Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Консект урока Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnaya_mysl_teksta_m_.m._prishvin_rebyata_i_utyata.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 2 классе   (УМК «Школа России»)

 

Тема

Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»

Педагогическая цель

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные результаты

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Основные понятия и термины

Рассказ, М.М. Пришвин, утка Чирок-свистунок

Методы, формы работы

Наглядный, словесный, частично-поисковый, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» (2 кл., 1 ч.), раздаточный материал, ИКТ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

-Хорошее настроение - залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов.  В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

-Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упр. в отработке дыхания

-Ребята, сейчас  я предлагаю вам подготовить вашу речь для нашего урока. Выполним дыхательное упражнение. Встаньте пожалуйста.

- Давайте представим, что у вас день рождение и к вам поднесли красивый, сладкий торт со свечами, а теперь загадайте желание и задуйте свечи. Нужно медленно вдохнуть через нос, а выдыхать через рот. И еще один раз.

-Восстановили ровное дыхание, теперь можно присесть.

Предлагает учащимся выполнить упражнения в отработке дыхания.

Выполняют упражнения в отработке дыхания под руководством учителя.

Упр. в отработке дикции

сл.1

- Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой.(образцовое чтение учителя)

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)

-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)

-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь.Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)

- О ком эта скороговорка? ( О Саше)

- А как вы понимаете слово «шустро»? (быстро)

- Какой звук повторяется чаще всего? (звуки [ш], [с] )

- Прочитайте скороговорку выразительно.

- Прочитайте с интонацией удивления.(читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.

-Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук.

- Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (Нужно произносить все звуки и не пропускать слова)

-Итак, мы с вами подготовились к чтению.

Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения

Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией  (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро.

III. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Игра «Соответствие»      

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»      

-Работаем в парах   (карточки)

- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                       А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                        И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка  

                                                                                         Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,  

В детстве был теленком

                                                                                      В.Берестов   

Проверка: стихи на слайдах      ставим плюсики на листочках

- У кого 4 +?   3+? – замечательно.

Проведение игры «Соответствие». Зачитывание стихотворений.

Принимают участие в игре, активно вовлеченные в работу.

IV. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?        

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Воспринимают учебную задачу, рассуждают, мысленно входят в тему урока, самостоятельно определяют тему урока

Определение темы и задач урока

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

-Откройте учебник на стр. 43-ей и скажите, с каким произведением мы познакомимся.

-Совершенно верно, тема сегодняшнего нашего урока «М .М. Пришвин «Ребята и утята».

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением; определить тему произведения, которое будем изучать на уроке)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Знакомство с автором (на основе презентации)

сл. 2

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и  в сельской библиотеке и прочитать. Российский, а позднее и советский писатель Михаил Пришвин оставил нам после себя значительное литературное наследие. Его произведения полны глубокомысленных и философских размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой. Они заставляют задуматься после прочтения, и затрагивают самые тонкие струны нашей души. Юный Михаил Пришвин учился из рук вон плохо — он дважды оставался на второй год, и остался третий раз, но его отчислили из учебного заведения из-за ссоры с одним из учителей. Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов. Книга Пришвина «Дневники», над которой он работал 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Сам Михаил считал «Дневники» главной работой в своей жизни.

-Для кого пишет Михаил Пришвин? (для взрослых и детей)

-Какое наследие оставил автор для нас? (глубокомыслие и философские размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой)

-О чем заставляет задумать его произведения? (тонкости струны нашей души)

-Над чем работал Михаил Пришвин 49 лет? (над книгой «Дневник»)

Знакомит с автором, обеспечивает восприятие учащимися нового материала.

Внимательно слушают учителя, воспринимают новую информацию.

Первичное восприятие текста

(читает учитель, аудиозапись)

-Сейчас я начну читать произведение, а вы, следите и будьте внимательны, я могу остановить в любой момент и предоставить возможность прочитать вам.

-Во время прослушивания произведения обратите внимание на непонятные вам слова, приготовьтесь после прослушивания ответить на вопрос: о ком говорилось в тексте? И мы увидим, кто из вас был самым внимательным.

Читает выразительно произведение учащимся с целевой установкой. Организует внимание детей.

Внимательно слушают учителя в соответствии с целевой установкой.

