А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_skazka_o_tsare_saltane.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Место урока в разделе

Сказка

Тип урока

Открытие нового знания

Цели урока

Познакомить со сказкой А.С. Пушкина «о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Задачи урока

Образовательные: учить работать с текстом сказки в поэтической форме;

Развивающие:  развивать речевые умения и творческие способности детей; развивать умение анализировать сказки.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  •  делить текст на части;
  • составлять картинный  план по тексту.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • работать по  коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • самоопределяются, настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушать и понимать речь других.

 Ученик получит возможность формирования:

  • готовности и способности  к саморазвитию;
  • мотивации к обучению и познанию;
  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

 М. Чюрлёниса, учебник «Литературное чтение» 3 класс.

Дневник, пенал.

Презентация к уроку

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Организация пространства

Индивидуальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 Приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.

Организационный этап

3 минуты

Проверить  готовность  класса и оборудования.

Организовать учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте готовность к уроку. На столе должны лежать: учебник, дневник, пенал.

- Садитесь.

 

 

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

  • самоопределяются, настраиваются на урок;
  • мотивации к обучению и познанию.

2.

Актуализация знаний

2 минуты

 Обеспечить мотивацию учения школьников.

-  Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых  уроках литературного чтения? (Слайд №1)

Вопросы викторины:

- Где  и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали  мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

 - Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  (Слайд № 3)

- От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

- Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)

«И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы».

 - Что узнали из этих строк? 

-   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 - Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

Фронтальная форма.

Метод – беседа.

 

С творчеством А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 г.

Надежда Осиповна. Сергей Львович.

На французском языке.

Няня Арина Родионовна.

От няни.

Что А.С. боялся слушать ее сказки, но любил их больше всего.

5.

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушать и понимать речь других;

3.

Определение темы и целей урока.

8 минут

Сформулировать тему и цель урока.

- Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация? (Слайд  № 10)

- Кто написал эту сказку?  

- Кто знает полное название сказки? ( Слайд № 11)

- Сегодня мы познакомимся с этой сказкой.

Фронтальная.

Эвристическая беседа.

 Из сказке о царе Салтане.

А.С. Пушкин.

«Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

4.

5.

Изучение нового материала.

15 минут

Закрепление изученного материала.

Обеспечить восприятие и осмысление  уч-ся изучаемого материала

Первичное закрепление уч-ся изучаемого материала.

  1. Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

  1. Составление картинного плана первой части сказки

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

3. Выборочное чтение

—Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(От начала до слов «В те поры война была...».)

 —  С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...»)

—  Найдите вторую часть, о чем она? (До слов «В синем море звезды блещут...».)

—  Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

- Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

- Как нужно читать эти строки? 

- А каково героям в этом путешествии? 

-  Как вы понимаете эти слова? 

- Как спаслись герои? Прочитайте.

Физкультминутка.

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

- Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

- Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

-  О чем сын подумал, выйдя на волю? 

 - Что значит «добрый ужин»? 

-  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? 

- А какая сцена напоминает волшебную сказку? 

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

- Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

- Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? 

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

- Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? 

- Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? 

- Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

Работа над жанровыми особенностями произведения.

- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 - Что у неё общего с народными сказками? 

- В чём отличие? (Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)  ( Слайд №13)

Фронтальная.

Эвристическая беседа.

Фронтальная.

Эвристическая беседа.

Читают 1 –ю часть сказки по очереди.

На 5 частей.

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя.
  3. Чудесное спасение.
  4. Встреча с лебедью.
  5. Корабельщики на острове.

Дети находят эту часть сказке и читают до слов «В те поры война была»

С обещаний невест.

Во второй части говорится об обмане царя.

Читают третью часть сказки.

Выразительно читают .

С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.

Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам.

Растет очень быстро.

Дети читают этот отрывок.

Повторяют действия за учителем.

Находят и читают эту часть.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом…

Он подумал об ужине.

Хороший.

Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.

Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается он спас заколдованную царевну.

Читают последнюю часть.

Она подарила ему целый город.

Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.

Он захотел увидеть отца.

Ответы детей.

Да, можно

Сказка Пушкина очень похожа на народные. В не добро побеждает зло и хороший конец. Встречается повторение событий 3 раза: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. Есть народные пословицы и поговорки.

Сказка Пушкина отличается от народных тем, что написаны в стихотворной форме.

  • делить текст на части;
  • составлять картинный  план по тексту;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5.

Итог урока.

3 минут

Выявление качества и уровня усвоения  знаний.

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

-  Чему учились на уроке?

-  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Групповая.

Самооценивание.

Отвечают на вопросы учителя и подводят итог своей деятельности.

  • оценивать правильность выполнения действия.

66.

Домашнее задание

2минуты

- Откройте дневник и запишите домашнее задание.

- Ребята, дома вам нужно будет прочитать отрывок (с. 102—118), Разделить его  на части и составить план.

Фронтальная.

Словесный метод.

Открывают дневник и записывают домашнее задание.

Рекомендации учителя:

Подпись учителя:______________                                                                                              Дата: 12 ноября 2020 г

Подпись методиста:_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...

Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....