Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хайбулина Анастасия Равильевна

Тема урока: "Житие Сергия Радонежского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter_cht_4_klass_khaybulina_anastasia_pnk_42_1.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение Дата: 08.09.2020г.

Класс: Учитель: Павлова Людмила Ивановна

Студент: Хайбулина Анастасия Равильевна

Технологическая карта

Тема урока

«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

Цель

Создать условия для формирования представления у учащихся о житии как жанре древнерусской литературы; закрепить знания о преподобном Сергии Радонежском, воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к родителям, милосердие.

Задачи

- познакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;

- создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;

- создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

- обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Предметные:

- имеют представление о житийной литературе, житии;

- читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;

- оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

- используют различные способы поиска учебной информации;

- овладевают логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения

Оборудование

Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском, иконы с изображением Сергия Радонежского, Л.Ф. Климанова Литературное чтение 4 класс, карточки с заданиями для парной работы.

Основные понятия и термины

Житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.

        

Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равильевна, урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Я рада приветствовать вас на уроке и желаю вам хорошего настроения.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

Приветствуют учителя.

Настроились на урок.

Проверили готовность к уроку.

Рег:

способность к мобилизации сил и энергии

2. Актуализация опорных знаний

- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесемся на 700 лет назад.

- Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.

- Посмотрите перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.

- Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

- Верно, одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю жизнь служению богу.

- Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кто особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский. На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением Сергия Радонежского.

Не похож он на тех людей, которые живут в наше время.

Мы видим необычную одежду.

        

Дети рассматривают иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского

Позн.:

структурирование знаний;

выбор способов решения задач.

3. Постановка учебной задачи

- Сформулируйте тему урока.

- Правильно, молодцы.

- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

- Правильно, молодцы. Давайте приступим к работе.

Тема урока «Житие Сергия Радонежского».

Мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детстве, ответим на вопросы.

Позн.:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Рег.:

целеполагание, планирование

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Одним из жанров древнерусской литературы являются жития. Житие – повествование о чьей – нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно – славянском языке означает «жизнь».  Житиями древнерусские книжки называли произведения, рассказывающие о жизни святых.

- Жития имеют религиозно – поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

Внимательно слушают учителя.

Слушают о понятие житие и запоминают.

Рассматривают портрет Сергии Радонежского

Позн.:

структурирование знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей; доказательство;

выбор эффективных способов решения задач.

5. Реализация проекта

Постановка проблемного вопроса

- О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.

-  Почему Премудрый?

- Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).

- А сейчас вы будете читать отрывок из книги. Откройте учебники на странице 22. Кто хочет первый начать читать поднимите руку.

1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд 7)

2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (слайд 8) 

3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд 9)

4. Чтение текста на стр. 26  (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд 10)

5.Чтение текста на стр. 27 – 28(до конца текста) (слайды 11-12)

Премудрый потому, что в далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

(по поднятой руки, дети читают до определенного места)

Рег.:

осознают качество и уровень усвоения;

Ком.:

умеют слышать, слушать и понимать партнеров;

Позн.:

анализируют, сравнивают, делают выводы.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Сейчас вы поработаете в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)

Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.

Карточки с пословицами

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Жить – Богу служить.

Послушание паче поста и молитвы.

Умный смиряется, глупый надувается.

С молитвою в устах, с работою в руках.

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы   никто не мешал ему молиться.

Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь   он не умел читать, но он послушался   старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

Ребята работают по карточкам

Ком.:

слушать и понимать друг друга, сотрудничать с товарищами.

Рег.:

учить самооценке самоконтролю выполняемой работы.

Ком.:

умеют слышать, слушать и понимать партнеров.

Позн.:

анализируют, сравнивают, делают выводы.

7. Включение в систему знаний

- Давайте вместе проверим то, что вы сделали

(идёт проверка по карточкам)

- Все молодцы, справились с заданием.

- А сейчас в заключении давайте посмотрим видеофильм «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей, а после просмотра я задам вам один вопрос

- Какая информация была для вас новой?

Ребята вместе с учителем проверяют выполненную работу по карточкам. Затем приступают к просмотру видеофильма и отвечают на вопрос.

Рег.:

учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

8. Итог урока. Рефлексия.

- И в заключении, я вам задам вопросы, на которые вы должны ответить

- Назовите тему урока.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Объясни, как ты понял, что такое житие?

- Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?

- Молодцы, вы хорошо усвоили урок. А сейчас проведем рефлексию.

Вам нужно выбрать предложение и завершить его.

  • Сегодня на уроке я познакомился (лась)….
  • Мне было интересно …
  • Мне особенно удалось …
  • Я могу применить полученные знания …

Спасибо за урок. До свидания.

1. Житие Сергия Радонежского.

2. познакомиться с особенностями жанра «житие», расширить знания о Сергии Радонежском

3. житие это – рассказ о чьей – нибудь жизни.

4. в смирении жить трудно.

Оценивают свою работу на уроке.

Прощаются с учителем.

Личн.:

оценка собственной учебной деятельности.

Учитель: _________________                                            Методист: ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...