Тютчев биография
занимательные факты по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.
Принадлежал к старинному дворянскому роду. Стихи писать начал довольно рано, в 1819 году опубликовал вольное переложение из Горация. В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.
Как поэт Тютчев сложился на рубеже 20-30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер». Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—1837 гг.) и Турине (1837—1839 гг.). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомство с Шеллингом, дружил с Г. Гейне. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 г.: тетрадь его стихотворений, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее — после его возвращения на родину, в 50-х гг., когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). Вернувшись в Россию в 1844 г., занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.
Анализ стихотворения.
1.Автор и название стихотворения. Ф.И.Тютчев «Весенняя гороза»
2.История создания стихотворения. Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.
Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.
3.Жанр стихотворения. Пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.
4.Тема, идея. Тема - гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового. Идея - единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.
5.Композиция стихотворения. Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
6.Образ лирического героя. Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание. Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.
7. Художественные средств выразительности. Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.
8.Ритм стиха, стихотворный размер, рифма. Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию.Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма. Оно мелодично и напевно, но при этом под стать описанным явлениям природы присутствует и множество сонорных согласных, а также аллитерацию «р» и «г». Этими приемами и обусловлено звучание произведения, в котором мы слышим естественные звуки природы и буквально оказываемся на месте действия.
9.Моё восприятие стихотворения. Всё в природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы. Меня поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.
10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф.И.Тютчев. Стихи.
Знакомство детей с творчеством Ф.И.Тютчева ("Зима недаром злится...", "Весенние воды"). Презентация содержит краткую биографическ...
Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
Знакомство с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...
Конспект урока "Поклонник вечной красоты. Ф. Тютчев."
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Н. Чураковой, В. Свиридовой по системе Занкова....
Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...
Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели: Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...
Ф. Тютчев. Чародейкою зимою...
Презентация к уроку. Последняя часть - слайд 30 в общей презентации с наложением музыки:http://mp3baza.net/mp3/Chaykovskiy/Schelkunchik_Stsena_v_sosnovom_lesu...
"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи
"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...