Проверка навыка чтения 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Текст предназначен для контроля формирования у обучающихся навыка работы с текстом
Скачать:
Предварительный просмотр:
САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ Борис Михайлов
Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так как истребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки — это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка — зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.
А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое — детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касается ума, судите сами.
Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей - самого огромного и самого крохотного.
Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей, такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной лёжки отдыхавшего лося. Вскочил лось и рванул рысью в сторону от меня. Вот это зверюга! Килограммов, наверное, триста — четыреста весом. Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное, величиной с мою кепку.
Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосёнок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», — подумал я и пошёл посмотреть следы.
Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса попробовать накрыть ею лосиный след.
И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял — да это же землеройки, мать и детёныш!
Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.
Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу же невесть откуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились — это уж хотите — верьте, хотите— нет! — один за другим: хвостик в ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего. И вся эта процессия — а процессия-то длиной всего несколько сантиметров! — мгновенно двинулась к какой-то своей цели, быстро-быстро семеня крохотными ножками.
И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету!Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!
Задания к тексту
- Где происходит действие рассказа?
А) в деревне; Б) в лесу;
В) в поле; Г) на водоѐме.
- Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?
А) лося; Б) землеройку;
В) муху; Г) мышь.
- Выбери из рассказа и запиши все слова, родственные слову «крохотный».
Ответ:__________________________________________________________
- Какую пользу приносят землеройки лесу?
А) роют землю; Б) истребляют вредных насекомых;
В) рыхлят почву; Г) очищают воду.
- Почему нельзя практически увидеть землероек? Выбери все правильные ответы.
А) зверёк пугливый, осторожный;
Б) зверёк скрытный;
В) зверёк очень маленький;
Г) зверёк не любит встречаться с человеком.
- Каков размер взрослой землеройки?
А) не больше 10 см Б) меньше детского пальца;
В) величиной с карандаш; Г) такая же, как хомячок.
- Кого автор называет «громилой» и «зверюгой»? Почему?
- Что такое этюдник? Напиши.
- Зачем автор отправился в лес?
А) рисовать; Б) охотиться;
В) ловить рыбу; Г) собирать ягоды.
- Кого он случайно спугнул?
А) оленя; Б) волка;
В) зайца; Г) лося.
11.Что делал лось?
А) щипал траву; Б) отдыхал на дневной лёжке;
В) ел грибы; Г) пил воду из лесной речки.
- С чем сравнивает автор величину следов лося?
А) со следами человека; Б) размером с тарелку;
В) величиной с кепку; Г) величиной с резиновый сапог.
- Для чего автор снял с головы свою кепку?
А) было очень жарко;
Б) хотел насобирать в неё ягод;
В) хотел для интереса накрыть след лося;
Г) хотел посадить в неё землероек.
- Что помогло разглядеть землероек на дне и краю вмятины?
А) фонарик; Б) лупа;
В) очки; Г) ничего не понадобилось.
- О каком счастье и удаче говорит автор?
А) удалось случайно понаблюдать за сообразительными землеройками;
Б) выиграл в лотерею;
В) удачно поохотился;
Г) хорошо отдохнул.
16.Как понимаешь выражение « дыхание затаил »?
А) сидел тихо, неподвижно, чтобы не спугнуть зверюшек;
Б) перестал дышать;
В) затаил обиду;
Г) замолчал.
- Напиши, каким образом землеройка- мать спасла своего детёныша из ямки от следа лося:
- Как ты понимаешь выражение «мать…что-то пропищала на своём землеройском наречии»? Напиши.
- О каком «детском садике» говорит автор рассказа?
А) о садике из цветов;
Б) о выстроившихся в цепочку детёнышах землеройки;
В) о ребятишках из детского садика, переходивших дорогу; Г) о птице с еѐ птенцами.
- Как ты понимаешь выражение «не успеть глазом моргнуть»?
А) очень медленно;
Б) очень быстро;
В) не моргать глазами.
21.Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием: Расставь цифры
«…землеройки- это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».
« Вот так счастье подвалило!»
«Получилась живая цепочка»
«Что это такое – детёныши крохотной землеройки?».
«Вот так громила!».
- Как ты понимаешь предложение «Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!»? Напиши:
- Чему учит данный рассказ? Выбери все правильные ответы.
А) «Любовь к родине начинается с любви к её природе»;
Б) Наблюдение за природой обогащает человека не только новыми знаниями, но и новыми впечатлениями и чувствами;
В) Человек- главный в природе, и он будет делать с природой всё, что ему надо ради своей выгоды.
Г) И землеройки, и лось, и человек- это дети природы. Все нужны, все важны, и нет среди кого-то главнее, лучше, умнее, полезнее;
- В какой из сборников можно было бы поместить данное произведение?
А) литературные сказки;
Б) рассказы о природе;
В) рассказы о детях;
Г) рассказы о временах года.
- Что интересного узнал ты, прочитав этот рассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка навыка чтения 2 класс
Несколько тестов по чтению, которые помогут понять насколько ученики понимают прочитанное, умеют ли работать с текстом и др....
Проверка навыка чтения в 1-4 классах
Проверка навыка чтения в 1-4 классах...
Тексты для проверки навыка чтения для 2 класса.
Подбор текстов для проверки навыков чтения во 2 классе в начеле обучения, в середине года и в конце года....
Текущая проверка навыка чтения. 2 класс
Проверяется навык чтения вслух (способ, правильность, понимание) и молча (понимание чтения, получение информации)....
проверка навыков чтения в 3 классе
Три варианта текстов для проверки навыков чтения в 3 классе с заданиями....
Итоговая проверка навыка чтения 1 класс
Контрольно-измерительный материал на конец 1класса (образовательная система Л. Занкова)...
Проверка навыка чтения в 3 - 4 классе.
Даётся текст, ученики знакомятся с произведением молча, затем отвечают на поставленные вопросы (в виде теста)....