Литературно-игровой час "Наш Маршак. Любимые герои."
методическая разработка по чтению

Эпова Татьяна Михайловна

В нашей стране мало найдется людей, которым неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-igrovoy_chas_nash_marshak_lyubimye_geroi.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно- игровой час.

Наш Маршак. Любимые герои.

(посвящается  130- летию со дня рождения С.Я. Маршака).

 Цели:

  • Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
  • Развивать навыки сознательного чтения.
  • Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • презентация Наш Маршак. Любимые герои.
  • портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
  • книги,
  • сборники произведений С.Я. Маршака.       

                                                                          Ход занятия                              

Слайд 1- 2. В нашей стране мало найдется людей, которым неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Самуил Яковлевич очень хорошо знал психологию детей и писал для них замечательные произведения. Маршак вспоминал позднее: «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать».

Слайд 3. С.Я. Маршак родился 22 октября 1887 года в городе Воронеже в семье техника мастера химического завода. В поисках лучшей жизни семья часто переезжала из города в город.

Слайд 4. Летом 1902 года Самуил познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, который помог поступить ему в хорошую петербургскую  гимназию, познакомил с известными писателями, художниками, композиторами.

Слайд 5. Самым любимым другом в семье Маршака всегда была книга, стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. С самых ранних лет у него складывались уже свои вкусы и пристрастия в литературе.

Слайд 6.В возрасте 20 лет Маршак начал публиковать свои стихи в журналах. В 25 лет Самуил Маршак вместе со своей женой уезжает учиться в Англию, где поступил на факультет искусств Лондонского университета.

Слайд 7. Чтобы лучше узнать незнакомую страну и язык они много путешествовали пешком по английской провинции. Тогда же Маршак и начал заниматься переводами. Особенно его заинтересовал замечательный детский фольклор, в котором было много юмора.

Слайд 8. Вернувшись в Россию, С.Я Маршак поселился в Краснодаре, где совместно с другими литераторами, художниками и композиторами организовал детский театр и сам писал для него пьесы. Это стало его любимым занятием.

Слайд 9. Маршак был пристрастен к людям одаренным и нетерпимым к халтуре. Сам работавший над словом, как ювелир, он не выносил небрежности и недобросовестности в литературном деле, он гневался на пропуск слова, на неправильно поставленную запятую.  «Чтобы стать писателем, надо быть хорошим читателем»,- всегда говорил Самуил Маршак.

Слайд 10, 11, 12 .Первыми книжками Маршака стали «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». Маршак создал новый тип детской книги, это книжки- картинки, которые можно не только читать, но и рассматривать рисунки, иллюстрации, соответствующие тексту.

Слайд 13, 14. Это очень красиво оформленные книги «Багаж», «Детки в клетке», «Цирк», «Мороженое» . Маршак учил своих читателей видеть необычное в обычном, наблюдать и запоминать прочитанное. Жизнерадостность, энергия и юмор- характерные свойства поэзии Маршака.

Слайд 15, 16. Наиболее яркими работами в драматургии Маршака стали пьесы- сказки «Двенадцать месяцев», «Горя бояться- счастья не видать», «Умные вещи», «Кошкин дом». Они увлекательны и понятны для детей.

Слайд 17, 18. Пьеса «Кошкин дом» родилась не из сказки, а из двух строчек детской песенки: «Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин дом». У Маршака это целая комедия для детей в нескольких картинах, со многими действующими лицами, веселая и остроумная сатирическая комедия, в которой высмеиваются эгоизм, глупость и жадность и от которых поэт хочет остеречь наших детей.

Слайд 19- 20. «Двенадцать месяцев»- сказка лирическая, в ней преобладает фантастическое начало, но и в нее Маршак внес комедийную сатирическую струю. Маленькая королева, не знающая забот и труда, окруженная придворными, которые притворствуют ее капризам и прихотям, стала показателем неправильного воспитания, в ней высмеиваются деспотичность и эгоизм.

Слайд 21. Следуя народной традиции, Маршак противопоставляет добро злу, делит своих героев на положительных и отрицательных, дает им точные психологические характеристики.  

