И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» ( 1 класс)
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данная методическая разработка посвящена проблеме сочетания видов деятельности на уроках в первом классе.
Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_probnogo_uroka.docx | 711.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Методическая разработка
урока литературного чтения
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа 41Н
Чеботок Полины Робертовны
Руководитель: Ермакова Н.А
Трубчевск, 2020г.
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме сочетания видов деятельности на уроках в первом классе.
Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературы.
Содержание
- Аннотация
- Введение
- Основная часть
- Список использованной литературы
- Приложение
Введение
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».
Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так организовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.
Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий.
Смена видов деятельности – это такой прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Существует множество видов деятельности обучающихся на уроке, однако педагоги чаще всего используют лишь некоторые, наиболее привычные, отработанные. Например:
- аудирование;
- чтение вслух;
- чтение «про себя»;
- говорение;
- работа с текстом художественного произведения и т.д.
Чтобы повысить мотивацию детей к приобретению новых знаний и качество обучения в целом, спектр видов деятельности можно постоянно расширять.
Все виды деятельности, о которых шла речь выше, призваны помочь учителям в их педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулировать развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение
Основная часть
Ф.И.О. учителя: Чеботок П.Р.
Класс: 1 «а»
Предмет: литературное чтение
№ урока по расписанию:
Тема урока: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»
Цели урока:
Содержательная: создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством И.Токмаковой; повторить жанры литературных произведений и познакомить с литературной сказкой И.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
Деятельностная: развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами, обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Задачи:
Дидактические:
1. совершенствовать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
2. формировать умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков;
3. формировать умение читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке.
Воспитательная:
1. воспитывать интерес к чтению произведений русских поэтов;
2. формировать умение сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Развивающие:
1. формировать умение принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
2. формировать умение понимать, с какой целью необходимо читать данный текст;
3. развивать умение осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
4. формировать умение сравнивать народную и литературную сказки; находить сходства и различия;
5. развивать умение отвечать на вопросы учителя по теме урока;
6. развивать умение создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя.
Этап урока | Время, мин. | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Д-ть обучающихся |
1.Этап мотивации | 2 мин. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие Проверка готовности к уроку Эмоциональный настрой | Беседа | Ф | Приветствует, настраивает на плодотворную работу | Приветствуют учителя, садятся |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений. | 5 мин. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1 Речевая разминка На слайде стихотворение, читают с разной интонацией 2.2 Разгадывание ребуса Разгадывают ребус по первым звукам названия предметов 2.3 Работа над определением «сказка» Знакомятся с определением «сказка» и её видами
| Беседа Поручение | Ф | Проводит речевую разминку, работает с учащимися над определением | Отвечают |
3.Постановка учебной задачи, целей урока. | 3 мин. | Организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | 3.1 Беседа об авторе Беседуют по портрету писателя: - Как вы думаете кто это? - Что вы знаете о ней? 3.2 Знакомство с биографией И.П. Токмаковой 3.3 Выставка книг Рассматривают выставку книг, вспоминают какие из них читали 3.4 Антиципация по названию Работа по названию произведения на стр. 9, предвидят главного героя 3.5 Антиципация по иллюстрации Рассматривают иллюстрацию, предполагают, о чём будет произведение | Беседа Рассказ | Ф | Рассказывает об И.П. Токмаковой, знакомит с биографией и творчеством. Организовывает работу по иллюстрации | Слушают рассказ учителя. Предполагают, о чём будет сказка |
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | 2 мин. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Формулирование темы урока 4.2 Определение задач | Устный опрос | Ф | Помогает учащимся сформулировать цели и задачи урока | Формулируют тему, цель и задачи урока |
5.Реализация выбранного проекта. | 20 мин. | Обеспечить восприятие текста, осмысление событий. | 5.1 Первичное восприятие сказки Знакомство с понятием «клякса», как дети его понимают 5.2 Проверка первичного восприятия Говорят, какое впечатление произвело начало произведения, верными ли оказались их предположения 5.3 Словарная работа Перед ними два столбика слов, соединяют слова близкие по значению | Беседа | П | Беседует о первых впечатлениях от произведения, проводит словарную работу | Отвечают на вопросы |
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | 5 мин. | Углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1 Беседа по содержанию Называют главных героев сказки, разгадывают ребус, дают характеристику героям 6.2 Определение жанра произведения Вспоминают особенности сказки и рассказа, с помощью этого определяют жанр произведения. Заполняют таблицу «Виды сказок» | Беседа | Ф | Направляет детей | Определяют жанр произведения |
7.Этап рефлексии деятельности. | 4 мин. | Уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции. | 7.1 Выразительное чтение сказки 7.2 Обобщающая беседа Определяют главную мысль сказки, вспоминают автора сказки и с каким произведением познакомились | Беседа | Ф | Учитель следит за чтением сказки | Читают сказку |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | 2мин. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 8.1 Подведение итогов урока Подведение итогов урока, путём ответов на вопросы: - Какая тема урока? -Цель? -Какие задачи ставили пред собой? 8.2 Домашнее задание Записывают д/з | Беседа Поручение | Ф | Оценивает с учащимися работу на урок | Оценивают результаты своей деятельности |
Список использованных источников
- Винникова О.В. «Сочетание видов деятельности» Режим доступа URL; https://resh.edu.ru (дата обращения: 01.11.202)
- Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М: Просвещение,2018. – 80 с.: ил.
- Лущик М.Г. «Использование разных видов деятельности на уроке» Режим доступа URL; https://kopilkaurokov.ru (дата обращения 09.11.2020)
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...
Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.
Литературное чтение 1 класс.Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...
Литературное чтение 1 класс И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
План-конспект урока к предмету «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»...
Литературное чтение 1 класс И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»
Презентация к уроку «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс УМК "Школа России" Тема: "И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А"
Знакомство с отрывком из сказки И. Токмаковой....