Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Консект урока Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnaya_mysl_teksta_m_.m._prishvin_rebyata_i_utyata.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 2 классе (УМК «Школа России»)
| |
Тема | Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята» |
Педагогическая цель | Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план. |
Личностные результаты | Умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения. |
Основные понятия и термины | Рассказ, М.М. Пришвин, утка Чирок-свистунок |
Методы, формы работы | Наглядный, словесный, частично-поисковый, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение» (2 кл., 1 ч.), раздаточный материал, ИКТ. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь. -Хорошее настроение - залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов. В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. - Какие добрые поступки совершаете вы? -Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь и пенал. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Упр. в отработке дыхания | -Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить вашу речь для нашего урока. Выполним дыхательное упражнение. Встаньте пожалуйста. - Давайте представим, что у вас день рождение и к вам поднесли красивый, сладкий торт со свечами, а теперь загадайте желание и задуйте свечи. Нужно медленно вдохнуть через нос, а выдыхать через рот. И еще один раз. -Восстановили ровное дыхание, теперь можно присесть. | Предлагает учащимся выполнить упражнения в отработке дыхания. | Выполняют упражнения в отработке дыхания под руководством учителя. |
Упр. в отработке дикции | сл.1 - Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой.(образцовое чтение учителя) Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. -Как вы думаете, что это? (Скороговорка) -А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.) -Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь.Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.) - О ком эта скороговорка? ( О Саше) - А как вы понимаете слово «шустро»? (быстро) - Какой звук повторяется чаще всего? (звуки [ш], [с] ) - Прочитайте скороговорку выразительно. - Прочитайте с интонацией удивления.(читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро. -Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук. - Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (Нужно произносить все звуки и не пропускать слова) -Итак, мы с вами подготовились к чтению. | Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения | Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро. | |
III. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Игра «Соответствие» | - Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». Вспомним изученные произведения. Игра «Соответствие» -Работаем в парах (карточки) - На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин. -Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски А.Шибаев Жила - была собака, Она была большая, И был у той собаки Огромный рыжий хвост И.Пивоваров Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка Б.Заходер Жеребенок – с каждым днем Подрастал и стал конем. Бык, могучий великан, В детстве был теленком В.Берестов Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках - У кого 4 +? 3+? – замечательно. | Проведение игры «Соответствие». Зачитывание стихотворений. | Принимают участие в игре, активно вовлеченные в работу. |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | – А вот как вы считайте, почему люди пишут книги? - Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Воспринимают учебную задачу, рассуждают, мысленно входят в тему урока, самостоятельно определяют тему урока |
Определение темы и задач урока | – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. - С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) -Откройте учебник на стр. 43-ей и скажите, с каким произведением мы познакомимся. -Совершенно верно, тема сегодняшнего нашего урока «М .М. Пришвин «Ребята и утята». - Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением; определить тему произведения, которое будем изучать на уроке) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Знакомство с автором (на основе презентации) | сл. 2 - М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать. Российский, а позднее и советский писатель Михаил Пришвин оставил нам после себя значительное литературное наследие. Его произведения полны глубокомысленных и философских размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой. Они заставляют задуматься после прочтения, и затрагивают самые тонкие струны нашей души. Юный Михаил Пришвин учился из рук вон плохо — он дважды оставался на второй год, и остался третий раз, но его отчислили из учебного заведения из-за ссоры с одним из учителей. Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов. Книга Пришвина «Дневники», над которой он работал 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Сам Михаил считал «Дневники» главной работой в своей жизни. -Для кого пишет Михаил Пришвин? (для взрослых и детей) -Какое наследие оставил автор для нас? (глубокомыслие и философские размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой) -О чем заставляет задумать его произведения? (тонкости струны нашей души) -Над чем работал Михаил Пришвин 49 лет? (над книгой «Дневник») | Знакомит с автором, обеспечивает восприятие учащимися нового материала. | Внимательно слушают учителя, воспринимают новую информацию. |
Первичное восприятие текста (читает учитель, аудиозапись) | -Сейчас я начну читать произведение, а вы, следите и будьте внимательны, я могу остановить в любой момент и предоставить возможность прочитать вам. -Во время прослушивания произведения обратите внимание на непонятные вам слова, приготовьтесь после прослушивания ответить на вопрос: о ком говорилось в тексте? И мы увидим, кто из вас был самым внимательным. | Читает выразительно произведение учащимся с целевой установкой. Организует внимание детей. | Внимательно слушают учителя в соответствии с целевой установкой. | |
