РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2015, 96с. (УМК "Перспектива"), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Л.Ф. Климановой Т. В., Бабушкиной 2015 г. в полном соответствии.
.
Место предмета в базисном учебном плане:
В первом классе — 116 ч (3,5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 79 ч отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 37 ч— урокам литературного чтения после завершения курса обучения грамоте. Авторская программа рассчитана на 132 часа, рабочая программа – на 116 часов. Поэтому произошло уплотнение программы на 16 часов.
Уровень программы: базовый.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Климанова Л.Ф., С.Г.Макеева. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М: - Просвещение, 2020 г.
- Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. 2020г.
- Климанова Л. Ф ., Коти Т. Ю.Творческая тетрадь "Литературное чтение" 2020 г
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф.
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Методические пособия
- М.В. Бойкина. Уроки чтения. 1 класс.
- «Литературное чтение. Технологические карты» для 1 класса – сайт издательства «Просвещение»
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Интерактивная доска.
Электронное приложение к учебнику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 1 класс | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова
города Талдома
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ гимназии _____________________________ М.В. Петрова «___» ______________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(базовый уровень)
1 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Субботина Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
2020 – 2021 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2014, 96с. (УМК "Перспектива"), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Л.Ф. Климановой Т. В., Бабушкиной 2015 г.
Место предмета в учебном плане:
По учебному плану в первом классе — 116 ч (3,5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 79 ч отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 37 ч— урокам литературного чтения после завершения курса обучения грамоте. Авторская программа рассчитана на 132 часа, рабочая программа – на 116 часов. Поэтому произошло уплотнение программы на 16 часов.
№ п/п | Раздел | № | Уплотнённые темы уроков | Новая тема урока |
1. | Помощники слова в общении. | 1 | Помощники слова в общении: мимика, жесты, интонация. | Помощники слова в общении: мимика, жесты, интонация. Мы пришли в театр |
Мы пришли в театр | ||||
2. | Рисунки и предметы в общении | 2 | Удивительная встреча. Звездное небо. | Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. |
Загадочное письмо. | ||||
3. | Слова и слоги. Ударение в слове. Слова в предложении. | 3 | Слово и предложение. | Слово и предложение. Повторение – мать учения. |
Повторение – мать учения. | ||||
4. | Согласные звуки и буквы | 4 | Узелки на память. Повторение изученных букв. | Узелки на память. Повторение изученных букв. Звуки [м – м’], буква Мм. |
Звуки [м – м’], буква Мм. | ||||
5 | Чтение слов и текстов с изученными буквами. | Чтение слов и текстов с изученными буквами. «Узелки на память». | ||
«Узелки на память». | ||||
5. | Буквы е, ё, ю, я | 6 | Чтение слов с изученными буквами | Чтение слов с изученными буквами. «Узелки на память». |
«Узелки на память». | ||||
6. | Согласные звуки и буквы | 7 | Парные звуки по звонкости-глухости [з] и [с], [з’] и [с’]. | Парные звуки по звонкости-глухости [з] и [с], [з’] и [с’]. «Повторение – мать учения». |
«Повторение – мать учения». | ||||
8 | Загадки слов. Упражнение в чтении и рассказывании. | Загадки слов. Упражнение в чтении и рассказывании. «Узелки на память». | ||
«Узелки на память». | ||||
7. | Буквы е, ё, ю, я | 9 | Закрепление изученного. | Закрепление изученного. «Узелки на память». |
«Узелки на память». | ||||
8. | Согласные звуки и буквы | 10 | «Узелки на память». Упражнения в чтении. Наблюдение за словами. | «Узелки на память». Упражнения в чтении. Наблюдение за словами. Повторение – мать учения. |
Повторение – мать учения. | ||||
11 | Старинные азбуки и буквари. | Старинные азбуки и буквари. По страницам старинных азбук. | ||
По страницам старинных азбук. | ||||
9. | Послебукварный период | 12 | «Узелки на память». Упражнения в чтении. Наблюдение за словами. | «Узелки на память». Упражнения в чтении. Наблюдение за словами. Повторение – мать учения. |
Повторение – мать учения. | ||||
10. | «Про все на свете» | 13 | Книга природы. Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. | Книга природы. Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. |
Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. | ||||
11 | Книги — мои друзья | 14 | Вводный урок | Вводный урок Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю» |
Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю» | ||||
12 | Здравствуй, сказка! | 15 | Введение в содержание раздела. Жили-были буквы. Г. Юдин. «Почему «А» первая?», Т. Коти. «Катя и буквы». | Введение в содержание раздела. Жили-были буквы. Г. Юдин. «Почему «А» первая?», Т. Коти. «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок. |
Сравнение авторской и народной сказок. | ||||
13 | Люблю всё живое | 16 | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». Н. Сладков. «Без слов». | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». Н. Сладков. «Без слов». Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. «Обходиться добром со всяким». «Не мучить животных». С. Маршак. «В зоопарке». |
Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. «Обходиться добром со всяким». «Не мучить животных». С. Маршак. «В зоопарке». |
Уровень программы: базовый.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Климанова Л.Ф., С.Г.Макеева. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М: - Просвещение, 2020 г.
- Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. 2020г.
- Климанова Л. Ф ., Коти Т. Ю.Творческая тетрадь "Литературное чтение" 2020 г
- Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных , метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по литературному чтению,
К окончанию 1 класса литературному чтению на родном языке будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положи тельного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
• мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
• эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
• эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
• первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
• освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
• чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважение к близким родственникам — родителям;
• способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать эмоции посредством чтения;
• оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей;
• стремиться к успешной учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по литературному чтению,
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
• составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя);
• составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя);
• оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель и смысл выполняемых заданий;
• самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
• самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
• читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
• определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
• представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей;
• использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
• сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
• принимать участие в обсуждении прочитанного;
• принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
• работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
• участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по литературному чтению,
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
• читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
• читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;
• самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
• находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
• участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);
• представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема).
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
• самостоятельно определять главную мысль произведения;
• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;
• рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
• находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в организации выставки книг в классе;
• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
• различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
• различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
• находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности сказочного текста;
• характеризовать героя произведения;
• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
• придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
• создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;
• иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
• разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
• придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
3.Содержание учебного курса
ЧТЕНИЕ
I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (16 ч).
Мир общения.
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.
Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении
с людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.
Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки – кружки).
Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и до этических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (58 ч).
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).
Буквы е, ё, ю, я.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [й'] и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).
Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
III. Про все на свете (послебукварный этап) (5 ч).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
Литературное чтение
Книги — мои друзья (3 ч)
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника
Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге.
Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.
С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».
Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.
Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения).Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.
Радуга-дуга (3 ч)
Песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.
Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.
Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг.
Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение.
Здравствуй, сказка! (4 ч)
Сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.
Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.
Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.
Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки.
Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.
Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.
Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха
Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение
Люблю всё живое (4 ч)
В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений.
Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.
Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.
Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».
Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.
Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по под темам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты.
Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу.
Хорошие соседи, счастливые друзья (5 ч)
С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.
Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.
Мы идём в библиотеку. Книги о детях.
Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений.
Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям.
Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.
Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по под темам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг
Край родной, навек любимый (4 ч)
Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.
Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков.Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима.
Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.
Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.
Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.
Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.
Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».
Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».
Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.
Классифицировать книгу по под темам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.
Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг.
Сто фантазий (1 ч)
Основные понятия раздела: творчество. Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский.Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.
Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений.