Проверка первичного восприятия

-О  ком данное  произведение?( о животных и людях)

-Ребята, а как вы думаете, я прочитала рассказ или сказку? (ответы детей)

-Молодцы, рассказ, а что такое рассказ? (малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования)

-Что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (ответы детей)

-Назовите главных героев? ( дикая уточка чирок-свистунок, автор, ребята)

-Где происходит действие? ( в деревне)

-Было ли чувство жалости к кому-либо? (да, к утяткам и маме уточку)

- На что решилась уточка чирок-свистунок? (перевести утят)

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру? (да)

- Что значит для утят свобода?( природа)

- Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?( из леса в обход по деревне к озеру)

- Сколько это километров? Это много или мало? (много)

- Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние? (тяжело)

-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь? (труден)

– Кто видел маленьких утят? (дети)

– Где?( в деревне)

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

сл. 3

- Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

- С какой уточкой познакомились? (ЧИРОК-СВИСТУНОК)

-Где обитают уточки? (на небольших водоемах)

-Вес маленький или большой? (маленький)

-Чем отличаются от обычных уток? (ярким зеленым зеркальцем на крыле)

-Где строят гнезда? (у окраин водоемов)

-Чем питаются утки? (растительными  и животными кормами)

 Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, задаёт вопросы по прочитанной сказке.

Отвечают на поставленные вопросы учителя, делятся впечатлениями об услышанном.

Словарная работа по тексту

сл. 4

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. 

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы.

 Знакомит  учащихся со словами, требующими объяснения, объясняет их лексическое значение, проверяет уровень усвоения информации.

Воспринимают учебную задачу, слушают учителя,  высказывают свои предположения, запоминают значения сложных слов.

Повторное чтение и анализ произведения

(под руководством учителя)

- А сейчас вы под моим контролем будите читать рассказ, следите за чтением своих одноклассников и слушайте внимательно, т.к. после прочитанного я буду задавать вам вопросы по тексту.

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. («Мать шла позади, чтобы не упускать утят ни на минуту»)

– Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)

– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба? (мальчики)

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.(«Вот тут и увидели мальчики и зашвыряли шапками»)

– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)

- Как вела себя утка-мать? Прочитайте. («…мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны…»)

- Кто же помог утятам? Как? (автор, сделав им замечания)

- Как повели себя дети? (струсили)

- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? («Что вы будете делать с утятами?»)

- Как мать собирала своих утят? (только когда отошли ребята)

- Сколько же было утят?( пять)

- Как попрощались ребята и автор с утятами?  (мальчики подняли шапки с дороги и ими же проводи животных, о словами:«До свидания!»)

- Что закричал автор утятам? Прочитайте. («Счастливого пути, ребята!»)

- Как ребята это восприняли? ( с насмешкой)

- Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

 Формулирует учебную задачу, контролирует правильность и полноту ответов, формулирует вопросы и задания, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, дополняет ответы учащихся

Читают рассказ по частям, отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, осуществляют выборочное чтение, формулируют выводы.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

- Каждый писатель хочет научить читателя чему-то. Чему хотел научить Михаил Пришвин судя по содержанию произведения?

- Вспомним, что такое «главная мысль произведения»? (То, что хотел сказать автор, идея)

- Сформулируйте главную мысль текста. (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)

Формулирует учебную задачу, организует работу фронтально, объясняет задание, контролирует работу, обобщает ответы учащихся

Работают фронтально, объясняют смысл пословиц, соотносят с произведением, отвечают на вопросы учителя.

ФИЗМИНУТКА

 -А сейчас, ребята встаньте.

А у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.                .

Показывает упражнения, читает стихотворение.

Повторяют за учителем упражнения

Работа с иллюстрацией на стр. 133

-Откройте учебник на странице 133, обратите внимание на иллюстрацию. Найдите эпизод в тексте, который проиллюстрировал автор.

- Кто изображен, какие эмоции? (изображены мама утка с утятами, а так же мальчики и автор)

-Что делает мать уточка? (величаво идет)

-Что делают дети? (махают шапками и прощаются с семьей уток)

Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу        

Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу

VI. Закрепление изученного материала

Цель:обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Чтение по началу

Чтение по концу

1)Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

- Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

- Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)

– А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая).

- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

– А какое чувство пережили утята? (страх)

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (мама)

– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2) Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами? (с уважением и любовью)
– Что он сделал при этом? (заставил снять головные уборы мальчик и провести утят с мамой)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу

Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу

Обобщающая беседа,

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор? (М. М. Пришвин)

-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»? (т.к. в рассказе речь идет о ребятах и утятах)

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?
(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому.Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

Задает вопросы классу, проверяет, как  учащиеся освоили новую тему.

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют свои знания.

VII. Итог урока

Цель:обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.

Домашнее задание

(дифференцированное)

Стр. 132-135 читать, стр. 135 №6.

Сообщает домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия, выставление оценок

- Ребята, я предлагаю вам продолжить предложения:

«Сегодня на уроке я узнал, что …

«Сегодня на уроке я затруднялся в ….

«Меня больше всего впечатлило ….

- Сегодня на уроке хорошо работал, ……

Выставляет оценки, проводит рефлексию класса.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"

На этом уроке проводится очень интересная  творческая работа  в парах....

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

М.Пришвин "Ребята и утята"

Может использоваться перед изучением произведения "Ребята  утята"....

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Литературное чтение 2 класс. М. Пришвин Ребята и утята

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "О братьях наших меньших" М.Пришвин Ребята и утята...

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....