Проверка первичного восприятия | -О ком данное произведение?( о животных и людях) -Ребята, а как вы думаете, я прочитала рассказ или сказку? (ответы детей) -Молодцы, рассказ, а что такое рассказ? (малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования) -Что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (ответы детей) -Назовите главных героев? ( дикая уточка чирок-свистунок, автор, ребята) -Где происходит действие? ( в деревне) -Было ли чувство жалости к кому-либо? (да, к утяткам и маме уточку) - На что решилась уточка чирок-свистунок? (перевести утят) - Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру? (да) - Что значит для утят свобода?( природа) - Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?( из леса в обход по деревне к озеру) - Сколько это километров? Это много или мало? (много) - Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние? (тяжело) -А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь? (труден) – Кто видел маленьких утят? (дети) – Где?( в деревне) – Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. сл. 3 - Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных» (Звучит свист утки чирок-свистунок). ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. - С какой уточкой познакомились? (ЧИРОК-СВИСТУНОК) -Где обитают уточки? (на небольших водоемах) -Вес маленький или большой? (маленький) -Чем отличаются от обычных уток? (ярким зеленым зеркальцем на крыле) -Где строят гнезда? (у окраин водоемов) -Чем питаются утки? (растительными и животными кормами) | Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, задаёт вопросы по прочитанной сказке. | Отвечают на поставленные вопросы учителя, делятся впечатлениями об услышанном. | |
Словарная работа по тексту | сл. 4 – В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
| Знакомит учащихся со словами, требующими объяснения, объясняет их лексическое значение, проверяет уровень усвоения информации. | Воспринимают учебную задачу, слушают учителя, высказывают свои предположения, запоминают значения сложных слов. | |
Повторное чтение и анализ произведения (под руководством учителя) | - А сейчас вы под моим контролем будите читать рассказ, следите за чтением своих одноклассников и слушайте внимательно, т.к. после прочитанного я буду задавать вам вопросы по тексту. – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. («Мать шла позади, чтобы не упускать утят ни на минуту») – Какие враги были у уток? (лисица, ястреб) – Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба? (мальчики) – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.(«Вот тут и увидели мальчики и зашвыряли шапками») – Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.) - Как вела себя утка-мать? Прочитайте. («…мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны…») - Кто же помог утятам? Как? (автор, сделав им замечания) - Как повели себя дети? (струсили) - Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? («Что вы будете делать с утятами?») - Как мать собирала своих утят? (только когда отошли ребята) - Сколько же было утят?( пять) - Как попрощались ребята и автор с утятами? (мальчики подняли шапки с дороги и ими же проводи животных, о словами:«До свидания!») - Что закричал автор утятам? Прочитайте. («Счастливого пути, ребята!») - Как ребята это восприняли? ( с насмешкой) - Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные). | Формулирует учебную задачу, контролирует правильность и полноту ответов, формулирует вопросы и задания, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, дополняет ответы учащихся | Читают рассказ по частям, отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, осуществляют выборочное чтение, формулируют выводы. | |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения | - Каждый писатель хочет научить читателя чему-то. Чему хотел научить Михаил Пришвин судя по содержанию произведения? - Вспомним, что такое «главная мысль произведения»? (То, что хотел сказать автор, идея) - Сформулируйте главную мысль текста. (Утки бывают не только домашние, но и дикие.) | Формулирует учебную задачу, организует работу фронтально, объясняет задание, контролирует работу, обобщает ответы учащихся | Работают фронтально, объясняют смысл пословиц, соотносят с произведением, отвечают на вопросы учителя. | |
ФИЗМИНУТКА | -А сейчас, ребята встаньте. А у нас физкультминутка, Наклоняйся, ну-ка, ну-ка. Выпрямляйся, потянись, А теперь назад прогнись. Поднимай-ка руки, плечи, Чтоб работать было легче. . | Показывает упражнения, читает стихотворение. | Повторяют за учителем упражнения | |
Работа с иллюстрацией на стр. 133 | -Откройте учебник на странице 133, обратите внимание на иллюстрацию. Найдите эпизод в тексте, который проиллюстрировал автор. - Кто изображен, какие эмоции? (изображены мама утка с утятами, а так же мальчики и автор) -Что делает мать уточка? (величаво идет) -Что делают дети? (махают шапками и прощаются с семьей уток) | Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу | Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу | |
VI. Закрепление изученного материала Цель:обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы. | Чтение по началу Чтение по концу | 1)Чтение по началу с анализом «В местах, открытых для …» «За ней …» - Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.) «Всё время, пока они ловили утят…» - Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая). - Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать. – А какое чувство пережили утята? (страх) – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (мама) – А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!) - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. 2) Чтение по концу «… Счастливый путь, утята!» «…кричите «до свидания!» – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения). | Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу | Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу |
Обобщающая беседа, | - С каким рассказом познакомились на уроке? - Кто его автор? (М. М. Пришвин) -Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»? (т.к. в рассказе речь идет о ребятах и утятах) – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. | Задает вопросы классу, проверяет, как учащиеся освоили новую тему. | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют свои знания. | |
VII. Итог урока Цель:обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Домашнее задание (дифференцированное) | Стр. 132-135 читать, стр. 135 №6. | Сообщает домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия, выставление оценок | - Ребята, я предлагаю вам продолжить предложения: «Сегодня на уроке я узнал, что … «Сегодня на уроке я затруднялся в …. «Меня больше всего впечатлило …. - Сегодня на уроке хорошо работал, …… | Выставляет оценки, проводит рефлексию класса. | Оценивают свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: Образовательная: познакомить уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...
Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"
На этом уроке проводится очень интересная творческая работа в парах....
Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...
М.Пришвин "Ребята и утята"
Может использоваться перед изучением произведения "Ребята утята"....
Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....
Литературное чтение 2 класс. М. Пришвин Ребята и утята
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "О братьях наших меньших" М.Пришвин Ребята и утята...
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....