Технологическая карта: Анализ сказки «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Структурные компоненты учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Организация класса. Разминка для глаз - Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопали глазками) - Молодцы! Присаживайтесь |
|
Речевая разминка | -Давайте сейчас с вами проведём речевую разминку СЛАЙД 1 Белый снег. Белый мел. 1.прочитайте скороговорку глазками про себя 2.прочитаем орфоэпически все вместе 8.с повышением силы голоса (сначала шепотом, затем громко) | Читают скороговорку Читают скороговорку по заданиям |
Актуализация знаний и постановка цели урока | - На прошлых уроках вы читали сказку «Мороз Иванович» Владимира Фёдоровича Одоевского -Ну начнём! - Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания учащихся). - Да, это сказка «Мороз Иванович», которую написал В.Ф. Одоевский - Сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием этой сказки. СЛАЙД 2 - В каком году родился Владимир Фёдорович Одоевский? - Вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские). - Назовите главных героев сказки. «Мороз Иванович» (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница) - Где жил Мороз Иванович? (В колодце) - Почему он жил в колодце? (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно) - Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица? (В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А «Ленивица» от слова лень.) - Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте. - Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте. - Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.) - Кто встретился ей в колодце? (Пирожок и яблочки) - О чем они ее попросили? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.) - Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить) - Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели) - А что нужно было Ленивице в колодце? (Заработать горсть пятачков ) -Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница? -Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница (стр.198, со 2 абзаца) -А как Ленивица добиралась по этой же дороге? -Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица (стр.203, 3 абзац) -Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей) -Как это говорит о них, об их характере? ( Высказывания детей) -Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь? -Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу – стр. 204,1-2 абзац) (Мороз Иванович) - Ребята понравился вам Мороз Иванович в сказке? - Каким он был? (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой бородой) - А вот еще один герой сказки. (Рукодельница) -Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру) -Могут ли их имена сказать, какими они были? -Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197) -Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 - 197) -Чем занималась Ленивица? -Что можно сказать о девочках? (В.Ф. Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек) -Какая беда приключилась с Рукодельницей? -Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте (стр.197-198) -Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая) РАБОТА СО СЛОВАМИ -Кто же запомнил, что обозначают эти слова «платки рубить» (подшивать платки). - Молодцы, вы хорошо знаете эту сказку! СООТНЕСТИ СЛОВА -Я предлагаю вам соотнести слова характеризующие поведение и характер к девочкам на доске, кто первый пойдёт и соотнесёт 1 слово?
- Молодцы, ребята! Вы запомнили какая была Рукодельница и Ленивица. ПОСЛОВИЦЫ - Ребята. Как вы понимаете смысл пословицы «Жить и служить-разница»? (Это значит, что служба требует определенных усилий, а жить можно и праздно, не принося никому пользы) - Как вы думаете, а учитель вам ставит плохие отметки, потому что он для вас жалеет 5? Или почему? - А какие вы знаете пословицы о труде ещё? «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Труд человека кормит, а лень портит» - Молодцы! Переходим к следующему заданию КРОССВОРД - Сейчас я каждому раздам кроссворд и вы должны правильные ответы записать под нужными цифрами! Начинаем!
Ответы:1- Трудолюбию. 2-Пятаки. 3- Прасковья.4- Мух. 5- Колодец. 6- Яблоню.7-Сосулькой. 8 -Суп. 9- Уборку -.10- Брильянтик -Обменяйтесь кроссвордом с соседом по парте и начнём проверять. Рядом с клеточками с цифрами ставим + ии -. Если правильно, то плюс, если нет то минус. Я диктую, а вы проверяйте! СЛАЙД 3 - Так какое же слово спряталось под цифрой 1? Трудолюбие! ЧТО ПОТОМ ? СЛАЙД 4 - Нужно соединить правильно слова первого и второго столбиков и узнать, какие слова говорили яблочки. А для этого найдите в тексте ответ и прочитайте. (с.198 3 абзац снизу) Ответ: Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет - Восстановите порядок того, какую работу по дому выполняла Рукодельница. СЛАЙД 5,6 - Найдите в тексте ответ (с.196) Ответ: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.
СЛАЙД 7-8 -Найдите ответ в тексте (с.202) Ответ: всё в доме прибрала; пошла на кухню, кушанье изготовила; платье у старика починила; бельё выштопала. РАСКРАСКА - Девочкам я дала Рукодельницу и Ленивицу, а мальчикам Мороза Ивановича.Как вы думаете, а Рукодельница и Ленивица будут одним цветом? Почему?
УЗНАЙ ГЕРОЯ
| Слушают Родился в 13 августа 1803 года |
Итоги урока | - Как вы понимаете последние строки сказки? - Так, что же мы сегодня узнали на уроке? | Отвечают |
Рефлексия | 6. «Три лица». Слайд Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Если весёлое лицо, то всё понравилось и всё было понятно. | Анализируют и поднимают руки |
Домашнее задание | - Закончить раскрашивать и краткий пересказ сказки. |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по литературному чтению
Школа: МОУ СОШ №3 (филиал)
Класс: 3 «В»
Учитель: Пузанова Ольга Адамовна
Методист: Фомин Владимир Павлович
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 18.12.19
Тема. Анализ сказки «Мороз Иванович»
Тип урока: комбинированный
Педагогическая цель: проанализировать сказку «Мороз Иванович»
Планируемые результаты:
Предметные: обучающие научатся определять нравственный смысл сказки; наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкала, лесенка, баллы и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Познавательные УУД: определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные: проявлять терпимость к альтернативному мнению; предлагать компромиссы и способы примирения в случае несогласия.
Ресурсы: учебник литературное чтение ( Горецкий В.Г.), презентация ИКТ, раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "Мороз Иванович"
Презентация к уроку чтения по программе "Школа 2100", 2 класс....
Сценарий сказки "Мороз Иванович" для постановки в начальной школе
Сценарий по сказке Одоевского "Мороз Иванович" для новогодней или иной постановки в 1-4 классах начальной школы. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе, для школьного...
Презентация к сказке: "Мороз Иванович" В.Ф. Одоевский.
Презентация....
Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович.
Конспект урока В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович....
конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...
Тест по сказка "Мороз Иванович" 3 класс, Школа России
Тест по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"...
Технологическая карта урока литературного чтения: "Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского", УМК «Перспектива», 3 класс
Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Позна...