Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мартемьянова Елена Ивановна

Урок обучения грамоте в 1 классе (послебукварный период)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_88.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 Задачи: 1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

 • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

 • .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

 • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.

 3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Литературное чтение – прекрасный урок,

 Много полезного в каждой из строк,

 Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас

 2.Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Голову поднимем выше и легко,

легко подышим, - спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

 - надуваем воздушный шар;

- дуем на кипящее молоко.

Чтение чистоговорок.

 Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка)

. Ра-ра-ра - начинается игра.

 Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

 Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

 Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

3.Повторение.

-Какое стихотворение читал? («Читалочка»)

 - Постарайся при чтении передать радость.

 -Вчера мы говорили о сказочных героях.

Отгадай, о ком говорится в стихах:

Из танцзала короля девочка домой бежала.

Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета. Кто, скажи, девчушка эта?

Уплетая калачи ехал парень на печи,

Прокатился по деревне и женился на царевне.

 Бабушка в лесу живёт, Травы - зелье собирает

. Пол в избе метлой метёт, в ступе по небу летает.

 Из кости её нога Эту бабу звать ...

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке.

 Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки.

 Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

 Выставка книг с героями сказок.

- Можешь взять в библиотеке эти книги и прочитать!

 4.Новый материал.

 1) Фонетическая зарядка.

 -Кто это? (Собака) -Как она рычит? (Р-р-р) -Какой это звук? -Почему?

2) Введение в тему урока.

 - Прочитай название текста.

 -Как ты думаешь, о какой букве мы сегодня будем читать и говорить?

 -Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина.

 3) Чтение слогов-слияний.

 - Буквы живут очень дружно, часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова. ра ро ру ры ри ре ря рю

 Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий...).

Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки...).

Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк...)

4)Измени слова так, чтобы каждое обозначало несколько предметов:

 зверь — звери. Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь.

Физкультминутка.

 5) Работа над произведением.

Чтение слов с доски с пометкам.

 1) Чтение учителем

2) Ответы на вопросы -Какой звук не выговаривал Женя? (Р-р-р) -Как ребята к этому относились? 3) Словарная работа

-Какие слова не мог правильно произнести Женя?

Найди в тексте и прочитай.

 -Прочитай, как правильно произносить эти слова: Па – ро - ход та – ра - кан ры - ба -Запомни их написание

 4) Выборочное чтение – чтение по ролям

 -Прочитаем в начале рассказа разговор детей с Женей по ролям - я за автора, а ты за Женю. -Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)

 -Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].

 -От радости, как он произнес слово «Павлуша». -Почему? (научился выговаривать звук)

 -Так, кто обучил мальчика?

 5) Ответ на вопрос учебника

 -Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)

6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу Недаром говорится, что дело мастера боится. (…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

 Вывод: трудом можно добиться успеха.

 Повторное чтение названия рассказа.

 -Как еще можно назвать рассказ? (Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство). Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

5. Обобщение. Итог урока.

-Какое произведение читали на уроке?

 -Кто автор рассказа?

 -Какой звук не мог выговаривать Женя?

 -Научился ли мальчик произносить звук [р]?

 -Давайте и мы закрепим произношение звука [р] Почему тигры рычат: «р-р-р»

 Вороны кричат: «кар-р-р» Кони хрипят: «хр-р-р» Ставни скрипят: «скр-р-р» Летит вертолет: «др-р-р» Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р» выговаривать! (П. Высоцкий)

 6.Рефлексия.

- Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

 – Кто или что помогало справиться?

 – Ты доволен сегодня своей работой?

 –Хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

 – А как бы ты оценили свою работу? Почему?

Доп. задания: 1. Исправь слова: каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

2. Сможешь ли ты услышать в стихотворении М. Лепилиной «Не боится Рая лая» слова, различающиеся звуками [р] и [л]: Не боится Рая лая. На дворе играя, Рая слышит вдруг: собака лает. Не боится Рая лая — на цепи собака злая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "р". 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе...

Презентация к уроку. Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р"

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р""

Представлен материал, который можно использовать на данном уроке с целью подготовки детей к интегрированной контрольной работе...