Конспект урока по лит.чтению. Звук ч, буква ч
план-конспект урока по чтению

Казьмина Анна Алексеевна

Тема: «Согласный звук [ч’], буква ч»

Цели:

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

- формируем умение применять правила правописания на письме;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование:

1.Презентация по теме «Согласный звук [ч’], буква Ч,ч».

2.Мультимедийный проектор.

3.Карточки с заданиями

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Универсальные учебные действия:

Личностные

1.проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения;

2.иметь общее представление о моральных нормах поведения;

3.осознавать личностный смысл учения, желать учиться.

Познавательные

1.проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

2.самостоятельно проводить краткий анализ  объектов;

3.под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий);

4.давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.

Регулятивные

1.самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.следовать режиму организации учебной  деятельности

3.понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

4.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

5.в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные

1.участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2.воспринимать мнение других людей о литературных  явлениях;

3.понимать задаваемые вопросы;

4.адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_lit.chteniyu._zvuk_ch_bukva_ch.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по литературному чтению

«Согласный звук [ч’], буква ч»  

Тема: «Согласный звук [ч’], буква ч»

Цели:

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

- формируем умение применять правила правописания на письме;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование:

1.Презентация по теме «Согласный звук [ч’], буква Ч,ч».

2.Мультимедийный проектор.

3.Карточки с заданиями

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Универсальные учебные действия:

Личностные

1.проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения;

2.иметь общее представление о моральных нормах поведения;

3.осознавать личностный смысл учения, желать учиться.

Познавательные

1.проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);

2.самостоятельно проводить краткий анализ  объектов;

3.под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий);

4.давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.

Регулятивные

1.самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.следовать режиму организации учебной  деятельности

3.понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

4.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

5.в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные

1.участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2.воспринимать мнение других людей о литературных  явлениях;

3.понимать задаваемые вопросы;

4.адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте! Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня ваше занятие проведу я!

Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети,
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

На слайде буквы: а, у, е, ё, и, я, ч.
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?
– Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений.

Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.
-Ребята, каких героев мы узнали в мультфильме?
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?
- Ребята, сейчас я произнесу вам слова, а вы мне скажите, что общего в произнесенных словах?

Какой первый звук в этих словах
Произнесем хором. 
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой?
– Твердый или мягкий?
Есть ли у него пара?

-Буква, которая обозначает звук [ч’], называется буква ЧЕ.
– Откройте азбуку на стр.1,3,2. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Закрасим с вами схему-«человечка».

– Какого цвета башмаки у человечка?

-Почему?

-Ребята, а зачем человечек держит восклицательный знак?

– Что нового мы сейчас узнали?

-Ребята, давайте прочитаем слоги и сделаем звуко- буквенный анализ.

-Ча, чу, чи, че, чё

-Давайте прочитаем слова 1-го и 2-го столбика, которые начинаются на букву Ч в букваре.

-Прочитайте слово, которое начинается со слога ча.

-Какая бывает чашка?

-Прочитайте слово, которое начинается со слога чу.

-Кого мы называем чудаком?

Подчеркните слоги ча, чу.

-Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи, угля.

-А когда говорят о предмете чистый?

Подчеркните опасные места.

-А кого мы называем человеком?

-Прочитайте это слово так, как оно написано.

-Произнесите, как мы его говорим.

-Подчеркните «опасное место»

-Давайте с вами посмотрим на 6-й столбик.

-Что интересного вы там заметили?

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений.

– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем ёще раз слоги.

– С какими гласными буквами не составили слогов?

-Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.

– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила буква Ч?

-Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась буква Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор слоги  Ча и Чу пишутся только с А и У.

-Так бывает в сказке, а мы должны запомнить, что звук [ч’] – мягкий и мечтает стать «потверже» и дружит с буквами А и У.

Сейчас я вам прочитаю стихотворения, а вы запоминайте:

-Мы все пишем «ча-ча-ча»:
Чаща, туча, саранча,
Дача, куча и свеча,
Чайник, чай и каланча.
Мы запомним навсегда:
Пишем только с буквой «а».