4. Тематическое планирование
- Тематическое планирование (Обучение чтению)
№ п/п | Наименование раздела программы, количество часов | Тема урока | Планируемые результаты | ||||
Метапредметные и личностные | Предметные | ||||||
Добукварный период «Давайте знакомиться» 16 ч. | |||||||
1 | Мир общения (4ч) | Мир общения. Мы теперь ученики. Культура общения. Книжки – мои друзья. Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать | Познавательные Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные. Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Регулятивные. Освоение способов общения Личностные. осознание восприятия окружающего мира и себя в нем. | Знать. Что значит слово в общении. Интонация, ее роль в общении. Уметь. Называть предметы по рисункам.. Наблюдение над образованием слов с переносным значением. Подбирать слова с обобщающим значением. | |||
2 | Помощники слова в общении. (3ч) | Помощники слова в общении. Страшный зверь. Мы пришли в театр. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? | Личностные: Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении. Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета. | Знать. Понятий «культура общения», «общение с книгой», «жест», «мимика» и «выражение лица». Понятия о технических средствах как посредниках общения Уметь. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения | |||
3 | Рисунки и предметы в общении (2ч) | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. В Цветочном городе. Знаки охраны природы. Как найти дорогу? Дорожные знаки. Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо. | Познавательные. Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные. Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Регулятивные. Освоение способов общения Личностные. осознание восприятия окружающего мира и себя в нем. | Знать. Понятия «слово», «предмет», «знак», понятия «высказывание». Функции знаков в общении. Уметь. Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различать виды интонации | |||
4 | Мир полон звуков. (4ч) | Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов. | Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человек. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | Знать. Звуковые способы передачи сообщений. Понятия «звуки речи», «гласный звук» и «согласный звук». Уметь. Наблюдать за ролью интонации в речи. Составлять рассказы с помощью предметов. | |||
5 | Слова и слоги. Ударение в слове. Слова в предложении. (3 ч) | Звучание и значение слова. Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и предложение. «Повторение – мать учения». | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знать. Понятия «ударение». Что такое предложение и его функции. Уметь. Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания. Составлять рассказы с помощью предметов, Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов. Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. | |||
Букварный период «Страна АБВГДейка» 58 ч. | |||||||
6 | Гласные буквы и звуки (7 ч) | Звуки [а] и [о]; буква Аа. Звуки [а] и [о]; буква Оо. Звук [у], буква Уу. Звук [у], буква Уу. Кто как кричит. Звуки [и] и [ы]. Буквы Ии, ы. Звук [э], буква Ээ. «Узелки на память». | Познавательные Осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные Освоение способов выделения согласного звука и фонетический анализ звука. Личностные Формирование индивидуального стиля деятельности Осознание связей между гласными звуками и буквами. | Знать. Особенности и характерные признаки гласных и согласных. Уметь. Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков), Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. | |||
7 | Согласные звуки и буквы (15 ч) | Звуки [м] и [м`], буква Мм. Звуки [с] и [с`], буква Сс. Звуки [н] и [н`], буква Нн. Звуки [л] и [л`], буква Лл. Закрепление изученных букв М, С, Н, Л. Звуки [т] и [т`], буква Тт. Буква Тт. Закрепление. Звуки [к] и [к`], буква Кк. Буква Кк. Закрепление. Чтение слов и текстов с изученными буквами. «Узелки на память». Звуки [р] и [р`], буква Рр. Звуки [в] и [в`], буква Вв. Звуки [п] и [п`], буква Пп. Звуки [г] и [г`], буква Гг. Сравнение звуков [г], [г`] и [к] и [к`].Закрепление изученных букв Рр, Пп, Гг, Кк. | Познавательные: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способ определения мягкости и твёрдости согласного звука, сформировать умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Регулятивные Освоение способов выделения согласного звука и фонетический анализ звука. Личностные Формирование индивидуального стиля деятельности Осознание связей между гласными звуками и буквами. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | Знать. Изученные буквы, различать их. Проведение звуко – буквенного анализа и синтеза. Различать парные согласные по глухости – звонкости. Уметь. Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи. Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. Записывать слова с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. | |||
