Проверка навыка чтения 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Текст предназначен для контроля формирования у обучающихся навыка работы с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ                          Борис Михайлов

Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так как истребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки — это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка — зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.

А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое — детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касается ума, судите сами.

Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей - самого огромного и самого крохотного.

Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей, такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной  лёжки отдыхавшего  лося. Вскочил  лось  и  рванул  рысью  в  сторону  от  меня.   Вот   это зверюга! Килограммов, наверное,  триста  —  четыреста  весом.  Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное, величиной с мою кепку.

Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосёнок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», — подумал я и пошёл посмотреть следы.

Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса попробовать накрыть ею лосиный след.

И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял — да это же землеройки, мать и детёныш!

Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.

Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу же невесть откуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились — это уж хотите — верьте, хотите— нет! — один за другим: хвостик в ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего. И вся эта процессия — а процессия-то длиной всего несколько сантиметров! — мгновенно двинулась к какой-то своей цели, быстро-быстро семеня крохотными ножками.

И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету!Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!

Задания к тексту

  1. Где происходит действие рассказа?

А) в деревне;        Б) в лесу;

 В) в поле;        Г) на водоѐме.

  1. Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?

А) лося;        Б) землеройку;

В) муху;        Г) мышь.

  1. Выбери из рассказа и запиши  все слова, родственные слову «крохотный».

Ответ:__________________________________________________________

  1. Какую пользу приносят землеройки лесу?

А) роют землю;        Б) истребляют вредных насекомых;

В) рыхлят почву;        Г) очищают воду.

  1. Почему нельзя практически увидеть землероек? Выбери все правильные ответы.

А) зверёк пугливый, осторожный;

Б) зверёк скрытный;

В) зверёк очень маленький;

Г) зверёк не любит встречаться с человеком.

  1. Каков размер взрослой землеройки?

А) не больше 10 см        Б) меньше детского пальца;

В) величиной с карандаш;        Г) такая же, как хомячок.

  1. Кого автор называет «громилой» и «зверюгой»?          Почему?                 

  1. Что такое этюдник? Напиши.         

  1. Зачем автор отправился в лес?

А) рисовать;        Б) охотиться;

В) ловить рыбу;        Г) собирать ягоды.

  1. Кого он случайно спугнул?

А) оленя;        Б) волка;

В) зайца;        Г) лося.

11.Что делал лось?

А) щипал траву;        Б) отдыхал на дневной лёжке;

В) ел грибы;                Г) пил воду из лесной речки.

  1. С чем сравнивает автор величину следов лося?

А) со следами человека;        Б) размером с тарелку;

         В) величиной с кепку;        Г) величиной с резиновый сапог.

  1. Для чего автор снял с головы свою кепку?

А) было очень жарко;

Б) хотел насобирать в неё ягод;

В) хотел для интереса накрыть след лося;

 Г) хотел посадить в неё землероек.

  1. Что помогло разглядеть землероек на дне и краю вмятины?

 А) фонарик;        Б) лупа;

          В) очки;        Г) ничего не понадобилось.

  1. О каком счастье и удаче говорит автор?

А) удалось случайно понаблюдать за сообразительными землеройками;

Б) выиграл в лотерею;

В) удачно поохотился;

 Г) хорошо отдохнул.

16.Как понимаешь выражение « дыхание затаил »?

А) сидел тихо, неподвижно, чтобы не спугнуть зверюшек;

 Б) перестал дышать;

В) затаил обиду;

Г) замолчал.

  1. Напиши, каким образом землеройка- мать спасла своего детёныша из ямки от следа лося: 

  1. Как ты понимаешь выражение «мать…что-то пропищала на своём землеройском наречии»? Напиши.         

  1. О каком «детском садике» говорит автор рассказа?

А) о садике из цветов;

           Б) о выстроившихся в цепочку детёнышах землеройки;

           В) о ребятишках из детского садика, переходивших дорогу; Г) о птице с еѐ птенцами.

  1. Как ты понимаешь выражение «не успеть глазом моргнуть»?

А) очень медленно;

           Б) очень быстро;

           В) не моргать глазами.

21.Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием: Расставь цифры

      «…землеройки- это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».

« Вот так счастье подвалило!»

«Получилась живая цепочка»

«Что это такое – детёныши крохотной землеройки?».

«Вот так громила!».

  1. Как ты понимаешь предложение «Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!»? Напиши:         

  1. Чему учит данный рассказ? Выбери все правильные ответы.

А) «Любовь к родине начинается с любви к её природе»;

           Б) Наблюдение за природой обогащает человека не только новыми знаниями, но и новыми впечатлениями и чувствами;

           В) Человек- главный в природе, и он будет делать с природой всё, что ему надо ради своей выгоды.

           Г) И землеройки, и лось, и человек- это дети природы. Все нужны, все важны, и нет среди кого-то главнее, лучше, умнее, полезнее;

  1. В какой из сборников можно было бы поместить данное произведение?

А) литературные сказки;

           Б) рассказы о природе;

            В) рассказы о детях;

           Г) рассказы о временах года.

  1. Что интересного узнал ты, прочитав этот рассказ?         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка навыка чтения 2 класс

   Несколько тестов по чтению, которые помогут понять насколько ученики понимают прочитанное, умеют ли работать с текстом и др....

Проверка навыка чтения в 1-4 классах

Проверка навыка чтения в 1-4 классах...

Тексты для проверки навыка чтения для 2 класса.

Подбор текстов для проверки навыков чтения во 2 классе в начеле обучения, в середине года  и в конце года....

Текущая проверка навыка чтения. 2 класс

Проверяется навык чтения вслух (способ, правильность, понимание) и молча (понимание чтения, получение информации)....

проверка навыков чтения в 3 классе

Три варианта текстов для проверки навыков чтения в 3 классе с заданиями....

Итоговая проверка навыка чтения 1 класс

Контрольно-измерительный материал на конец 1класса (образовательная система Л. Занкова)...

Проверка навыка чтения в 3 - 4 классе.

Даётся текст, ученики знакомятся с произведением молча, затем  отвечают на поставленные вопросы (в виде теста)....