Открытый урок по литературному чтению 2кл
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.3 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение (урок с применением технологии критического мышления)

Класс: 2

 Учитель: Чуркова Оксана Валерьевна

Цель: ознакомить уч-ся с творчеством Б. Житкова, с его произведением «Храбрый утенок»;

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, иллюстрации, выставка книг, раздаточный материал.

 

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением,

способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;

Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста,  определять значения слов, характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:

Регулятивныеформулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.


Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1 мин.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех! 

Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:

Девиз урока: (Слайд 2)

В книге ищи не буквы, а мысли .  

II . Актуализация знаний. 

Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.

Проверка домашнего задания.

А для этого отгадаем загадку…

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

И кто же это такой? (Ёж)

- В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»)

- Сейчас проведём игру « Да-нет»

Если утверждение верно, то  ставим +, а если нет, то - (на партах лежат листы для каждого уч-ся  с Заданием №1 и Листы Самооценки) 

Мальчиков звали   Шура и Петя. (+)

Без мамы и папы дети не ложились спать. (-)

В темноте по стене ползал-шуршал таракан. (-)

От страха Петя бросился к Шуре на кровать. (+)

В углу свернулся шариком ёжик. (+)

Дети дали молока в блюдце и кусочек  яблока. (-)

Ёжик  остался жить с ребятами на даче. (+)

- А теперь проверим. (Слайд № 3Самооценка.

Учитель. Верное утверждение  по карточке оценивается 1 баллом

Если вы ответили на все вопросы, то поставьте _баллов

(Работа в парах). Учитель . Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2 . Соедините стрелкой   название произведения с его автором. Слайд 4

Е. Чарушин

«Кошкин щенок»

В. Берестов

«Страшный рассказ»

Б. Житков

«Жила-была собака»

А. Шибаев

«Храбрый утенок»

И. Пивоварова

 «Кто кем становится?»

Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 5).

Учитель. – «Страшный рассказ».( Е.  Чарушин).

Учитель: - Стих. «Кто кем становится?» (А. Шибаев)

Учитель . – Стихотворение «Жила-была собака».(Ирина Пивоварова).

Самооценка.  Если вы ответили верно на все вопросы, то поставьте _баллов

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (о животных)

Учитель . - Какое произведение нам незнакомо? («Храбрый утенок».)  

Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом произведении? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, каково содержание. (Слайд 6)

Утёнок двор хозяйка убежали

Утята еда тарелка испугались

Учитель . – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.

 III. Определение темы и цели урока. Введение в тему 

- Итак, тема урока …( «Храбрый утенок»). Слайд 7

- Ребята, а чем будем заниматься на уроке?, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 8)

 - Познакомимся... (с писателем Б. С. Житковым и его произведением).

 Будем учиться ..(выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»).

 - Анализировать... (Героев и их поступки)

 Учитель. – Правильно, мы будем читать произведение, определять главных героев, описывать их характер и поведение.

  Изучение новой темы урока.

  1. Рассказ о писателе Б. С. Житкова. 

Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать.  Познакомимся с удивительным  писателем, а вы будете мне помогать. (Слайд 9

 . Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. (портрет на Слайде)

- Назовите профессии, которыми овладел писатель?(Был рыбаком, механиком, охотником,   капитаном и дрессировщиком животных)  путешественник, писатель

Составление «Кластера»:на доске (на отдельных листках) и на Слайде 10

 Выставка книг писателя.

Учитель. – Ребята, посмотрите, сколько разных книг написал Б.Житков  .  (на выставке).  Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке 

Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе.  

– Как вы думаете, кто главные герои ? Ответ вы найдете, если разгадаете   загадки.

 

 А)Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. 
(Утенок)   Слайд 11/1

- Почему вы думаете, что это утенок?

- Расскажите, где и при каких условиях вы видели маленьких утят?
- Как утенок появляется на свет?
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами или цыплятами?
б )

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (
стрекоза) Слайд 11/2

- Что вы знаете о ней?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами,  . Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Приносит пользу т.к. истребляет комаров, мошек и других вредных насекомых.  . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу. 