8 | Буквы е, ё, ю, я (4 ч) | Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных. Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Упражнение в чтении букв Ее и Ёё. «Узелки на память». Литературная страничка «Великое русское слово». | Познавательные: Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь». Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Коммуникативные Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные. Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов. Личностные Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром. | Знать. Что такое омонимы. Знать о роли слова в общении на примерах литературно – художественного, поэтического слова. Уметь. Различать звучание и значение слова, Находить изученные буквы в тексте. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Ребусы. Составление предложений по схемам. Чтение предложений с пиктограммами. Составление предложений по данным схемам. Объяснять происхождение слов. Читать слова с буквами е, ё, обозначать мягкость согласного при помощи этих букв. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, Обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Самостоятельно читать небольшие тексты. Объяснять различия звуков и букв. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами. Делить слова на слоги, Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Читать предложения и тексты. | |||
9 | Согласные звуки и буквы (8 ч) | Звуки [б] и [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]. Звуки [з] и [з`], буква Зз. Парные звуки по глухости – звонкости [з] и [с],[с`] и [з`],«Повторение – мать учения». Звуки [д] и [д`], буква Дд. Сравнение звуков [д] и [т],[д`] и [т`]. Звук [ж], буква Жж. Закрепление изученного материала. Упражнение в чтении и рассказывании. «Узелки на память» | Познавательные Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные. Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов. Личностные Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром. | Знать. Изученные буквы, различать их. Проведение звуко – буквенного анализа и синтеза. Различать парные согласные по глухости – звонкости. Освоение представления об особенности звука , как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука. Знать о жанровых особенностях текста. Освоение представления о родственных словах Уметь. Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложений. Разыгрывать коммуникативно-речевые ситуации. Составление предложений по данным схемам. Объяснять происхождение слов. Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами, пересказ текста. | |||
10 | Буквы е, ё, ю, я (2 ч) | Буква Я я в начале слова и после гласных. Буква я после согласных как указатель их мягкости. Игра в слова. Повторение. | Личностные: осознание значимости мира звуков для человека. Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | Знать алгоритм фонетического анализа слов с буквой я. Уметь. Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединение букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщенные графические элементы букв. | |||
11 | Согласные звуки и буквы (2 ч) | Звуки [х] и [х`], буква Хх Звуки [х] и [х`], буква Хх | Познавательные Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные. Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов. Личностные Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром. | Знать способ выделения согласных звуков [х] , [х’] и фонетического анализа звуков. .Уметь Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Читать открытые слоги с гласными буквами: ы-и, о-ѐ, а-я, э-е, у-ю. Переносить слова со строки на строку по слогам. Различать формы строчных и прописных букв. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор. Различать строчные и заглавные буквы. Объяснять алгоритм написания букв. | |||
12 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки (1 ч) | Знакомство с буквой ь | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Знать способ определения буквы Ь, как показателя мягкости согласных звуков. Уметь. Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол- уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. | |||
13 | Согласные звуки и буквы (1 ч) | Звук [й`], буква Йй | Познавательные Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные. Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов. Личностные Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром. | Знать способ выделения согласного звука [й’] и его фонетического анализа. Уметь Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. | |||
