Урок чтения
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Шелевахо Светлана Алексеевна

Разработка для проведения урока чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока альтернативному чтению

Тема:

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

4 класс

Санкт-Петербург

2012

Цель: развивать навык слушания стихов.

Задачи.

Образовательные:

-формировать умение пересказывать с помощь педагога, опираясь на картинку;

-учить соотносить слова с картинкой.

Коррекционные:

-развивать  активный  словарь;

-развивать память, внимание.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость, бережное отношение к учебным пособиям.

Ход урока 
Организационный этап.

Что делают наши глазки?
Что делают наши ушки?

Что делает наша голова?

Основная часть.

Какое сейчас время года?

Какие признаки весны мы можем увидеть?

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Медведь проснулся».

 

Медведь проснулся

Без печали, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит – каплет…
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна!

- Как называется стихотворение?

- Где медведь спал? (в берлоге)
- Почему медведь проснулся? (каплет)
- Что заставило медведя вскочить? (кругом вода)
- Почему заспешил наружу? (заливает)
- Что увидел медведь, когда вылез наружу? (кругом лужи) .

Физминутка. (Как на горке снег-снег…)

Расскажите, о чем говорилось в стихотворении.

Посмотрите на картинки – что было сначала? Что произошло потом?

Соотнесение слова и картинки.  К картинке нужно подобрать слова.

(Весна, зима, берлога, медведь, снег).

Упражнение “Найди медведя”.(Выбери картинку с медведем).

Ребята! Медведь вылез из берлоги и разметал все буквы ! Помоги собрать буквы в слова! (Составление слов по образцу из букв.)

Заключительная часть.

Чем мы занимались сегодня на уроке? Слушали стихотворение «Медведь проснулся». Читали и составляли слова, рассматривали картинки.

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки все услышали (погладить ушки),

Глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки все исполнили (погладить ладошки),

А ножки посидели (погладить ножки).


Тема: Г.Ладонщиков «Медведь проснулся», И.Токмакова «Весна»

Цель: Ознакомление учащихся с произведением Г.Ладонщикова «Медведь проснулся», И.Токмакова «Весна»

Задачи:

  • Подвести учащихся к пониманию содержания стихотворения Г.Ладонщикова «Медведь проснулся» и стихотворения И.Токмакова «Весна», их основной мысли; формировать умение анализировать текст
  • Развивать устную речь
  • Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам

Оборудование: Литературное чтение: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы К.Х. Жаданова, Е.Д.Бражникова.-Алматы:Алматыкітап баспасы,2013, картинки

Ход урока

Организационный момент(1мин)

Закройте глаза, вытяните руки ладонями вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики тепло идет по всей руке. Руки успокоились, опустились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают наши ножки, стопы. Дышим легко и свободно. Представьте, что ваш живот это шарик или мячик. При вдохе шарик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Проверка домашнего задания.(15мин)

Объяснение нового материала (12мин)

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Г.Ладонщикова «Медведь проснулся» и И.Токмаковой «Весна»

Знакомство со стихотворением Г.Ладонщикова «Медведь проснулся»

Георгий Афанасьевич Ладонщиков - русский поэт, родился 8 июня 1916 года. Его талант поэта проявился уже в раннем детстве. Он рано выучился играть на гармошке и потешал дворовых ребятишек и взрослых своими частушками. 
В школе своими стихами он не раз доказывал свой писательский талант.
Всё детство Георгий Ладонщиков жил и трудился в сельской местности, поэтому стихи его - о природе, животных, труде, урожае.

Стать поэтом ему помог случай. Однажды Ладонщикову довелось чинить телефон у известного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. И во время их беседы выяснилось, что весёлый связист не только знает произведения Маршака и других детских авторов, но и сам пишет стихи для детей. Стихи понравились Маршаку. Именно он посоветовал Георгию Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством.
Сначала писал басни, юмористические и сатирические стихи для взрослых. А в 1951 г. у Ладонщикова вышла книжка стихов для детей "Маленькие мастера". Ладонщиков - автор сборников для детей: "Зимние картинки", "Цирк", "Едем на дачу", "Кто быстрей?", "Точильщик", "Своими руками", "Тимошкины питомцы", "В мастерской бобренка", "Егорка-рыбачок", "Самокат", "Что мы видели в лесу", "Между сосен и берез", "Солнце землю радует", книжки частушек для детей "Заиграла балалайка" , сборника басен "Капризный бычок" , стихотворных сказок "Как барин кузнецу позавидовал" и "Про гусенка, метлу и наседку", сборника песен для детей "Не только шутка". 

-Ребята, откройте учебники на стр. 133.

Учитель читает стихотворение «Медведь проснулся».

-О чем это стихотворение?

-Как вы думаете, какие сны видел медведь?

-Что разбудило медведя?

-Перечислите действия медведя после того, как он проснулся?

-Найдите в тексте строчки, в которых описывается приход весны.

- Прочтите стихотворение вслух по цепочке.

-Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете это стихотворение?

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Медведь проснулся».

Физкультминутка (1мин)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Листочки зашелестели,
И ребята тихо сели.

Закрепление пройденного материала(13мин)

Знакомство со стихотворением И.Токмаковой «Весна»

Ирина Петровна Токмакова - детский поэт, родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.
Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.

– Ребята, а как называется стихотворение Токмаковой?
– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чем это стихотворение?

–Почему тают сугробы под ногами у весны?

–Подберите близкие по значению слова к строчке «К нам весна шагает быстрыми шагами»

– Какое настроение создает это стихотворение?
– С какой интонацией надо его читать?

– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

–Приведите примеры народных примет о весне

 Вороны купаются ранней весной — к теплу.

 Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

 Если весной встретишь белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.

 Если весной много летит паутины —лето будет жаркое.

 Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету.

 Если весной снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.

 Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно —лето будет сухое.

 Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней.

 Теплый февраль предвещает холодную с заморозками весну.


- Что объединяет эти два произведения? 
Я назвала наш сегодняшний урок «Весна – утро нового года». Как вы думаете, почему? 
Весна разбудила природу и как на новый год сделала подарки: яркое желтое солнышко, теплая голубая вода, нежность зеленых листьев.

Итог урока.(1мин)

(Беседа учителя и учащихся)

Оценки (1мин)

Домашнее задание.(1мин) Выучить стихотворение наизусть (по выбору) стр.133-134

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...