Проверка навыка чтения в 3 - 4 классе.
материал по чтению (4 класс) на тему
Даётся текст, ученики знакомятся с произведением молча, затем отвечают на поставленные вопросы (в виде теста).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проверка техники чтения молча. | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверка навыка чтения в 3 – 4 классе.
I вариант
Г.А. Скребицкий
Мать
В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.
Выбрались на знакомую лесную поляну.
В этот ранний час лесная поляна походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они поднимались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутреннего неба. И в этом просторе далёким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.
Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда совсем рассветёт и можно будет идти разыскивать тетеревов.
По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди высокой травы и прошлогодних листьев. Но Джек всё-таки отыскивал их по следам и, подкравшись, замирал на месте — делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, ожидая только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть затаившуюся дичь.
Я командовал: «Вперёд!», Джек бросался, и тяжелые, крупные птицы с шумом вылетали из своей засады.
Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидался её поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным видом, словно хотел сказать: «Эх, брат, оплошал ты!»
И мы шли дальше.
В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остановился и замер на стойке — почуял дичь. Я скомандовал: «Вперёд!» Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк.
Я даже не понял, кто это так кричит — зверь или птица.
В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновенное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.
Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?
Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чём дело.
В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать ежиха защищала своих детей!
Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: «Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать».
— И молодец, что не тронул, — похвалил я. — Не стоит с ними и связываться. Идём-ка лучше тетеревов искать.
Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь.
(369 слов)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О чём рассказывается в этом произведении?
- об охоте на тетеревов
- о собаке Джеке
- о том, как Джек выполнял команды
- о том, как мать ежиха защищала ежат
- о том, что Джек не тронул ежат
2. Где произошла описанная история?
- на реке
- на лесной поляне
- в лесу
- на озере
- в поле
3. В какое время охотник вышел на охоту?
- в августе вечером
- летним днём
- в начале августа на рассвете
- летним утром
- в конце лета
4. Как автор называет тетеревов? Найди ответ в тексте.
Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Где и когда произошла встреча рассказчика с матерью ежихой?
- утром в лесу
- утром у кустов
- днём у дерева
- утром у берёзы
- днём на поляне
6. Кого увидел охотник в прошлогодних сухих листьях?
- птенцов
- крохотных ежат
- червячков
- гусениц
- бабочек
7. Восстанови план рассказа. Расставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 - начало истории.
- Охота на тетеревов.
- Странный писк.
- Ранний час на лесной поляне.
- Мать ежиха.
- Джек.
8. Почему Джек не тронул ежат?
□ потому что пожалел ежат
- потому что мать ежиха отчаянно защищала ежат
- потому что был умной собакой
- потому что боялся хозяина
- потому что боялся уколоться
9. Какое предложение помогает понять главную мысль?
- Я даже не понял, кто это кричит — зверь или птица.
- Джек, видимо, согласился.
- Так это мать ежиха защищала своих детей!
- Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ежи пищали.
10. Какие новые для тебя факты из жизни ежей сообщил автор?
- У ежей в августе появляются ежата.
- Тетерева — это лесные куры.
- Тетерева кормятся ягодами брусники.
- Ежи пищат.
- Охотничья собака замирает на месте при виде добычи.
II вариант
Е.И. Чарушин
Кошка Маруська
Из цикла «Про охоту»
У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пёстрая кошка Маруська. Плешивая кошка, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил.
Весной кошка Маруська с голоду стала ходить в лес на охоту. Потихоньку, крадучись, чтобы деревенские собаки ее не видели, уйдёт она из деревни и охотится в лесу. То мышку поймает, то изловит какую-нибудь птицу.
Пошла она так однажды охотиться, да и осталась совсем жить в лесу.
Скоро кошка Маруська потолстела, похорошела, гладкой стала. Ходит по лесу, как разбойник, гнёзда разоряет — живёт в своё удовольствие.
A хозяин её — Никита Иванович Пистончиков — о ней совсем забыл.
Но вот пришла осень. Птицы из лесу улетели. Только мыши остались на добычу кошке Маруське. Потом и настоящая зима настала.
Мыши стали жить под снегом. Редко-редко когда выбегут. Пробегут поверху немного и опять уйдут в свои подснежные ходы-переходы.
Плохо тут пришлось Маруське. И холодно и голодно. Как прокормиться?
Стала устраивать засады. Залезет на дерево и лежит на суку: ждёт, не пробежит ли под деревом мышка или заяц. А если пробежит, Маруська тогда сверху и кинется.
Недобычливая такая охота. Отощала кошка, похудела, стала злющей-презлющей, как дикий зверь.
Однажды Никита Иванович собрался на охоту. Надел заячью шапку-ушанку, овчинный полушубок, взял ружьё, взял мешок для добычи и пошёл на лыжах в лес.
Идёт он по лесу и разные звериные следы разбирает.
Вот заяц прыгал — наследил, вот лиса прошла, а вот белка от дерева к дереву по снежку проскакала.
Проходит он мимо высокой толстой ели, и вдруг как свалится ему прямо на голову какой-то зверь. Когтями его заячью шапку рвёт, шипит, ворчит. Никита хвать зверя обеими руками — так вместе с шапкой и снял его с головы. Хотел бросить зверя наземь — глядит: да это его пёстрая кошка Маруська! Тощая-претощая, одна кожа да кости.