14 | Буквы е, ё, ю, я (3 ч) | Буква Ю ю в начале слова и после гласных Буква ю после согласных Закрепление изученного «Узелки на память». | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Знать способ определения звуков [й’] и [у], когда они обозначены буквой Ю. Уметь. Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединение букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщенные графические элементы букв. | |||
15 | Согласные звуки и буквы (9 ч) | Читаем, сочиняем. Звук [ш], буква Шш. Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши». Звук [ч`], буква Чч. Звук [щ`], буква Щщ. Звук [щ`], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания «ча-ща», «чу-щу». Закрепление изученного. Звук [ц], буква Цц. Звуки [ф] и [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] и [ф], [в`] и [ф`]. Упражнение в чтении. | Личностные: осознание важности использования знаков- символов при взаимодействии с окружающим ми- ром. Регулятивные: формирование способов использования знаков. Познавательные: осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Коммуникативные: использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | Знать способ выделения твердого согласного звука [ш] и фонетического анализа звука. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [ ш]. Освоение представления о расхождении в произношении и написании слогов «жи», «ши», «ше», «шё». Освоение способов выделения мягкого согласного звука [ч’] и фонетического анализа звука. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [ч’]. Освоение способов выделения твердого согласного звука [ц] и его фонетического анализа. Освоение способов выделения согласных звуков [ф] , [ф’] и их фонетического анализа. Осмысление алгоритма фонетического анализа звуков [ф], [ф’]. Уметь. Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи. Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. Записывать слова с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения Давать характеристику звуков в звуковой схеме. | |||
16 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки (1 ч) | Разделительные мягкий и твёрдый знаки | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | Знать способ определения буквы Ъ в слове. Осмысление буквы Ъ, как буквы, которая не обозначает звуков. Уметь. Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол- уголь). Объяснять функцию мягкого знака как разделительного. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения. | |||
17 | Повторение – мать учения! (4 ч) | Что за птицы на странице? «Узелки на память». Значение слова. Старинные азбуки и буквари. | Личностные: осознание значимости правильного произношения слов. Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе. | Знать. Звуковой анализ слов. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту).Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. Уметь. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Выделять предложения из речи, оформлять их. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять последовательность предложений в деформированном тексте. | |||
18 | Послебукварный период «Про все на свете» 5 часов | Про всё на свете. С чего начинается общение? Умеет ли разговаривать природа? Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. Книга природы. Большие и маленькие секреты. Считалочки в стране Считалия. | Познавательные. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные. Формирование конструктивных способов взаимодействия с людьми посредством общения. Регулятивные. Освоение способов общения Личностные. осознание восприятия окружающего мира и себя в нем. | Знать. Звуковой анализ слов. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту).Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. Уметь. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Выделять предложения из речи, оформлять их. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять последовательность предложений в деформированном тексте. |
Тематическое планирование (Обучение чтению)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
Подготовительный этап «Давайте знакомиться» (16 ч) | ||
Мир общения | 2 ч | |
Слово в общении | 2 ч | |
Помощники слова в общении. | 3 ч | |
Рисунки и предметы в общении | 2 ч | |
Мир полон звуков. | 4 ч | |
Звучание и значение слова | 1 ч | |
Слова и слоги. Ударение в слове. | 2 ч | |
Слово и предложение. | 2 ч | |
Основной (букварный этап) «Страна АБВГДЕЙКА» (58 ч) | ||
Гласные и согласные звуки и буквы. | 12 ч | |
Согласные звуки и буквы м, с, н, л, т, к. | 10 ч | |
Согласные звуки и буквы р, в, п, г. | 8 ч | |
