Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Программа «Литературное чтение». Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2018.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МБОУ «Хонхолойская НОШ»)
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Хонхолойская НОШ»
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретении опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре , дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре народов многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям .Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС.
№ п/п | Раздел программы 4 класс | Всего часов | Содержание |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 6 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 | Чудесный мир классики | 19 | Различные виды чтения. Выразительноечтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения,иллюстрация и ее рольв понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
3 | Поэтическая тетрадь | 20 | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
4 | Сказки русских писателей | 14 | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
5 | Делу время – потехе час | 7 | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
6 | Страна далёкого детства | 8 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. |
7 | Природа и мы | 9. | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
8 | Родина | 5 | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
9 | Страна «Фантазия» | 5 . | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 | Литература зарубежных стран | 8 | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | ||||
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». | ||||
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | ||||
Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана. | ||||
Победа добра над злом в русских былинах | ||||
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения. | ||||
Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского» | ||||
Обобщение поразделу «Летописи, былины, жития» | ||||
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк-Горбунок» | ||||
Сюжет сказки "Конек- горбунок" | ||||
Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Деление на части, составление плана. Пересказ. | ||||
Реальные и фантастические события в сказке Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | ||||
А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» Настроение, выраженноев стихах | ||||
Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||||
А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» | ||||
А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки. | ||||
Мораль и нравственность в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» | ||||
М. Ю. Лермонтов.Олицетворение —прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | ||||
М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).Хорошие и плохиепоступки людей | ||||
Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». | ||||
«Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним. | ||||
Л. Толстой «Какмужик убралкамень». Умный и находчивыйгерой | ||||
Л.Н. Толстой Рассказы для детей "Детство" | ||||
Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеровглавных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | ||||
А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. М.М. Зощенко "Калоши и мороженое" | ||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | ||||
Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | ||||
А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении«Бабочка», «Весенний дождь» | ||||
Картины весенней природы и настроение в стихахЕ. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | ||||
Картина сельскогобыта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | ||||
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» | ||||
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимниесумерки нянины сказки...» | ||||
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | ||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||
Научно-познавательнаясказка. Сочетаниереальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | ||||
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки. | ||||
Отражение реальной жизни в произведении Гаршина "Сказка о жабе и розе" | ||||
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | ||||
Главная мысль в "Сказке о жабе и розе" | ||||
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | ||||
Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | ||||
Народные волшебные сказки исказки литературные. С. Т. Аксаков«Аленький цветочек» | ||||
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
Торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
Обобщение по разделу "Литературные сказки" | ||||
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца«Сказка о потерянном времени» | ||||
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»Е. Л. Шварца | ||||
В. Ю. Драгунский«Главные реки».Средства создания комического эффекта | ||||
Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | ||||
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | ||||
Обобщение по разделу "Делу время - потехе час". | ||||
Вн.чт. К.М.Станюкович детям. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Плохое и хорошее в поступках людей. | ||||
Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых. | ||||
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Поступки как средство характеристики героев. | ||||
Вн.чт. Н.Н.Носов для детей. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". | ||||
Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка". | ||||
Обобщение по разделу "Страна детства". | ||||
Вн.чт. Творчество Т.Янссон. В.Я.Брюсов "Опять сон". | ||||
Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская". | ||||
С.А.Есенин "Бабушкины сказки". | ||||
М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка". | ||||
М.И.Цветаева "Наши царства". | ||||
Обобщение по разделу "поэтическая тетрадь". | ||||
Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш" | ||||
Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш". | ||||
Характеристики и портреты животных в рассказе А.И.Куприн "Барбос и Жулька". | ||||
Тема самопожертвования в рассказе А.И.Куприна "Барбос и Жулька". | ||||
Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка". | ||||
Поведение и повадки героев рассказа М.М.Пришвин "Выскочка". | ||||
Е.И.Чарушин "Кабан". | ||||
Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Развитие сюжета в произведении В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Вн.чт."Они защищали Родину". Познавательный характер произведения В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | ||||
Обобщение по разделу "Природа и мы". | ||||
Б.Л.Пастернак "Золотая осень". | ||||
С.А.Клычков "Весна в лесу".. | ||||
Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето". | ||||
Н.М.Рубцов "Сентябрь". | ||||
Средства художественной выразительности в стихотворении С.А.Есенин "Лебедушка". | ||||
Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка". | ||||
Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь. Русские поэты". | ||||
И.С.Никитин "Русь". | ||||
Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин"Родине". | ||||
А.В.Жигулин "О, Родина! В неярком блеске". | ||||
Б.А.Слуцкий "Лошади в океане". | ||||
Обобщение по разделу "Родина". | ||||
Е.С.Велтистов "Приключения Электроника" | ||||
Кир Булычев "Путешествие Алисы" | ||||
Обобщающий урок по теме "Страна фантазия" | ||||
Фантастические события, персонажи в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера" | ||||
Развитие сюжета в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера" | ||||
Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка" | ||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка" | ||||
Вн.чт. Г.Х.Андерсен "Огниво". Народная мораль в характере главных героев в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | ||||
Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | ||||
Герои произведения М.Твена "Приключения Тома Сойера". | ||||
Вн.чт. Творчество В.Губарева. Сравнение героев и их поступков М.Твен "Приключения Тома Сойера". | ||||
Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь". | ||||
Познавательный характер произведения С.Лагерлефа "Святая ночь". | ||||
Вн.чт. Сказки В.Губарева детям. Сказания о Христе. С.Лагерлеф "В Назарете". | ||||
Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете". | ||||
Обобщающий урок по теме "Зарубежная литература". Литературная игра. Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...