравьи» Закрепление понятия басни .,Мораль.И.И.Химницер «Стрекоза»,Н.Л.Толстой «Стрекоза». | 1 |
11 | И. Хемницер «Друзья.», И.А.Крылов «Крестьянин в беде» Сравнение басен | 1 |
12 | А.Измайлов «Кукушка»,Дмитриев «Муха»И.А.Крылов «Осел и соловей». Работа над сюжетом басен. | 1 |
13 | И.А.Крылов «Мартышка и очки» «Квартет» выявление особенностей языка басен». | 1 |
14 | « Басни.Русские баснописцы» Контрольная работа по теме | 1 |
Произведения В.А. Жуковского» (4 часа) | ||
15 | В.А.Жуковский «Песня» , «Ночь»,Загадки, Особенности формы и содержания средств выразительности. Писатели и поэты Тюменской области Казанского района.Р/К | 1 |
16 | В.А.Жуковский «Спящая царевна» «Светлана» Составление плана сказки Пересказ по плану. | 1 |
17 | В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее и о его сыне Иване царевиче,о хитростях Кощея Бессмертного.Краткий пересказ по плану. | 1 |
18 | Обобщение по теме. Стихи В.А.Жуковского «Осень», работа с понятием –эпитет, сравнение. Л.А. Кассиль «У классной доски» | 1 |
Произведения А.С. Пушкина» (6 часа) | ||
19 | Стихи А.С.Пушкина «Осень»,И.И. Пущину,. Работа с понятием «Рифма», «Ритм», «Тон», «Логическое ударении» «Пауза». | 1 |
20 | И.И. Пущин Записки о Пушкине, А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Ю.Казаков. «Тихое утро». | 1 |
21 | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».Из воспоминаний В.Даля. Работа с разно жанровыми произведениями. | 1 |
22 | А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». | 1 |
23 | Обобщение по теме «Стихи А.С. Пушкина» А.С. Пушкин. Захарово «детская» пушкинского дома | 1 |
24 | Проверочная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 |
Произведения М.Ю. Лермонтова (2часа) | ||
25 | Стихи М.Ю. Лермонтова. М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | 1 |
26 | М. Лермонтов «Утес», «Горные вершины» выделение эпитетов,сравнений метафор.». П.П.Бажов. «Огневушка-Поскакушка», «Горный мастер» | 1 |
«Произведения П.П. Ершова» (3 часа) | ||
27 | П. Ершов. «Конёк-Горбунок». Знакомство с произведением. Чтение отрывков. П.П. Ершов-наш земляк Р/К | 1 |
28 | П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки). Анализ произведения. Определение главной мысли сказки. П.П. Ершов-наш земляк Р/К. Транс.(Районная библиотека) | 1 |
29 | «Стихи П.П. Ершова».П. Ершов«Кто он?» Виртуальная экскурсия в музей П.П.Ершова г.Ишим Р/К | 1 |
30 | Контрольная работа по теме «Произведения А.Пушкина, Жуковского ,М. Лермонтова | 1 |
Произведения М.В. Гаршина (4 часа) | ||
31 | «Сказки В.М. Гаршина».В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Деление на части. Составление плана | 1 |
32 | Сказки В.М. Гаршина».В. Гаршин «Лягушка-путешественница».Пересказ по плану Л.Пантелеев «Две лягушки» | 1 |
33 | Проверка техники чтения. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница» составление плана | 1 |
34 | В. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница» Пересказ по плану. | 1 |
«Произведения русских писателей о детях» (5 часа) | ||
35 | Гарин-Михайловский «Старый колодезь» глава из повести «Детство Темы». Работа с сюжетно-композиционным треугольником | 1 |
36 | Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | 1 |
37 | К. Станюкович. «Максимка». Знакомство с произведением. | 1 |
