Формирование читательских интересов младших школьников.
статья по чтению

Объедкова Светлана Васильевна

В статье раскрываются проблемы по формированию читательских интересов детей, предлагаются формы работы, направленые на формирование читательской компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskih_interesov_mladshih_shkolnikov.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательских интересов младших школьников

"Чтение - это окошко,

 через которое дети видят и познают мир

 самих себя"  

 (В.А. Сухомлинский)

С введением   ФГОС начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.

Современные дети стали читать по-другому, другие книги. Всё больше место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Всё больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере,  просмотр телепередач. Уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Во многих   семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух  книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Но бывает и так: ребёнок - дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Почему  же затухает интерес  и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Дело  в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не  всегда может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.        Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет испытывать затруднения  в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит.  Именно ученики  начальной школы  находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя и  родителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает слайды: 2 строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты.

В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Достаточно эффективны упражнения  из системы И. Т. Федоренко :

многократное чтение;

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения.

Значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты.  Существуют разные виды работы над текстом, а также игры и упражнения, способствующие развитию у детей интереса к чтению, развитию их творческих способностей.  Такую работу можно проводить  по трём направлениям.

1. Формирование у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение.

Творческую деятельность школьников  хорошо формировать на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр и упражнений, которые в свою очередь,  вырабатывают внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения, игр на развитие творческого воображения, психологических игр, литературных игр. Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться.

  1. Использование элементов исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
  2. Содействие осознанию учащимися художественного произведения через собственное творчество. Исполнительская деятельность может подняться до уровня искусства: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, от своего понимания героя или события – это самовыражение.

Можно предложить  детям также интеллектуально-творческие задания. Изображение  явлений природы, растений, животных и т. п.,  развивают их образное мышление, фантазию и  артистизм.

В своей практике многие педагоги используют творческие пересказы, работу с иллюстрациями, словесное и графическое рисование, драматизацию, создание диафильмов, стихосложение, устные рассказы и сказки.

Интерес к чтению неразрывно связан с читательской самостоятельностью ребенка. В этом большую роль играет  работа с читательскими дневниками.  Ученики записывают названия прочитанных произведений, автора и выполняют рисунок по содержанию рассказа, стихотворения или сказки. Дети рассказывают наиболее понравившиеся эпизоды или комментируют рисунки. Они  привыкают регулярно читать. Объем читаемого повышается с каждым годом обучения,  постепенно вырабатывается привычка к чтению.

Практика показывает, что систематическая работа с читательским дневником даёт  хорошие результаты в обучении детей чтению и письму. Происходит существенное интеллектуальное развитие, расширяется и обогащается словарный запас.

Таким образом, правильно  выбранные  педагогические приемы, формы и методы способны формировать устойчивый читательский интерес у младших школьников, первичные навыки самостоятельной работы, а также умение работать с книгой, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У школьника меняется не только отношение к процессу чтения, но и культурный уровень, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Формируется умение ориентироваться в потоках информации, способность конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Формирование читательских интересов младших школьников.

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Формирование читательского интереса младших школьников

В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...

Презентация "Формирование читательских интересов младших школьников".

В презентации  "Формирование читательских интересов младших школьников" показаны методы и формы работы по формированию читательских интересов младших школьников  на уроках и во внеурочной де...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Работа по формированию читательского интереса младших школьников.

Пути поиска развития интереса к чтению. Виды работы на уроках литературного чтения. Игры на уроках . Виды работы над текстом. Работа в парах. Праздники, собрания, викторины....