Буквы е, ё, ю, я | 5 ч | |
Согласные звуки и буквы б, д, з, ж, й, х. | 9 ч | |
Согласные звуки и буквы ш, ч, щ, ц, ф. | 4 ч | |
Разделительные мягкий и твёрдый знаки | 5 ч | |
Повторение – мать учения! | 4 ч | |
Послебукварный период (5 ч) | ||
«Про все на свете» | 5 ч | |
ИТОГО: | 79 ч |
Тематическое планирование (литературное чтение)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Книги — мои друзья | 3 ч |
2 | Радуга-дуга | 5 ч |
3 | Здравствуй, сказка! | 5 ч |
4 | Люблю всё живое | 6 ч |
5 | Хорошие соседи, счастливые друзья | 7 ч |
6 | Край родной, навек любимый | 9 ч |
7 | Сто фантазий | 2 ч |
ИТОГО: | 37 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов № _____ от «___» _________20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ________________ О.В.Долгова |
Приложение к рабочей программе
по литературному чтению
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование (чтение)
1 класс
№ | Дата | Тема урока | |||
План | Факт | ||||
Подготовительный этап «Давайте знакомиться» (20 ч) | |||||
1 | Мир общения. | ||||
2 | Мы теперь ученики. Культура общения | ||||
3 | Книжки – мои друзья. | ||||
4 | Слово в общении. Слова речевого этикета. | ||||
5 | Помощники слова в общении: мимика, жесты, интонация. Мы пришли в театр. | ||||
6 | Общение без слов. Как понять животных? Рассказы в картинках. | ||||
7 | Разговаривают ли предметы? | ||||
8 | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. | ||||
9 | В цветочном городе. Знаки охраны природы. | ||||
10 | Как найти дорогу? Дорожные знаки. | ||||
11 | Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. | ||||
12 | Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов. | ||||
13 | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. | ||||
14 | Твердые и мягкие согласные. Модели слов. | ||||
15 | Звучание и значение слова. | ||||
16 | Слова и слоги. Ударение в слове. | ||||
17 | Слово и предложение. Повторение – мать учения. | ||||
Основной (букварный этап) «Страна АБВГДЕЙКА» (65 ч) | |||||
18 | Звук [а], буква Аа. | ||||
19 | Звук [о], буква Оо. Модели слов. Звуковой анализ. | ||||
20 | Звук [у], буква Уу. | ||||
21 | Закрепление изученного о гласных звуках. | ||||
22 | Звук [и], буквы Ии. Звук [ы], буквы ы. | ||||
23 | Звук [э], буква Ээ. | ||||
24 | Узелки на память. Повторение изученных букв. Звуки [м – м’], буква Мм. | ||||
25 | Звуки [с – с’], буква Сс. | ||||
26 | Звуки [н – н’], буква Нн. Чтение слов и предложений. | ||||
27 | Звуки [л – л’], буква Лл. | ||||
28 | Закрепление изученных букв М, С, Н, Л. | ||||
29 | Звуки [т – т’], буква Тт. | ||||
2 четверть | |||||
30 | Буква Тт. Закрепление. | ||||
31 | Звуки [к – к’], буква Кк. | ||||
32 | Буква Кк. Закрепление. | ||||
33 | Чтение слов и текстов с изученными буквами. «Узелки на память». | ||||
34 | Звуки [р – р’], буква Рр. | ||||
35 | Звуки [в – в’], буква Вв. | ||||
36 | Звуки [п – п’], буква Пп. | ||||
37 | Звуки [г – г’], буква Гг. | ||||
38 | Парные по звонкости-глухости звуки [г] и [к]. | ||||
39 | Закрепление изученных букв Р, П, Г, К. | ||||
40 | Буквы Е и Ё в начале слова и после гласных. | ||||
41 | Буквы е, ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | ||||
42 | Чтение слов с изученными буквами. «Узелки на память». | ||||
43 | Звуки [б – б’], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]. | ||||
44 | Звуки [з – з’], буква Зз. | ||||
45 | Парные звуки по звонкости-глухости [з] и [с], [з’] и [с’]. «Повторение – мать учения». | ||||
46 | Звуки [д – д’]. Буква Дд. | ||||
47 | Парные по звонкости-глухости согласные звуки [д] – [т], [д’] – [т’]. | ||||
48 | Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи. | ||||
49 | Мои первые книжки. Закрепление изученного материала. | ||||
50 | Загадки слов. Упражнение в чтении и рассказывании. «Узелки на память». | ||||
51 | Буква Яя в начале слова и после гласных. | ||||
52 | Буква Я после согласных как указатель их мягкости. | ||||
53 | Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. | ||||
54 | Звуки [х – х’], буква Хх. | ||||
3 четверть | |||||
55 | Звуки [х – х’], буква Хх. Закрепление. | ||||
56 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | ||||
57 | Звук [й’]. буква Йй. | ||||
58 | Буква Ю ю в начале слова и после гласных. | ||||
59 | Буква «ю» после согласных. | ||||
60 | Закрепление изученного. «Узелки на память». | ||||
61 | Читаем, сочиняем. | ||||
62 | Звук [ш], буква Шш. | ||||
63 | Звуки [ж] и [ш] как парные по звонкости-глухости. Буквосочетания «жи» и «ши». | ||||
64 | Звук [ч’], буква Чч. | ||||
65 | Звук [щ’], буква Щщ. | ||||
66 | Звук [щ’], буква Щщ. Закрепление. Буквосочетания «ча»-«ща», «чу»-«щу». Как хлеб пекут? Закрепление изученного материала. | ||||
