А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||||||||
Место урока в разделе | Сказка | |||||||||
Тип урока | Открытие нового знания | |||||||||
Цели урока | Познакомить со сказкой А.С. Пушкина «о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта. | |||||||||
Задачи урока | Образовательные: учить работать с текстом сказки в поэтической форме; Развивающие: развивать речевые умения и творческие способности детей; развивать умение анализировать сказки. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду. | |||||||||
Планируемые результаты изучения темы | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Ученик научится:
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться:
| Ученик получит возможность формирования:
| ||||||||
Ресурсы | ||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | ||||||||
М. Чюрлёниса, учебник «Литературное чтение» 3 класс. | Дневник, пенал. | Презентация к уроку | ||||||||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир | |||||||||
Организация пространства | Индивидуальная работа | |||||||||
Этапы урока | ||||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, Приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||||
1. | Организационный этап 3 минуты | Проверить готовность класса и оборудования. Организовать учебную деятельность. | - Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте готовность к уроку. На столе должны лежать: учебник, дневник, пенал. - Садитесь.
| Фронтальная форма. Словесный метод. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
| ||||
2. | Актуализация знаний 2 минуты | Обеспечить мотивацию учения школьников. | - Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд №1) Вопросы викторины: - Где и когда родился А.С. Пушкин? - Как звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2) - На каком языке говорили в семье Пушкина? - Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3) - От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? - Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4) «И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы». - Что узнали из этих строк? - Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки. - Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9) | Фронтальная форма. Метод – беседа. |
С творчеством А.С.Пушкина. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 г. Надежда Осиповна. Сергей Львович. На французском языке. Няня Арина Родионовна. От няни. Что А.С. боялся слушать ее сказки, но любил их больше всего. 5. |
| ||||
3. | Определение темы и целей урока. 8 минут | Сформулировать тему и цель урока. | - Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 10) - Кто написал эту сказку? - Кто знает полное название сказки? ( Слайд № 11) - Сегодня мы познакомимся с этой сказкой. | Фронтальная. Эвристическая беседа. | Из сказке о царе Салтане. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». |
| ||||
4. 5. | Изучение нового материала. 15 минут Закрепление изученного материала. | Обеспечить восприятие и осмысление уч-ся изучаемого материала Первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. |
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они? 1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4) Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове. 3. Выборочное чтение —Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты». (От начала до слов «В те поры война была...».) — С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...») — Найдите вторую часть, о чем она? (До слов «В синем море звезды блещут...».) — Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».) - Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. - Как нужно читать эти строки? - А каково героям в этом путешествии? - Как вы понимаете эти слова? - Как спаслись герои? Прочитайте. Физкультминутка. - Изобразите волны, набегающие на берег. - Летящую царевну Лебедь - Гвидона, натягивающего лук. - Танцующую белку, поющую песенки. - Богатырей, выходящих из моря Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью» - Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».) - Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...) - О чем сын подумал, выйдя на волю? - Что значит «добрый ужин»? - Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? - А какая сцена напоминает волшебную сказку? ( Слайд № 12) Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. - Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове». - Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? Град - город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор. - Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? - Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? - Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите. Работа над жанровыми особенностями произведения. - Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками? - Что у неё общего с народными сказками? - В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) ( Слайд №13) | Фронтальная. Эвристическая беседа. Фронтальная. Эвристическая беседа. | Читают 1 –ю часть сказки по очереди. На 5 частей.
Дети находят эту часть сказке и читают до слов «В те поры война была» С обещаний невест. Во второй части говорится об обмане царя. Читают третью часть сказки. Выразительно читают . С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев. Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам. Растет очень быстро. Дети читают этот отрывок. Повторяют действия за учителем. Находят и читают эту часть. Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом… Он подумал об ужине. Хороший. Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее. Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается он спас заколдованную царевну. Читают последнюю часть. Она подарила ему целый город. Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством. Он захотел увидеть отца. Ответы детей. Да, можно Сказка Пушкина очень похожа на народные. В не добро побеждает зло и хороший конец. Встречается повторение событий 3 раза: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. Есть народные пословицы и поговорки. Сказка Пушкина отличается от народных тем, что написаны в стихотворной форме. |
| ||||
5. | Итог урока. 3 минут | Выявление качества и уровня усвоения знаний. | - Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? - Чему учились на уроке? - О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке? | Групповая. Самооценивание. | Отвечают на вопросы учителя и подводят итог своей деятельности. |
| ||||
66. | Домашнее задание 2минуты | - Откройте дневник и запишите домашнее задание. - Ребята, дома вам нужно будет прочитать отрывок (с. 102—118), Разделить его на части и составить план. | Фронтальная. Словесный метод. | Открывают дневник и записывают домашнее задание. |
Рекомендации учителя:
Подпись учителя:______________ Дата: 12 ноября 2020 г
Подпись методиста:_____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане
Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...
Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....