Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Программа «Литературное чтение». Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2018.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МБОУ «Хонхолойская НОШ»)
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Хонхолойская НОШ»
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретении опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре , дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре народов многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям .Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС.
№ п/п | Раздел программы 4 класс | Всего часов | Содержание |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 6 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 | Чудесный мир классики | 19 | Различные виды чтения. Выразительноечтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения,иллюстрация и ее рольв понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
3 | Поэтическая тетрадь | 20 | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
4 | Сказки русских писателей | 14 | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
5 | Делу время – потехе час | 7 | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
6 | Страна далёкого детства | 8 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. |
7 | Природа и мы | 9. | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
8 | Родина | 5 | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
9 | Страна «Фантазия» | 5 . | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 | Литература зарубежных стран | 8 | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | ||||
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». | ||||
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | ||||
Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана. | ||||
Победа добра над злом в русских былинах | ||||
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения. | ||||
Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского» | ||||
Обобщение поразделу «Летописи, былины, жития» | ||||
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк-Горбунок» | ||||
Сюжет сказки "Конек- горбунок" | ||||
Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Деление на части, составление плана. Пересказ. | ||||
Реальные и фантастические события в сказке Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | ||||
А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» Настроение, выраженноев стихах | ||||
Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» | ||||
А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки. | ||||
Мораль и нравственность в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» | ||||
М. Ю. Лермонтов.Олицетворение —прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | ||||
М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).Хорошие и плохиепоступки людей | ||||
Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». | ||||
«Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним. | ||||
Л. Толстой «Какмужик убралкамень». Умный и находчивыйгерой | ||||
Л.Н. Толстой Рассказы для детей "Детство" | ||||
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеровглавных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | ||||
А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. М.М. Зощенко "Калоши и мороженое" | ||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | ||||
Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | ||||
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении«Бабочка», «Весенний дождь» | ||||
Картины весенней природы и настроение в стихахЕ. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | ||||
Картина сельскогобыта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | ||||
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» | ||||
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимниесумерки нянины сказки...» | ||||
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | ||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||
Научно-познавательнаясказка. Сочетаниереальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | ||||
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки. | ||||
Отражение реальной жизни в произведении Гаршина "Сказка о жабе и розе" | ||||
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | ||||
Главная мысль в "Сказке о жабе и розе" | ||||
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | ||||
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | ||||
Народные волшебные сказки исказки литературные. С. Т. Аксаков«Аленький цветочек» | ||||
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
Торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
Обобщение по разделу "Литературные сказки" | ||||
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца«Сказка о потерянном времени» | ||||
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»Е. Л. Шварца | ||||
В. Ю. Драгунский«Главные реки».Средства создания комического эффекта | ||||
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | ||||
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | ||||
Обобщение по разделу "Делу время - потехе час". | ||||
Вн.чт. К.М.Станюкович детям. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Плохое и хорошее в поступках людей. | ||||
Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых. | ||||
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Поступки как средство характеристики героев. | ||||
Вн.чт. Н.Н.Носов для детей. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". | ||||
Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка". | ||||
Обобщение по разделу "Страна детства". | ||||
Вн.чт. Творчество Т.Янссон. В.Я.Брюсов "Опять сон". | ||||
Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская". | ||||
С.А.Есенин "Бабушкины сказки". | ||||
М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка". | ||||
М.И.Цветаева "Наши царства". | ||||
Обобщение по разделу "поэтическая тетрадь". | ||||
Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш" | ||||
Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш". | ||||
Характеристики и портреты животных в рассказе А.И.Куприн "Барбос и Жулька". | ||||
Тема самопожертвования в рассказе А.И.Куприна "Барбос и Жулька". | ||||
Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка". | ||||
Поведение и повадки героев рассказа М.М.Пришвин "Выскочка". | ||||
Е.И.Чарушин "Кабан". | ||||
Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Развитие сюжета в произведении В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Вн.чт."Они защищали Родину". Познавательный характер произведения В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Обобщение по разделу "Природа и мы". | ||||
Б.Л.Пастернак "Золотая осень". | ||||
С.А.Клычков "Весна в лесу".. | ||||
Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето". | ||||
Н.М.Рубцов "Сентябрь". | ||||
Средства художественной выразительности в стихотворении С.А.Есенин "Лебедушка". | ||||
Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка". | ||||
Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь. Русские поэты". | ||||
И.С.Никитин "Русь". | ||||
Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин"Родине". | ||||
А.В.Жигулин "О, Родина! В неярком блеске". | ||||
Б.А.Слуцкий "Лошади в океане". | ||||
Обобщение по разделу "Родина". | ||||
Е.С.Велтистов "Приключения Электроника" | ||||
Кир Булычев "Путешествие Алисы" | ||||
Обобщающий урок по теме "Страна фантазия" | ||||
Фантастические события, персонажи в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера" | ||||
Развитие сюжета в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера" | ||||
Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка" | ||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка" | ||||
Вн.чт. Г.Х.Андерсен "Огниво". Народная мораль в характере главных героев в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | ||||
Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | ||||
Герои произведения М.Твена "Приключения Тома Сойера". | ||||
Вн.чт. Творчество В.Губарева. Сравнение героев и их поступков М.Твен "Приключения Тома Сойера". | ||||
Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь". | ||||
Познавательный характер произведения С.Лагерлефа "Святая ночь". | ||||
Вн.чт. Сказки В.Губарева детям. Сказания о Христе. С.Лагерлеф "В Назарете". | ||||
Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете". | ||||
Обобщающий урок по теме "Зарубежная литература". Литературная игра. Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...