Слайд 22. С.Я. Маршак умер летом 1964 года, недожив немного до семидесяти семи лет. Говорят, что лучшим памятником человеку служат его дела, то, что он сделал доброго и полезного для людей на земле. Бессмертие писателя – его книги. С.Я. Маршак оставил богатое и щедрое наследство, которое будет жить во многих поколениях людей.  В одном из последних стихотворений он говорил:

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы,

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я мыслил, чувствовал, я жил

И, все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

С.Я. Маршак всегда говорил, что детская книга должна быть «открытием мира» для ребенка, должна расширять его знания о земле и людях, воспитывать в нем высокие и благородные стремления и чувства, прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии.

                                   Литературные игры по произведениям С.Я. Маршака.

Слайд 23.  Игра на внимание «Что перепутал рассеянный с улицы Бассейной?»

(По книге С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»). Дети отвечают «Да» или «Нет».

Жил человек рассеянный.

Поверите мне, да?                  (Да).

Таким он был у Маршака

Рассеянным всегда?                (Да).

На руки брюки надевал,

А может быть жилет?                (Нет).

А вместо зеркала потом

Купил себе портрет?                    (Нет).

На месте шапки иногда

 Была сковорода ?                         (Да).

И на ноги перчатки

 Он натянул с утра?                        (Да).

Однажды на вокзале
Отправился в буфет

И не за шоколадом,

А спрашивать билет.                   (Да).

В отцепленном вагоне

Уселся без труда

И ехал двое суток

Приехал ли куда?                              (Нет).

        Желаю вам, ребята, внимательными быть!

        С рассеянностью этой отныне не дружить!

Слайд 24. Вспомни содержание произведения.

Ищут   пожарные

Ищет милиция

Ищут фотографы

В нашей столице…  

(Ребята, кого же так тщательно ищут и почему?)

Слайд 25.  Угадай название сказки.

В сказке той мышонок в норке

Не хотел ни хлебной корки,

Ни огарочка свечи-

Просил маму:  « Не пищи!»

        

           А) «Сказка о глупом мышонке».

        Б) «Мышонок Пик».

        В) «Сказка об умном мышонке».

Слайд 26. Доскажи словечко и вспомни название произведения.

 

А) У Скворцова Гришки

Жили- были…                   ( книжки).

Грязные, лохматые,

Рваные, …                          (горбатые)

Без конца и без…             (начала)

Переплеты- как…             (мочала),

На листах-…                       (каракули).

Книжки горько…               (плакали).           «Книжка про книжки»

Слайд 27. Б) Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой…                   (на ремне),

    С цифрой пять на медной…    (бляшке),

    В синей форменной…              ( фуражке)?

Это он, это он…                              (Ленинградский почтальон).          «Почта».

Слайд 28. В) Открываем календарь-

    Начинается…                  (январь)

   В январе, в январе

   Много…                            (снегу на дворе).                  «Круглый год».

Слайд 29. Г) Друг на друга так похожи

   Комаровы – братья.

   Где тут…  (Петя), где …(Сережа),-

   Не могу сказать я.                                                           «Где тут Петя, где Сережа»

Слайд 30.Опыт большой жизни С. Я Маршака  дает ему право на добрые наставления молодым людям:

Да будет мягким сердце, твердым - воля!

Пусть этот нестареющий наказ

Напутствием послужит каждой школе,

Любой семье и каждому из нас.

        

- Опыт большой жизни дает Самуилу Яковлевичу Маршаку  право на добрые наставления молодым людям:

Да будет мягким сердце, твердым - воля!

Пусть этот нестареющий наказ

Напутствием послужит каждой школе,

Любой семье и каждому из нас…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

1 класс. Тренажер «Любимые герои» (счет в пределах 10)

Тренажёр  предназначен для отработки умения складывать и вычитать в пределах 10. Можно использовать для устного счета. Нужно решить примеры и прочитать слово, для этого нажать на слово «Проверка»...

Внеклассное занятие "Любимые герои самого смешного писателя"

Внеклассное занятие по литературному чтению о творчестве Н.Н.Носова...

Мои любимые герои

Тема: «Мои любимые герои»Цель:Вспомнить сказки, привлечь к ним внимание детей, вызвать желание их читать.Развивать у детей быстроту реакции, умение работать в коллективе, нестандартное мышление, творч...

«Наши любимые герои»

Сценарий классного часа «Наши любимые герои» в начальной школе2 класс ...

В гости к любимым героям

Игра – викторина подготовлена для учеников 3-х классов....

Шаблон презентации "Любимые герои мультфильмов"

Шаблон презентации для внеурочных мероприятий, посвящённых героям сказок, мультфильмов....