67 | Звук [ц], буква Цц. | ||||
68 | Звуки [ф] и [ф’], буква Фф. | ||||
69 | Сравнение звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’]. Упражнение в чтении. | ||||
70 | Разделительные «ь» и «ъ» знаки. | ||||
71 | «Узелки на память». Упражнения в чтении. Наблюдение за словами. Повторение – мать учения. | ||||
72 | Слово – это знак. Значение слова. | ||||
73 | Старинные азбуки и буквари. По страницам старинных азбук. | ||||
74 | Читаем сами. Народная пословица. | ||||
Послебукварный период (7 ч) | |||||
75 | «Про всё на свете». С чего начинается общение? | ||||
75 | Умеет ли разговаривать природа? Что, где, когда и почему? | ||||
77 | Удивительное рядом. | ||||
78 | Чтобы представить слово. | ||||
79 | Книга природы. Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. |
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
1 класс
№№ | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | Вводный урок Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю» | ||
2 | С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин. | ||
3 | Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ||
4 | Введение в содержание раздела. Песенки разных народов. | ||
5 | Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. | ||
6 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | ||
7 | Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». | ||
8 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ||
9 | Введение в содержание раздела. Жили-были буквы. Г. Юдин. «Почему «А» первая?», Т. Коти. «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок | ||
10 | Русская народная сказка. «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев. Две лягушки. | ||
11 | И. Гамазкова. «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя». | ||
12 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты». | ||
13 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ||
14 | Введение в содержание раздела. В. Лунин. «Никого не обижай». Е. Благинина. «Котёнок». Л. Толстой. Пожарные собаки. | ||
15 | Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. «Лягушки». «Разговор синицы и дятла». В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета». | ||
16 | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». Н. Сладков. «Без слов». Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. «Обходиться добром со всяким». «Не мучить животных». С. Маршак. «В зоопарке». | ||
17 | Б. Житков « Вечер». Наш театр. С. Михалков. «Волк и лиса». | ||
18 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | ||
19 | Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка». | ||
20 | Характеристика героя произведения Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». | ||
21 | Книги о детях. Э. Шим. «Брат и младшая сестра» | ||
22 | Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз…» В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…» | ||
23 | Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!» | ||
24 | Л. Толстой «Не лениться», « Косточка». | ||
25 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ||
26 | Введение в содержание раздела. П. Воронько. Лучше нет родного края. | ||
27 | Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. | ||
28 | Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. | ||
29 | Выразительное чтение. Сравнение произведение литературы и живописи. | ||
30 | Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. | ||
31 | В. Берестов «Любили без особых причин…» Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» | ||
32 | А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы». | ||
33 | Е. Пермяк.Первая рыбка. Рассказ о своей семье. | ||
34 | И. Косяков «Всё она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство». | ||
35 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов | ||
36 | Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий». | ||
37 | Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной…» Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, при...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образо...
Рабочая программа по литературному чтению во 3 классе (базовый уровень)
Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фолькло...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению базовый уровень 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению базовый уровень 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) 2 класс по программе УМК "Школа России". Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) Школа России по ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (базовый уровень) Школа России по ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) для 1 класса.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, Основной образ...