Рабочая программа 4 класс по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)
Данная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы О.В.Кубасовой(Смоленск:«Ассоциация XXI век», 2011; УМК «Гармония»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literat._chtenie_4_kl.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение1
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
на 2018-2019 учебный год
Приказ директора от "19"июня 2018 г. № 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
4 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Смирнова Е.А. учитель начальных классов | |
2018 г.
Данная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы О.В.Кубасовой(Смоленск:«Ассоциация XXI век», 2011; УМК «Гармония»)
Основныецели изучения предмета «Литературное чтение»:
- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Приоритетной задачейпредмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Учебный материал, реализующий программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа (в том числе внутрипредметный модуль «Я хочу читать» -20 часов).
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития;
-представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
-представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения, честности и т.д.);
-положительное отношение и интерес к изучению литературных произведений;
-ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
-умение признавать собственные ошибки;
-адекватная самооценка.
Могут быть сформированы:
-выявление схожести нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительный отзыв о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
-проявление гибкости в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений;
-умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
- потребность к творческой деятельности
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
Ученик научится:
- удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей;
- самостоятельно планировать собственную деятельность и действия, необходимые для решения учебной задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов действий;
- вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Выпускник получит возможность научиться:
- планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
- использовать универсальные способы контроля результата.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
- овладеет элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;
- работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, схемы;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- разовьет читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ, обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразования этих идей и информации;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный тип чтения в соответствии с целью чтения;
- составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться
- самостоятельно организовывать поиск информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- первичному опыту критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или послушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или нескольким источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или почитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторские текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно понимать свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Содержание учебного предмета
Что за прелесть эти сказки!..
И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... Басни
Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».
Оглянись вокруг. Рассказы
Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».
Золотая колесница. Мифы Древней Греции
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
В начале было слово, и слово было Бог...
Библейские сказания
«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Всемирный потоп», «Моисей»;
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы
«Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); «Книги и журналы с пьесами».
Мир волшебных звуков. Поэзия
А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Утес», «Молитва»; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».
Когда, зачем и почему? Познавательная литература
Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л.Яхнин «Метро», М. Константиновский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».
Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс», М.: Вентана-Граф, 2008...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива" для 2 класса....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...