Открытый урок по литературному чтению учителя начальных классов. 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
- Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»
- Находить мораль в произведении;
Развивающие:
- Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
- Развивать память внимание, речь учащихся;
- Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
персональный компьютер, медиапроектор;
магнитная доска;
переносная магнитная доска.
Дидактический материал
- Портрет И.А.Крылова;
- Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
- Карточки с заданиями;
- Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению учителя начальных классов. 3 класс.
УМК «Школа России».
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Цель:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
- Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
- Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
- Находить мораль в произведении;
Развивающие:
- Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
- Развивать память внимание, речь учащихся;
- Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
персональный компьютер, медиапроектор;
магнитная доска;
переносная магнитная доска.
Дидактический материал
- Портрет И.А.Крылова;
- Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
- Карточки с заданиями;
- Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация
Ход урока.
1. Организационный момент (учащиеся хором говорят стихи).
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
2. Проверка домашнего задания.
- Начинаем урок литературного чтения. Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».
-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)
Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»
А. А. Фет «Весенняя гроза»
А. С. Пушкин «Зреет рожь»
И. З. Суриков «Зимний вечер»
-К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)
- Дети, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)
- Ребята, на прошлом уроке мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.
- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради. Прочитайте правильную последовательность событий в сказке. (Дети читают по очереди) Молодцы!
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)
Кроссворд на доске.
-Ребята, слушаем первый вопрос.
Вопросы:
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Как зовут молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).
- Выведение темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.
- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)
- А кто является автором этих басен?(И. А. Крылов)
-Сможите ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова»)
-Правильно ребята ,знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
( открыть доску)
- А познакомиться с басней Крылова-значит стать умнее, узнать что-то новое о себе и людях.
-В соответствии с темой поставьте себе задачи на урок.
На доске опорная запись:
1) Я узнаю…
2) Я научусь...
(Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.)
5. Изучение нового материала. (учитель подходит к компьютеру)
1.) Знакомство с биографией писателя.
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
( Слайд 1- портрет писателя)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
- Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.
(Слайд 2- памятник писателю)
- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке.
(Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)
И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца у них ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.
Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.
-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.
2.) Подготовка к восприятию нового произведения.
-Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (выслушать детей)
(Слайд 3- определение басни)
- Кто главные герои басен?(животные)
-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)
(Слайд 4 - определение морали)
3.) Словарная работа.
- И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.
(Слайд 5- объяснение слов) (читаем хором)
- Мартышка – маленькая обезьяна;
- Дюжина – 12;
- Полдюжины – 6;
- Темя – верхняя часть головы;
- Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;
- Невежда - необразованный человек;
- К худу клонит – к плохому клонит;
- Познатней – побогаче, выше титулом;
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
- Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней.
4.) Прогнозирование содержания.
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке)
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели?
- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)
Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
5.) Чтение нового произведения.
- Откройте учебник на стр. 134
-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
-Я думаю, вам будет интересно послушать басню “Мартышка и очки” в исполнении профессионального актёра и понять, зачем Мартышке понадобились очки.
(Прослушивание аудизаписи.)
- Понравилось ли вам исполнение басни? (Очень понравилось, хотелось читать вместе с актером, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так и сяк.)
- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)
6. Работа над содержанием басни.
- Чтение басни детьми.
-Детки, сейчас вы сами прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?
- Почему мартышка решила, что ее обманули?
-Кто виноват в том, что очки не действовали?
- Что обычно делают с очками?
2. Работа над языком басни.
- Ребята,найдите слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.
На доске:
купить -
обманули -
бросила –
- В баснях Крылова очень много крылатых выражений и сравнений.
- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей басне?
- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.
К старости слаба глазами стала. (стала плохо видеть)
Зло не так большой руки. (небольшое зло)
Очков с полдюжины она себе достала. (купила 6 штук)
Очки не действуют никак . ( не помогают)
Слушает людских всех врак. ( слушает обман людей)
И проку на волос нет в них. (нет пользы)
3.Разбор морали.
- Ребята, прочитайте заключительную часть басни.
-Как она называется? (мораль)
- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)
- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)
- Чтение басен обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.
- Выразительное чтение басни по ролям.
- У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям. Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)
- Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание.Вы видете иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.
7. Итог урока.
-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.
- Что узнали на уроке? (ответы детей)
- Чему научились? (ответы детей)
- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
9. Домашнее задание.
Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.
-Дети, переверните карточку и закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Урок был для меня:
Интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный.
10. Оценки за урок.
- Спасибо, ребята, за урок. Вы молодцы! (выставить оценки самым активным, за чтение басни по ролям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». К уроку есть презентация....
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"
Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Открытый урок по литературному чтению для учащихся 2 класса Тема: «Красота» С.Козлов УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Особый взгляд на мир. С. Козлов....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учит...