- Учитель . –Ребята, назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок)     

Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание произведения ,  я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые или непонятные слова в тексте. Попробуем объяснить значение этих слов   вместе с вами. Слайд 12)

Словарная работа. 2мин 

 Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки
Храбрец     решительный, смелый человек
Стрекотала – издавать резкие, короткие звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
 Наедались досыта – вдоволь, до полного насыщения.

 

  1. Работа с текстом во время чтения: Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

- Ребята, откройте учебник на стр. 139

  1. Ознакомительное чтение. Чтение с остановками.

- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.   

 .

Учитель +    2-3 хорошо читающих ученика 

 .

-Вам понравилось это произведение?

-   О чём оно?

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

Это рассказ с элементами сказки.

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели?

- Почему они боялись стрекозу?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

- Как ему это удалось?

- Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, несмышленыш, умница, сообразительный, глупый, веселый, верный друг.

Высказывают свои предположения.

VI. Физминутка «танец маленьких утят» 2-3 мин    Слайд 13

VII. Самостоятельное чтение  текста.  Работа в группах .

Задание для групп: расположить картинки в правильной последовательности, дать им название

 

 Проверка по слайду14

План Слайд 15

1. Хозяйка кормит утят.

 

2. Утята боятся стрекозы И прячутся в траве. 

 

  1.  Алеша прогоняет стрекозу.  

  1.  Довольные утята   угощают Алешу.   

VII1. Подведение итогов урока.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям. 

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Кто был близок к содержанию произведения?

- Чье предположение было более верно?

- Какова основная мысль произведения?

  

Если успеем Слайд 16

- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

 У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Отвечают на вопросы.

IX. Рефлексия. Слайд 17

 Игра «Закончи предложение»

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

 

XI. Домашнее задание.1 мин. Слайд 18

Перечитать сказку,

 сделать иллюстрации

или пересказать

или подобрать пословицы, которые могут научить храбрости

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

литературное чтение 2 класс

Слайд 2

Девиз урока: В книге ищи не буквы, а мысли

Слайд 3

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки - ни одной.

Слайд 4

Задание 1 Тест 1. Мальчиков звали Шура и Петя. 2. Без мамы и папы дети не ложились спать. 3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан. 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать. 5. В углу свернулся шариком ёжик. 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. + - - + + - +

Слайд 5

Е. Чарушин «Кошкин щенок» В. Берестов «Страшный рассказ» Б. Житков «Жила-была собака» А. Шибаев «Храбрый утёнок» И. Пивоварова «Кто кем становится?» Задание 2

Слайд 6

Утёнок, двор, хозяйка, убежали . Утята, еда, тарелка, испугались.

Слайд 7

Тема урока:

Слайд 8

…с писателем Б. Житковым и его произведением. …выразительно читать произведение «Храбрый утёнок». …героев и их поступки. Цель: Познакомимся Будем учиться Анализировать

Слайд 9

Борис Степанович Житков

Слайд 10

рыбак путешественник писатель капитан дрессировщик охотник механик Б. С. Житков

Слайд 12

порезанные на мелкие кусочки. смелый человек. издавать резкие, короткие звуки, напоминающие треск. с большим трудом, преодолевая трудности. вдоволь, по полного насыщения. Р убленые яйца – Храбрец – Стрекотала – Насилу вырвалась – Наедались досыта –

Слайд 13

Расположи в нужной последовательности

Слайд 14

План 1. Хозяйка кормит утят. 2. Утята боятся стрекозы и прячутся в траве. 3. Алёша прогоняет стрекозу. 4. Довольные утята угощают Алёшу.

Слайд 15

У страха глаза велики. Друзья познаются в беде. Кончил дело - гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Слайд 16

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Было интересно … Было трудно … У меня получилось …

Слайд 17

Домашнее задание: Н арисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Пересказать произведение. Подобрать пословицы, которые могут научить храбрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...