Технологическая карта: Анализ сказки «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Руц Юлия Александровна

Анализ сказки «Мороз Иванович»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx746.32 КБ
Файл titulnik.docx13.01 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 Организация класса.
-
Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

 Разминка для глаз

- Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопали глазками)

- Молодцы! Присаживайтесь
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Желаю удачи!


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку


Повторяют за учителем

Речевая разминка

-Давайте сейчас с вами проведём речевую разминку

СЛАЙД 1

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

1.прочитайте скороговорку глазками про себя

2.прочитаем орфоэпически все вместе
3. прочитаем орфографически все вместе
4.прочитаем выделяя звук б
- А как нужно читать скороговорку?
-Кто прочитает нам быстро?
5.прочитать быстро
6.прочитать с вопросительной интонацией
7. Прочитать с восклицательной интонацией

8.с повышением силы голоса (сначала шепотом, затем громко)
9. С понижением силы голоса (сначала громко, затем тихо)

Читают скороговорку

Читают скороговорку по заданиям

Актуализация знаний и постановка цели урока

- На прошлых уроках вы читали сказку «Мороз Иванович» Владимира Фёдоровича Одоевского
- Сегодня мы с вами проведём целый урок этой сказке. Мы будем выполнять очень много заданий, которые связаны, конечно с какой сказкой…. . Поэтому будьте внимательными, не выкрикивайте и слушайте мнение остальных

-Ну начнём!
ВОПРОСЫ

- Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания учащихся).

- Да, это сказка «Мороз Иванович», которую написал В.Ф. Одоевский - Сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием этой сказки. СЛАЙД 2

- В каком году родился Владимир Фёдорович Одоевский?

- Вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские).
- А эта авторская или народная сказка? Почему? (авторская)

- Назовите  главных героев сказки. «Мороз Иванович»

                (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)

- Где жил Мороз Иванович?

      (В колодце)

- Почему он жил в колодце?

    (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)

- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

     (В слове «Рукодельница» два корня –рук-  и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А  

       «Ленивица» от слова лень.)

- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.

- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

           (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

- Кто встретился ей в колодце?

           (Пирожок и яблочки)

- О чем они ее попросили?

          (Пирожок попросил достать его из печки.  Яблочки на яблоне попросили потрясти.)

- Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

         (За него она должна была три дня прослужить)

- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

         (Руки ее окостенели и пальчики побелели)

- А что нужно было Ленивице в колодце?

      (Заработать горсть пятачков )
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

-Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница (стр.198, со 2 абзаца)

-А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица (стр.203, 3 абзац)

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

-Как это говорит о них, об их характере? ( Высказывания детей)

-Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

-Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу – стр. 204,1-2 абзац)

(Мороз Иванович)

- Ребята понравился вам Мороз Иванович в сказке?

- Каким он был?

      (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой бородой)

- А вот еще один герой сказки.

      (Рукодельница)

-Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

-Могут ли их имена сказать, какими они были?

-Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197) 

-Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 - 197)

-Чем занималась Ленивица?

-Что можно сказать о девочках? (В.Ф. Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

-Какая беда приключилась с Рукодельницей?

-Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте (стр.197-198)

-Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

РАБОТА СО СЛОВАМИ 

-Кто же запомнил, что обозначают эти слова

«платки рубить» (подшивать платки).
«студенец» (колодец, от слова студённый-холодный)
«горница»(чистая половина крестьянской избы)
«почивать» ( спать)

- Молодцы, вы хорошо знаете эту сказку!

СООТНЕСТИ СЛОВА
-Приступим к следующему заданию!

-Я предлагаю вам соотнести слова характеризующие поведение и характер к девочкам на доске, кто первый пойдёт и соотнесёт 1 слово?
На доске имена девочек (ученик должен соотнести слова к имени героини

     C:\Users\ывапролд\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (20).png

- Молодцы, ребята! Вы запомнили какая была Рукодельница и Ленивица.

Приступим к следующему заданию!

ПОСЛОВИЦЫ

- Ребята. Как вы понимаете смысл пословицы «Жить и служить-разница»? (Это значит, что служба требует определенных усилий, а жить можно и праздно, не принося никому пользы) 
«Работа работе рознь»
 (Бывает трудная и легкая работа, оценивать одинаково разный труд нельзя)
«Какова работа, такова и награда!» — За хорошо выполненную работу может получить высокую награду, а за плохо сделанное — наказание.

- Как вы думаете, а учитель вам ставит плохие отметки, потому что он для вас жалеет 5? Или почему?

- А какие вы знаете пословицы о труде ещё?

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

  • «Воля и труд дивные всходы дают»

«Труд человека кормит, а лень портит»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Без труда нет плода»

- Молодцы! Переходим к следующему заданию

КРОССВОРД 

- Сейчас я каждому раздам кроссворд и вы должны правильные ответы записать под нужными цифрами! Начинаем!

