Буква ь. УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Обучение грамоте. УМК "Школа России" 1 класс. Тема урока "Буква ь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буква ь
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
- актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
- содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход урока
- Орг. Момент
- Дыхательная гимнастика: «свеча».
- Включение в учебную деятельность
- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.
- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)
- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)
- А как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают ни одного звука? (?)
- На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока.
IV. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е. Правило)
V. Постановка целей и определение темы урока
- Ребята, посмотрите на доску. Ученик пишет на доске слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «кон» - написано на доске)
- Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (НЬ)
- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (кони)
- Подходит? (нет)
- Может букву е? (нет)
- Может букву Я? (нет)
-Ребята, может кто-то догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
-Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь.
- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! (вставить ь в слово КОНЬ на доске)
- Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.
- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11.
- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.
Физминутка
VI. Работа по теме урока
- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)
- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?
- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)
- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
- Найдите текст на странице 11. И запомните чем питается лось.
- Чем питается лось?
- Что насыпали мальчики для лося на пень?
VII. Работа над дикцией
- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:
Ась-ась-ась – в речке плавает карась
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь
Ель-ель-ель – мы купили карамель
Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.
VIII. Закрепление изученного
- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:
пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь
- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?
IX. Подведение итогов:
- Ребята, давайте ответим на вопрос, который у нас возник вначале урока: есть ли буква в русском языке, которая не обозначает никакого звука?
- Что ещё вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?
- А на следующем уроке, на уроке письма, мы научимся писать эту букву письменно.
Рефлексия
- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтый смайлик,
- Кому было что-то не понятно – поднимите красный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76568.jpg)
Урок обучения грамоте "Буква Я. Закрепление."1 класс
Закрепление знаний о букве Я. Письмо и чтение слов с буквой Я....
Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях. Москва: «Дрофа», 2008 год....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/30/picture-629206-1430399749.jpg)
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....
. Конспект урока Буква Ё, ё. 1 класс ФГОС Подготовила Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ № 23, г. Томмот, Республика Саха ( Якутия), Алданский район.
Цели:Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-45781-1641561497.jpg)
Мастер - класс на городском семинаре по проблемно - диалогическому обучению. Тема урока: "Буква мягкий знак". 1 класс.
На семинаре по проблемно-диалогической технологии я показала методику работы на уроке обучения грамоте в 1 классе. ("Школа России"). Тема урока: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков". М...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Методическая разработка.Технологическая карта урока по теме «Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами».Разработана учителем начальных классов Титовой Е.В.
Урок по УМК "Школа 21 века....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-1290005-1605808902.jpg)
Конспект урока .Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е. 1 класс.
Образовательная система: Школа РоссииУчебный предмет: интегрированный урок (чтение и письмо)Класс: 1Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е.Тип урока...