Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx369.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Pictures\2020-11-26\007.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Программа «Литературное чтение». Авторы:  В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2018.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МБОУ «Хонхолойская НОШ»)
  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Хонхолойская НОШ»

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  •   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными  видами  текстов;   развитие  интереса  к чтению  и  книге;  формирование  читательского  кругозора и приобретении опыта в  выборе  книг и самостоятельной читательской  деятельности;
  •   развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и  умения  понимать  художественное  произведение;
  •   обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;  формирование нравственных  представлений  о добре , дружбе, правде  и  ответственности;  воспитание  интереса  и  уважения  к  отечественной  культуре  народов  многонациональной  России  и  других  стран.

   Знакомство  учащихся  с  доступными  их  возрасту  художественными  произведениями, духовно-нравственное  и  эстетическое  содержание  которых  активно  влияет  на  чувства,  сознание  и  волю  читателя,  способствует  формированию  личных  качеств, соответствующих  национальным  и  общечеловеческим  ценностям .Ориентация  учащихся на  моральные  нормы  развивает  у  них  умение  соотносить  свои  поступки с этическими  принципами  поведения  культурного  человека,  формирует  навыки  доброжелательного  сотрудничества.

         В процессе  освоения  курса  у  младших  школьников повышается  уровень коммуникативной  культуры: формируются умения составлять  диалоги, высказывать  

различными  видами  текстов,  самостоятельно  пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

         На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу  художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Место предмета в учебном плане:

Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС.

№ п/п

Раздел программы

4 класс

Всего часов

Содержание

1

Летописи, былины, сказания, жития

6

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

2

Чудесный мир классики

19

Различные виды чтения. Выразительноечтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения,иллюстрация и ее рольв понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3

Поэтическая тетрадь

20

Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

4

Сказки русских писателей

14

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

5

Делу время – потехе час

7

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

6

Страна далёкого детства

8

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

7

Природа и мы

9.

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

8

Родина

5

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

9

Страна «Фантазия»

5 .

Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

10

Литература зарубежных

стран

8

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы (раздела)

По плану

По факту

Примечания

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Былина «Ильины три поездочки». Тема, главная мысль. Составление плана.

Победа добра над злом в русских былинах

«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения.

Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского»

Обобщение поразделу «Летописи, былины, жития»

Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк-Горбунок»

Сюжет сказки "Конек- горбунок"

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Деление на части, составление плана. Пересказ.

Реальные и фантастические события в сказке  Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» Настроение, выраженноев стихах

Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях»

А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки.

Мораль и нравственность в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов.Олицетворение —прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).Хорошие и плохиепоступки людей

Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

«Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним.

Л. Толстой «Какмужик убралкамень». Умный и находчивыйгерой

Л.Н. Толстой Рассказы для детей "Детство"

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеровглавных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. М.М. Зощенко "Калоши и мороженое"

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении«Бабочка», «Весенний дождь»

Картины весенней природы и настроение в стихахЕ. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

Картина сельскогобыта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Тема любви к  Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...»

Тема детства в стихах  Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимниесумерки нянины сказки...»

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Научно-познавательнаясказка. Сочетаниереальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки.

Отражение реальной жизни в произведении Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Главная мысль в "Сказке о жабе и розе"

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Народные волшебные сказки исказки литературные. С. Т. Аксаков«Аленький цветочек»

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке  С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Торжество справедливости в сказке  С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца«Сказка о потерянном времени»

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»Е. Л. Шварца

В. Ю. Драгунский«Главные реки».Средства создания комического эффекта

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе  В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Авторское отношение к герою в рассказе  В. В. Галявкина «Никакой я горчицы  не ел»

Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

Вн.чт. К.М.Станюкович детям. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Плохое и хорошее в поступках людей.

Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых.

К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Поступки как средство характеристики героев.

Вн.чт. Н.Н.Носов для детей. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками".

Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка".

Обобщение по разделу "Страна детства".

Вн.чт. Творчество Т.Янссон. В.Я.Брюсов "Опять сон".

Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская".

С.А.Есенин "Бабушкины сказки".

М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка".

М.И.Цветаева "Наши царства".

Обобщение по разделу "поэтическая тетрадь".

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш"

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш".

Характеристики и портреты животных в рассказе А.И.Куприн "Барбос и Жулька".

Тема самопожертвования в рассказе А.И.Куприна "Барбос и Жулька".

Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка".

Поведение и повадки героев рассказа М.М.Пришвин "Выскочка".

Е.И.Чарушин "Кабан".

Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип".

Развитие сюжета в произведении В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип".

Вн.чт."Они защищали Родину". Познавательный характер произведения В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип".

Обобщение по разделу "Природа и мы".

Б.Л.Пастернак "Золотая осень".

С.А.Клычков "Весна в лесу"..

Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето".

Н.М.Рубцов "Сентябрь".

Средства художественной выразительности в стихотворении С.А.Есенин "Лебедушка".

Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка".

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь. Русские поэты".

И.С.Никитин "Русь".

Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин"Родине".

А.В.Жигулин "О, Родина! В неярком блеске".

Б.А.Слуцкий "Лошади в океане".

Обобщение по разделу "Родина".

Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"

Кир Булычев "Путешествие Алисы"

Обобщающий урок по теме "Страна фантазия"

Фантастические события, персонажи в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера"

Развитие сюжета в произведении Д.Свифта "Путешествие Гулливера"

Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка"

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка"

Вн.чт. Г.Х.Андерсен "Огниво". Народная мораль в характере главных героев в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка".

Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка".

Герои произведения М.Твена "Приключения Тома Сойера".

Вн.чт. Творчество В.Губарева. Сравнение героев и их поступков М.Твен "Приключения Тома Сойера".

Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь".

Познавательный характер произведения С.Лагерлефа "Святая ночь".

Вн.чт. Сказки В.Губарева детям. Сказания о Христе. С.Лагерлеф "В Назарете".

Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете".

Обобщающий урок по теме "Зарубежная литература". Литературная игра. Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...