-Я грамотно писать хочу.
Слова на «чу» учу;
Чулок, чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой «у».

Запомни: 

ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У
.

Прочитав все эти слова, мы можем сделать вывод:

Буква Ч может стоять в начале слова, на конце слова, и в середине слова.

V. Реализация проекта выхода из затруднений.

 -Ребята у Чебурашки и Крокодила Гены не получается сделать задание?

-Поможем им?

На слайде вы видите слово

–Нам с вами необходимо сделать звуко- буквенный анализ слова «чаша».

-Запомните, звук [ч’] всегда мягкий.

-Молодцы!

Физкультминутка

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.


Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук
[ч’] изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте.

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.

- Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

VΙ. Обобщение во внешней речи.

Ребята, давайте посмотрим на стр.1, 3, 2 и 1, 3, 3. Мы видим текст, который называется « Буква-Почемучка».

Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

-А есть ли такая буква – почемучка?

-Как же буква может быть почемучкой?

-Какие вопросы может задавать буква Ч?

-Чем интересны все эти вопросы?

-А как надо читать эти вопросы?

-Как меняется настроение у буквы Ч?

-Какая буква Ч?

Не зря автор назвал ее почемучкой?

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята давайте поделимся на варианты и поможем Чебурашке и Гене выполнить задание, которое у них не получается.

1-й вариант от окна, 2-й вариант от двери.

-У вас у каждого на столе лежит карточка, вам необходимо вставить ту букву, которую мы прошли сегодня и прочитать получившиеся слова.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

-Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч’]:

– Молодцы!

ΙХ. Рефлексия.

– Что нового узнали?  

– Чем необычен звук [ч’]?

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Здравствуйте!

Дети проверяют, все ли лежит у них на парте.

Лишняя буква Ч.

Так как эта буква обозначает согласный звук.
А, у, е, ё, и, я

Дети смотрят мультфильм.

Чебурашку и Крокодила Гену

Со звуком [ч’] .

Так как его имя начинается на звук [ч’].

Час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка.

[ч’]

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

Согласный

Глухой

Всегда мягкий

Непарный

На чайник, на четыре

Зеленого

Потому что звук [ч’] мягкий.

Нужно запомнить, что звук [ч’]  всегда мягкий

Что звук [ч’] мягкий

Звук [ч’] какой он? Мягкий или твердый

Ча -зел. и кр.

Чу -зел. и кр.

Чи -зел. и кр.

Че -зел. и кр.

Чё -зел. и кр.

Чашка

Кофейная, фарфоровая, чистая.

Чудак

Странного, чудного человека.

Чёрный

Предмет очищен от грязи.

Живое существо, обладающее даром речи.

Человек

Чилавек

Все эти слова начинаются со слога ча. Все слова однокоренные. Они близки по смыслу.

Я, ю

Дети слушают сказку.

ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.

Да

Ч-зел.

А-кр.ударная

Ш-син.

А-кр.

Да

Эта буква задает много вопросов.

Почему? Зачем? Что? Отчего? Чей? Чем? За что? О чем?

Они с буквой Ч

Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.

Она обижается, затем размышляет и снова веселится

Не умеет долго обижаться, любобытная, веселая.

Нет

1-й вариант:

Ту…а, пе…енье,…ебурашка.

Туча, печенье, Чебурашка

2-й вариант:

Но…ка,…ашка, було…ка

Ночка, Чашка, булочка

Чай, печенье, булочка, батончик, чипсы, грибочки, чебуреки

Звук и букву Ч

Всегда мягкий

Что звук [ч’]  согласный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м\'], буквы М,м."

Цели урока:1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м\'];2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;3) обр...

Конспект урока по литературному чтению "Звук [и], буквы Ии" 1 класс

Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания ...

Конспект урока по литер.чтению. Звук н, буква н

Тема: «Звуки [н],[н’].Буква Н.»Цели: 1. Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н.2. Отработать навыки различия между мягким и твердым звуко...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока 1 класс Чтение "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"

Конспект урока "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"...