                                             

C:\Users\ывапролд\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (21).png

  1. Чему  учит  эта  сказка?
  2. Что положил Мороз в ведро к Рукодельнице?
  3.  Как  звали  нянюшку?
  4. Кого  считала  Ленивица, когда  ей  было  скучно?
  5. Куда  упало  ведро?
  6. Что  встретила  Рукодельница  в  колодце?
  7. Чем  наградил  Ленивицу  Мороз?
  8. Какое  блюдо  приготовила  Ленивица  для  Мороза?
  9. Что  сделала  в  доме  у  Мороза  Рукодельница?        
  10. Что  подарил  Мороз  Рукодельнице?

Ответы:1- Трудолюбию. 2-Пятаки.  3- Прасковья.4- Мух. 5- Колодец. 6- Яблоню.7-Сосулькой. 8 -Суп. 9- Уборку -.10- Брильянтик

-Обменяйтесь кроссвордом с соседом по парте и начнём проверять. Рядом с клеточками с цифрами ставим + ии -. Если правильно, то плюс, если нет то минус. Я диктую, а вы проверяйте! СЛАЙД 3

- Так какое же слово спряталось под цифрой 1? Трудолюбие!
- Значит чему на учит эта сказка? (учит трудиться, работать, уважать людей вокруг нас, помогать, тем, кто нуждается в помощи)

ЧТО ПОТОМ ?         СЛАЙД 4

- Нужно соединить правильно слова первого и второго столбиков и узнать, какие слова говорили яблочки. А для этого найдите в тексте ответ и прочитайте. (с.198 3 абзац снизу)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7288_05439b84c54d21fc17ac936d84424ac8.jpg

 Ответ: Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет

- Восстановите порядок того, какую работу по дому выполняла Рукодельница.

 СЛАЙД 5,6

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7288_9411232eb186b42fe7053c2e24bb7c51.jpg

- Найдите в тексте ответ (с.196)

Ответ: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/12/7288_1bcc19b445fe7b9a50c5f6f427442a83.jpg 

СЛАЙД 7-8

-Найдите ответ в тексте (с.202)

Ответ: всё в доме прибрала; пошла на кухню, кушанье изготовила; платье у старика починила; бельё выштопала.

РАСКРАСКА
-Предлагаю вам раскрасить эпизоды из сказки. У каждого на столе лежат раскраски возьмите карандаши или фломастеры и раскрасьте так, как вы считаете нужно.

- Девочкам я дала Рукодельницу и Ленивицу, а мальчикам Мороза Ивановича.Как вы думаете, а Рукодельница и Ленивица будут одним цветом? Почему?

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

УЗНАЙ ГЕРОЯ 


Вопросы:
- Он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а яблочками золотыми закусили. (Мороз Иванович)
- Она взбивала снег на постели Мороза Ивановича, и у нее при этом руки окостенели и пальчики побелели. (Рукодельница)
- Эта девочка, вставши с постели, садилась к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. (Ленивица)
- «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай», - так она ответила Рукодельнице, когда девочка рассказала про свою беду и несчастье. (нянюшка)
- Он первым увидел Рукодельницу, когда девочка возвратилась домой с целой горстью серебряных пятачков и с брильянтиком. (петух)

Слушают

Родился в 13 августа 1803 года
Умер 11 марта 1869 году

Итоги урока

- Как вы понимаете последние строки сказки?

- Так, что же мы сегодня узнали на уроке?
-Какое слово из кроссворда главное узнали?

 Отвечают

Рефлексия

6. «Три лица». Слайд

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Если весёлое лицо, то всё понравилось и всё было понятно.
Если нейтральное лицо, то что-то было непонятно или не понравилось.
Грустное лицо, то на уроке было не интересно и не понятно.

Анализируют и поднимают руки

Домашнее задание

- Закончить раскрашивать и краткий пересказ сказки.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по литературному чтению


Школа: МОУ СОШ №3 (филиал)
Класс: 3 «В»
Учитель: Пузанова Ольга Адамовна
Методист: Фомин Владимир Павлович
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 18.12.19
Тема. Анализ сказки «Мороз Иванович»
Тип урока: комбинированный
Педагогическая цель: проанализировать сказку «Мороз Иванович»
Планируемые результаты:
Предметные: обучающие научатся определять нравственный смысл сказки; наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкала, лесенка, баллы и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Познавательные УУД: определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные: проявлять терпимость к альтернативному мнению; предлагать компромиссы и способы примирения в случае несогласия.
Ресурсы: учебник литературное чтение ( Горецкий В.Г.), презентация ИКТ, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Мороз Иванович"

Презентация к уроку чтения по программе "Школа 2100", 2 класс....

Сценарий сказки "Мороз Иванович" для постановки в начальной школе

Сценарий по сказке Одоевского "Мороз Иванович" для новогодней или иной постановки в 1-4 классах начальной школы. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе, для школьного...

Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович.

Конспект урока В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович....

конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...

Тест по сказка "Мороз Иванович" 3 класс, Школа России

Тест  по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского", УМК «Перспектива», 3 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Позна...