38 | К. Станюкович. «Максимка». Выделение кульминационного момента и выразительное чтение произведения | 1 |
39 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» сравнение сюжетов и судеб героев. | 1 |
«Произведения зарубежных писателей» ( 10 часов) | ||
40 | В. Гюго «Козетта». Чтение отдельных глав | 1 |
41 | В. Гюго «Козетта». Анализ произведения. | 1 |
42 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с произведением, чтение отдельных глав. | 1 |
43 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Анализ произведения. | 1 |
44 | «Сказки зарубежных писателей».Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди». «Самое невероятное».Работа над особенностями сказки. | 1 |
45 | Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» | 1 |
46 | Г.Х.Андерсен «Дети года». Выбор в тексте фактов из жизни писателя. | 1 |
47 | Г.Х.Андерсен «Дети года».Анализ произведения | 1 |
48 | Г.Андерсен «Девочка со спичками»Работа с книгами справочниками.. | 1 |
49 | Проверочная работа по теме «Произведения зарубежных писателей» | 1 |
Мифы народов мира 3 часа | ||
50 | Мифы Древней Греции.Арион и .Дедал Икар».Понятие о мифах как жанре. | 1 |
51 | «Славянские мифы.Ярило –солнце.Древнеиндийский миф «Творение».Работа с текстом. Деление на смысловые части | 1 |
52 | Древнекитайский миф Подвиг стрелка | 1 |
Книги Древней Руси 3 часа | ||
53 | Повесть временных лет «О князе Владимире».Определение главной мысли произведения. | 1 |
54 | Повесть о Никите Кожемяке.Повесть о Константине и Мефодии. Наставления ЯрославаМудрого. Составление наставлений для себя | 1 |
55 | Поучение Владимира Мономаха детям.поучение-жанр древнерусской литературы. | 1 |
Произведения Л.Н. Толстого 5 часов | ||
56 | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 |
57 | Л.Н.Толстой сказка «Два брата»,басня «Мужик и водяной» Сравнение произведений деление на части | 1 |
58 | Л.Н.Толстой Рассказы «Черепаха», «Русак» Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов. | 1 |
59 | Л.Н.Толстой былина «Святогор-богатырь»». | 1 |
60 | Проверочная работа по теме «Произведения Л.Н.Толстого».В.Г. Короленко. «Последний луч» | 1 |
Произведения А.Блока 1час | ||
61 | А.Блок. «Россия». Работа по определению темы, тона ,темпа ритма стихотворения, интонационного рисунка стихотворения. «Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации. Гимн Тюменской области.Р/К | 1 |
Произведения Д.К. Бальмонта 3 часа | ||
62 | А.Бальмонт «Россия», «К зиме»,выразительное чтение стихов. Тема Родины в творчестве поэтов родного края. Р/К | 1 |
63 | «Сказочные стихи».К. Бальмонт «Снежинка», «У чудиш» Выразительное чтение стихов. | 1 |
64 | К. Бальмонт«Русский язык», «Золотая рыбка».Ритмичный рисунок стихотворного произведения. | 1 |
«Произведения А.И. Куприна» (3 часа) | ||
65 | «Рассказы о животных».А. Куприн «Скворцы».Воспоминание о Чехове» .Аналитическое чтение А.П. Куприн «Чудесный доктор» | 1 |
66 | Проверка техники чтения. А.Куприн «Четверо нищих».«Легенда» «Звезда». .рассказ о герое и его поступках.. | 1 |
«Стихи И.А. Бунина» (2 часа) | ||
67 | И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...». Знакомство с произведением. Выразительное чтение. «Детство». | 1 |
68 | И. Бунин «Листопад» (отрывок).Работа над образными средствами языка. | 1 |
«Произведения С.Я. Маршака» (7 часов) | ||
