Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е. Чарушина, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развития устной речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 74
Тема | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е. Чарушина, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развития устной речи учащихся |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | На основе названия текста определяют его содержание; читают текст самостоятельно; называют героев произведения; находят и называют понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух; разыгрывают фрагмент текста по ролям |
Личностные результаты | Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения. Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение предположений с содержанием текста, характеризуют героя. Коммуникативные: выразительно читают текст и разыгрывают по ролям фрагмент |
Основное содержание темы, понятия и термины | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку литературного чтения. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||
II. Артикуляционная гимнастика. | Фронтальная. Словесный. Артикуляционная зарядка | 1)Дыхательная гимнастика. -Подготовим дыхательный аппарат к чтению Голову поднимем выше и легко, легко подышим, - спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот); - надуваем воздушный шар; - дуем на кипящее молоко. 2)Речевая разминка. (слайд 2) -Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у мальчиков шары. Ро-ро-ро - у Раи новое ведро. Ру-ру-ру - начинаем мы игру. | Выполняют упражнения Чтение чистоговорки. | Готовят дыхательный аппарат к чтению Выполняют упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции | Фронтальный. Правильное выполнение заданий | ||
III. Повторение пройденного материала | Фронтальная. Словесный. Загадывание загадки. Беседа | Отгадайте загадку: Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется ...(алфавит) -Что такое алфавит? (расположение букв в определённом порядке) -Сколько букв в русском алфавите?(33) -Почему так назвали буквы, кот. стоят по порядку? -Кто-то смотрел в словаре или интернете?( в греч. яз. первые две буквы наз. альфа и вита – толковый словарь Ожегова) -Все знают алфавит? Проверим. Внимательно прочитайте алфавит. (слайд 3) - Вставим пропущенные буквы - Чтобы выполнить задание мне нужен помощник. (слайд 4) | Слушание и отгадывание загадки | Выполняют задания учителя. Работа отдельных учащихся с компьютером. | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический. | Немножко отдохнём и споём песенку – алфавит(слайд 4) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | ||
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | 1) Введение в тему урока. -Посмотрите на обложку книги. (слайд 5) – Кто изображен на обложке? – Кто такая ворона? Что вы знаете о ней? - Прочитайте название книги. Как вы думаете, почему на обложке нарисовали ворону? – В этом рассказе говорится как эта птица научила одного мальчика говорить звук [р]. Хотите узнать, как это получилось? – Кто же написал этот интересный рассказ? Прочитайте. (Е. И. Чарушин) - -Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина. | Рассматривают картинку. Называют птицу, рассказывают о ней. Отвечают на вопросы учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы | ||
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Биография | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета | Рассказ биографии Е. И. Чарушина с опорой на портрет(слайд 6-9) 1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина. -Что вам известно о жизни этого писателя? -О чем пишет Е.И. Чарушин? Е.И. Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский художник – архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках. | Слушают рассказ учителя, задают вопросы | Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||
2. Первичное знакомство с рассказом (учебник, | Фронтальная. Словесный. Чтение рассказа подготовленными детьми, беседа | Чтение рассказа. – Подумайте над вопросом: Могла ли эта история произойти на самом деле? | Слушают рассказ, рассматривают предметную картинку, отвечают на вопрос | На основе названия текста определяют его содержание. Размышляют над вопросом, высказывают мнение | Фронтальный. Устные ответы | ||
3. Первичное восприятие рассказа учащимися | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С кем произошла история? – Как звали мальчика? – Что он не умел делать? | Отвечают на вопросы | Демонстрируют усвоение содержания услышанного рассказа. | Фронтальный. Устные ответы | ||
4. Выборочное чтение рассказа учащимися. Беседа по тексту | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте. – Почему мальчик Женя обиделся на ребят? Перечитайте строки – Какие слова предлагали ребята ему сказать? – Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему? – Нужно ли смеяться? Как надо поступить? – Какие чувства испытывал Женя? – Кто же научил мальчика говорить букву Р? – Как кричит ворона? – Давайте прочитаем. – Что произошло дальше? Какой был результат? | Читают на доске трудные слова из текста: не-вы-со-кой, рас-ка-ты-ва-ет-ся, об-ра-до-вал-ся, вы-го-ва-ри-ва-ет-ся. Читают рассказ и отвечают на вопросы | Учатся правильно читать произведение: называть автора, название произведения. В ходе выборочного чтения анализируют произведение, отвечают на вопросы, находят ответы в тексте рассказа. Называют героев рассказа. Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ | Фронтальный. Чтение, устные ответы | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический. | – А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели вновь за дело | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | ||
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Самостоятельная работа с текстом рассказа (учеб ник, с. 84–85) | Индивидуальная работа. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву Р. – Определите качества характера Жени. – Найдите и назовите понра вившиеся слова из текста | Ищут в тексте предложение, слова. Отвечают на вопросы | Учатся находить в тексте необходимую информацию. Харак теризуют мальчика – героя рассказа. | Групповой, индивидуальный. Чтение предложения, слов; устные ответы | ||
2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу | Работа в парах. Словесный, практический. Чтение, беседа | Недаром говорится, что дело мастера боится. (…Полчаса кричал Женя по вороньи… ) Вывод: трудом можно добиться успеха. Повторное чтение названия рассказа. -Как еще можно назвать рассказ? (Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква). -Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство). Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься. | Читают на доске Недаром говорится, что дело мастера боится. Читают название рассказа | Учатся объяснять пословицу, делать вывод. Придумывают название рассказа. Контролируют работу товарищей в группе, осуществляют взаимопроверку | |||
2. Инсценировка фрагмента текста | Групповая. Словесный, творческий. Чтение, инсценировка | – Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста. – Разыграйте фрагмент текста по ролям | Выбирают фрагмент текста, распределяют роли, инсценируют | Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, распределяют роли, инсценируют | Групповой. Инсценировка | ||
3. Буква или звук? | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему научился Женя: говорить букву Р или произносить звук, который этой буквой обозначается? – Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему? – Нужно ли смеяться? Как надо поступить? – Какие чувства испытывал Женя? – Кто же научил мальчика говорить букву р? – Как кричит ворона? – Давайте прочитаем. – Что произошло дальше? Какой был результат? | – Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим | Различают букву Р Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ | Фронтальный. Устные ответы | ||
| |||||||
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – С каким писателем мы познакомились? – Как называется рассказ? – А как бы ты оценили свою работу? Почему? Дополните предложения…(слайд 10) Самым интересным для меня было …, потому что … Самым скучным для меня было …, потому что … Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что … Я был бы рад …, потому что … Мне понравилось …, потому что … Мне не понравилось …, потому что … | Отвечают на вопросы учителя. Дополняют предложения | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке(показ смайликов) | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "р". 1 класс
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе...
Презентация к уроку. Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р"
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р""
Представлен материал, который можно использовать на данном уроке с целью подготовки детей к интегрированной контрольной работе...
Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Урок обучения грамоте в 1 классе (послебукварный период)...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву Р"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте....
Конспект урока литературного чтения в 1 кл. Тема: Е.И.Чарушин. "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
урок разработан по ФГОС....