— Эх ты, — засмеялся Никита Иванович, — горе-охотник! Заячью шапку с зайцем перепутала.
Пожалел он её, принёс домой и с тех пор стал кормить как следует.
(314 слов)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О ком рассказывается в этом произведении?
- о деревенском охотнике
- о кошке Маруське
- о мышах и зайцах
- о лесных животных
2. Где жил охотник с кошкой?
- в деревне
- в городе
- в лесной сторожке
- в сельском доме
- на берегу реки
3. Почему кошка Маруська ушла в лес?
- захотела погулять
- была голодная
- решила жить в лесу
- захотела поиграть с зайцами
- захотела побегать по поляне
4. Когда кошка Маруська жила в своё удовольствие в лесу?
- летом
- весной
- зимой
- осенью
- Чем питалась кошка Маруська в лесу весной и летом? Найди ответ в тексте и запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Никита Иванович собирался на охоту? Найди ответ в тексте и запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1- начало произведения.
□ Жизнь в лесу в свое удовольствие.
□ Встреча с хозяином.
1 Жизнь у охотника.
□ Охота в лесу весной.
□Зимняя охота.
8. О чём важном хотел рассказать автор?
□ о находчивости кошки
□ о её трудном житье
- о добром отношении человека к кошке .
- о том, как Никита Иванович собирался на охоту
- о том, что жизнь кошки зависит от природы и чeлoвeка
9. Почему охотник назвал кошку горе-охотником?
- потому что она была голодная
- потому что она была худая
- потому что она жила в лесу
- потому что заячью шапку приняла за зайца
- потому что она убежала из дома
10. Какой другой заголовок мог бы подойти к рассказу?
- «Кошка-охотница»
- «Горе-охотник»
- «Жизнь в лесу»
- «Кошка и человек»
- «На охоте»
III вариант
В.К. Железников
История с азбукой
После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти.
И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то го кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.
Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет.
— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
Никакого внимания.
— Может быть, потеряла что-нибудь?
Молчит и сидит как статуя, не шелохнётся.
Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.
Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую» а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал Первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом по отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, и они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.
— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?
— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.
— Что же, ночевать здесь будешь?
— Не знаю.
Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.
Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.
Ну, её эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.
— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.
Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: "Дыши, не дыши» — и градусник суёт под мышку Холодный, как сосулька.
— Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная.
— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!
— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.
Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
- Ну и что же?
- А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю буку! Может быть, ты тогда школу окончишь в один год? Сильна врать!
— Я не врала, я просто не знала.
Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.
— Буквы учат целый год. Это непростое дело.
— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчишкам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.
Сейчас она должна была заплакать.
— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трех палок. Буква-шалашик.
Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.
— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я все ему объясню.
Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и теплая.
Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...
А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.
- Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.
- Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
- Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.
Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.
— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.
Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.
— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука – сложное дело.
Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.
— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.
У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.
- Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
- Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?
- Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.
Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:
— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежали в подъезд.
- Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо читься целый год.
- Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, и плакала ваша Сибирь.
- Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть, друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
- Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?
Наступило молчание.
Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моем характере.
Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.
— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Ест; такое всемирно известное имя.
У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.
А я спрыгнул на землю и пошёл домой.
Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.
(1013 слов)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О ком рассказывается в этом произведении?
- о детях
- о девочке-первокласснице
- о вредном мальчишке
- о добром Юре
2. Где произошла встреча Юры с девочкой?
- в школе
- в классе
- во дворе
- в спортивном зале
3. Почему девочка не могла идти домой? Найди ответ в тексте произведения и запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему переживал Серёжа?
- Он скучал по родителям.
- Он поверил сестре.
- Он сочинял письмо маме.
- Он просто капризничал.
5.Каким ты представляешь соседского мальчишку? Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую помощь предложил Юра?
проводить детей домой
- наказать соседского мальчишку
- написать письмо родителям в Сибирь
- поиграть с детьми
7. Какой совет даёт герой рассказа родителям?
- играть с детьми
- учить детей
- брать всегда детей с собой, а не оставлять одних
- заботиться о детях
- Почему Юра — «всемирно известное имя»? Запиши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. От чьего имени ведётся рассказ?
- от имени автора — участника событий
- от имени героя рассказа
- от имени неизвестного человека
- от имени автора
10. Подумай, почему у Юры было хорошее настроение
- потому что он большой
- потому что он умеет писать
- потому что он познакомился с хорошими детьми
- потому что он помог детям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка навыка чтения 2 класс
Несколько тестов по чтению, которые помогут понять насколько ученики понимают прочитанное, умеют ли работать с текстом и др....
Проверка навыка чтения в 1-4 классах
Проверка навыка чтения в 1-4 классах...
Тексты для проверки навыка чтения для 2 класса.
Подбор текстов для проверки навыков чтения во 2 классе в начеле обучения, в середине года и в конце года....
Текущая проверка навыка чтения. 2 класс
Проверяется навык чтения вслух (способ, правильность, понимание) и молча (понимание чтения, получение информации)....
Итоговая проверка навыка чтения 1 класс
Контрольно-измерительный материал на конец 1класса (образовательная система Л. Занкова)...
тест для проверки навыков чтения 2 класс
тест для проверки навыков чтения 2 класс...
Проверка навыка чтения 3 класс
Предназначен для комплексной проверки формирования работы с текстом (понимание, поиск информации в тексте, личностное отношение)...