69 | С.Маршак сказка «Двенадцать месяцев». Знакомство с произведением. | 1 |
70 | С.Маршак сказка «Двенадцать месяцев». Анализ произведения. | 1 |
71 | С.Маршак сказка «Двенадцать месяцев». Работа с пьесой по действиям.Инсценировка. | 1 |
72 | С. Маршак Перевод стихов Р.Бернста «В горах мое сердце» Работа над средствами выразительности. Знакомство с символикой Казанского района Тюменской области.Р/К | 1 |
73 | С.Я.Маршак «Сказка про козла» инсценирование сказки | 1 |
74 | С.Я.Маршак «Ледяной остров».Заполнение схемы. | 1 |
75 | Контрольная работа по теме «Стихи русских поэтов» | 1 |
76 | Анализ контрольной работы. Н.А.Заболоцкий «Детство»,Особенности выразительности средств языка. | 1 |
77 | Обобщение по теме «Произведения С.Я. Маршака» | 1 |
Произведения о детях войны 2 часа | ||
78 | В.Катаев «Сын полка».Понимаем главную мысль произведения. | 1 |
79 | К.М.Симонов «Сын артиллериста».Определение точки зрения автора ,его отношение к стихотворению.«Они защищали Родину» Р/К | 1 |
«Стихи Н.М. Рубцова» (2 часа) | ||
80 | Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы».И.А. Бунин «В деревне». | 1 |
81 | Н.Рубцов «Тихая моя Родина» Работа над выразительностью чтения. | 1 |
Произведения А.Платонова (1 час) | ||
82 | А.Платонов «Любовь к Родине», «Путешествие воробья», «Неизвестный цветок» Обмен мнениями о главной мысли произведения.. | 1 |
Произведения С.В. Михалкова» (1 час) | ||
83 | С.В. Михалков «Школа» , «Хижина дяди ТомаРабота над выразительностью чтения произведений. | 1 |
Фантастические произведения 4 часа | ||
84 | С.В.Михалков «Зеркало».«Как старик корову продавал» Повторение понятий «Басня», «Вступление», «Рассказ» | 1 |
85 | Н.Носов «Федина задача»Чтение юмористических эпизодов. Выразитедьное чтение диалогов. | 1 |
86 | И.А.Гамазнова « Страдание» | 1 |
87 | В.Драгунский «Тайное становится явным».М.Горький «Пепе».Выявление авторской роли в произведении | 1 |
«Юмористические произведения» (3часа) | ||
88 | И.С.Соколов –Микитов «Родина».Изучение понятия «Очерк», «Тема очерка». «Герой очерка» | 1 |
89 | А.И.Куприн «Сказки Пушкина».Н.С.Шер»Картины –сказки».Выделение особенностей очерка | 1 |
90 | Н.С.Шер «Картины-сказки».Определение темы очерка | 1 |
«Очерки» (4часов) | ||
91 | Роман Сеф «О стихах Джона Чиарди» | 1 |
92 | Проверочная работа по теме «Очерки». | 1 |
93 | Н.Ф.Вагнер «Фея Фантаста». Знакомство с автором и произведением. | 1 |
94 | Н.Ф.Вагнер «Фея Фантаста».Анализ произведения. Выразительное чтение. | 1 |
«Путешествия. Приключения. Фантастика» (7 часов ) | ||
95 | Н. Вагнер «Береза». Знакомство с произведением. | 1 |
96 | Н. Вагнер «Береза». Анализ произведения. Составление картинного плана. | 1 |
97 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Знакомство с биографией автора и отдельными главами произведения. (отдельные главы). | 1 |
98 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Чтение отдельных глав. Составление плана для пересказа. | 1 |
99 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Пересказ отдельных глав | 1 |
100 | Проверка техники чтения. Н.П.Вагнер «Руф и Руфина». Составление аннотации к книге. | 1 |
101 | Проверочная работа по теме: «Произведения о детях» | 1 |
102 | Обобщающий урок. Библиотечный урок «В мире книг В.Рыбаков «О книгах Джона Свифта» | 1 |
Итого: | 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...