Конспект урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива", тема: "Семейное чтение." А.Майков "Христос Воскрес". Наш театр. С.Маршак "Двенадцать месяцев" - инсценирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по учебной дисциплине «Литературное чтение»
Тема: Семейное чтение. А.Майков «Христос Воскрес». Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.
Цели: Познакомить учащихся со стихотворением А. Майкова «Христос Воскрес», с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев», с особенностями пьесы-сказки; развивать память, речь, мышление, воображение; отрабатывать навыки выразительного и осознанного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова, ознакомятся с особенностями пьесы-сказки, научатся характеризовать героев сказки и их поступки, составлять план, инсценировать.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки).
Ход урока
I. Мотивация к деятельности
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений
2. Речевая разминка
- Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Ахматовой.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
- А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
- Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
- А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
- О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?
- Какие чувства испытывает автор?
Ш. Самоопределение к деятельности
- К какому разделу можно отнести это стихотворение? (К разделу, который мы изучаем.)
- Сегодня мы продолжаем изучать стихотворения о весне. Также откройте учебник на с.61 и прочитайте тему урока.(«Наш театр».)
- Какие произведения мы сегодня будем изучать? Прочитайте авторов произведений.
- Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?
IV. Работа по теме урока
1. Работа со стихотворением А.Майкова «Христос Воскрес»
- Откройте учебник на с.60. Прочитайте, как называется стихотворение и кто его автор.
Материал для учителя
Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897), поэт.
Родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.
Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.
С 1834 семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.
В 1837 — 1841 учился на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.
В 1844 Майков возвратился в Россию. Работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее.
- Какому событию все радуются?
Материал для учителя
Пасха
День воскресения Христова - самый главный праздник православной церкви.
Православная церковь празднует Пасха уже более 2000 лет . О её смысле учили апостолы Христовы, которые передали традиции празднования своим ученикам. Так ,из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру .
На Пасху в храмах проводится особое торжественное богослужение. Также в праздник верующим раздается привезённые из Иерусалима благодатный огонь, который считается православной святыней. Начиная с пасхальный ночи и последущие 40 дней в народе принято христоваться, то есть приветствует друг друга словами «Христос Воскресе!»- « Воистину Воскресе!», при этом троекратно целуюсь. Также верующие красят яйца, пекут куличи, готовят вкусную творожную Пасху .
- Прочитайте стихотворение А.Майкова « Христос Воскрес» жужжащим способом.
- Какие слова и выражения были непонятны?
(Работа над выразительным чтением. )
2. Знакомство с пьесой – сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев»
- Посмотрите на запись произведения. Что вы заметили?
(Дети объясняют, что текст записан не как обычно.)
- Это не просто произведение, это пьеса – сказка. Чем отличается пьеса от других произведений?
- Какие пьесы вы знаете?
Пьеса предназначена для постановки на театральной сцене. Диалог (беседа, спор между двумя персонажами) составляет основу пьесы, поэтому ее персонажей называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша – список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки – авторские пояснения, касающиеся обстановки, внешнего вида персонажей, их состояния, поведения, жестов, интонации. При чтении пьесы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы.
Прозаическая пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказках о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей выступают олицетворенные силы природы. Ближе всего к пьесе С.Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова.
3. Чтение пьесы – сказки
(Сказку читает учитель, хорошо читающие учащиеся.)
- Какие чувства вы испытали при чтении сказки?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
V.Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над содержанием пьесы – сказки
- Кто герои сказки? Что с ними произошло?
- Какими показаны братья месяцы и падчерица в произведении?
2. Предварительная работа перед инсценированием сказки
- Какую роль вам бы хотелось сыграть? Почему выбрана именно эта роль?
- Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?
- Какими вы представляете себе его внешность, манеру держаться, говорить?
- В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет? Какой вы себе представляете его прошлую жизнь? Каковы его отношения с другими персонажами? К чему он стремится, чего хочет достичь?
-В каких сценах, судя по всему, ваш персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать друг другу это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств при исполнении?
- Если вас персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как он делает это и почему?
- Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
- Не забудьте обратить внимание на слова в скобках и слова автора. Они помогут вам правильно сыграть роли.
- Поработайте в группе: распределите роли.
3. Инсценирование сказки
VII. Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
- Подумайте, как автор относится к своим героям.
- Что вы можете сказать о самом сказочнике после чтения пьесы – сказки?
- Пьеса- сказка С Маршака « Двенадцать месяцев» написана в годы Великой Отечественной войны. Как вы объясните, почему автор взялся в это трудное время за написание сказки для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
Домашнее задание
1. Дочитать сказку С.Маршака до конца.
2. Нарисовать героев сказки (По желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...