Рабочая программа по чтению 1 класс, "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чтению 1 класс, "Школа России" | 82.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белогривская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
методического совета школы Директор МБОУ «Белогривская СОШ»
протокол № 1«14» августа 2019г. _______________С.В. Архипова
Приказ № 234 от «14» августа 2019г.
Согласовано «14» августа 2019г.
Заместитель директора по УВР
___________ Т.Л. Балашова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс
Разработала:
Петрова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Белогривка – 2019 год
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебнопознавательные мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни; здоровьесберегающего поведения;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Предметные результаты освоения курса
Младшие школьники осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
Овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера. Научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) ;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярными, учебными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематический план учебного курса
№ | Раздел | кол-во часов |
1 | Рабочая программа | |
Вводный урок Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | 1 | |
2 | Жили-были буквы | 6 |
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамзаковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. | ||
3 | Сказки, загадки, небылицы | 7 |
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого | ||
4 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 6 |
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». | ||
5 | И в шутку и всерьёз | 7 |
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. | ||
6 | Я и мои друзья | 7 |
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | ||
7 | О братьях наших меньших | 6 |
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. | ||
Итого | 40 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
1 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Вводный урок. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Ориентируются в учебнике. Находят нужную главу в содержании учебника. Понимают условные обозначения, Использовать их при выполнении заданий. Предполагают на основе названия содержание главы. Находят в словаре непонятные слова | |
Жили – были буквы (6 часов) | ||||
2 | В.Данько «Загадочные буквы» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. | Прогнозируют содержание раздела. Расставляют книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивают их, рассказывают о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимают на слух произведение. Отвечают на вопросы по содержанию художественного произведения. Читают вслух плавно по слогам и целыми словами; передают интонационно конец предложения. Объясняют название произведения. Выбирают из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывают внешний вид героя, его характер. Передают характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определяют главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составляют план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился р. Находят слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Используют приём звукописи при изображении различных героев. Читают стихи наизусть. Участвуют в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверяют себя и оценивают свои достижения (с помощью учителя) | |
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» | Выставка книг по теме. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания | ||
4 | С. Чёрный «Живая азбука» Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» | Выставка книг по теме. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания Главная мысль. Характер героя произведения | ||
5 | Г.Сапгир «Про медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамзакова «Кто как кричит?» | Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | ||
6 | С. Маршак «Автобус двадцать шесть» | Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов | ||
7 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» Проверка техники чтения | Выставка книг по теме. Заголовок. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания Выставка книг по теме. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания | ||
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) | ||||
8 | Е.Чарушин «Теремок» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. | Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывают о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждают прочитанное. Выбирают нужную книгу по заданным параметрам. Читают известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимают на слух художественное произведение. Анализируют представленный в учебнике картинный план. Соотносят иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывают сказку на основе картинного плана. Отвечают на вопросы по содержанию произведения. Называют героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывают сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивают народную и литературную сказку. Сравниваю различные произведения малых и больших жанров: находят общее и отличия. Отгадывают загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединяют их по темам. Работают в паре, договариваются друг с другом, проявляют внимание. Проверяют чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивают свои достижения | |
9 | Русская народная сказка «Рукавичка» | Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительное чтение диалогов из сказок. Поверка знаний, умений, навыков | ||
10 | Русская народная сказка «Рукавичка» | |||
11 | Загадки Песенки | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | ||
12 | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. | Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывают о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждают прочитанное. Выбирают нужную книгу по заданным параметрам. Читают известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимают на слух художественное произведение. Анализируют представленный в учебнике картинный план. Соотносят иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывают сказку на основе картинного плана. Отвечают на вопросы по содержанию произведения. Называют героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывают сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивают народную и литературную сказку. Сравнивают различные произведения малых и больших жанров: находять общее и отличия. Отгадывают загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединяют их по темам. Работают в паре, договариваются друг с другом, проявляют внимание. Проверяют чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивают свои достижения | |
13 | Александр Сергеевич Пушкин. | Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка | ||
14 | Русская народная сказка «Петух и собака» | Герои сказки. Инсценирование. Выразительное чтение диалогов из сказок. | ||
15 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» | Сравнение народной и литературной сказок. Оценка планируемых достижений | ||
Апрель, апрель. 3венит капель! (6 часов) | ||||
16 | А. Майков «Ласточки примчались» «Весна» | Выставка книг по теме. Лирические стихотворения. | Прогнозируют содержание раздела. Отбирают книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывают о книге с выставки. Воспринимают на слух произведение. Читают вслух лирические стихи, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находят в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивают ритмический рисунок разных стих. тему; на разные темы. | |
17 | А. Плещеев «Сельская песенка» | |||
18 | Т. Белозёров «Подснежники» С. Маршак «Апрель» | Выставка книг по теме. Лирические стихотворения Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение | ||
19 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Е. Трутневой. | Выставка книг по теме. Литературная загадка. Сочинение загадок. Запоминание загадок. | Сравнивают стихотворения разных поэтов на одну и ту же Находят в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывают свои сравнения. Отгадывают загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочиняют загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивают свой ответ. Проверяют чтение друг друга, оценивают свои достижения. Учаться работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом | |
20 | Стихи В. Берестова, Р. Сефа. | Выставка книг по теме. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение | ||
21 | Обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…» Проверка техники чтения | |||
И в шутку и всерьёз (7 часов) | ||||
22 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» | Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. | Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывают о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимают на слух художественное произведение. Учаться работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом. Читают стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличают юмористическое произведение; находят характерные черты юмористического текста. Определяют настроение автора. Объясняют смысл названия произведения. Придумывают свои заголовки. Находят слова, которые отражают характер героя. Передают при чтении настроение стихотворения. Читают по ролям, отражая характер героя произведения. Исправляют допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивают произведения на одну и ту же тему; находят сходства и различия. Оценивают свои достижения | |
23 | Н.Артюхова «Саша- дразнилка» | Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. | ||
24 | К.Чуковский. «Федотка» О.Дриз. «Привет» О.Григорьева»Стук» | Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. | Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывают о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимают на слух художественное произведение. Учатся работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом. Читают стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличают юмористическое произведение; находят характерные черты юмористического текста. Определяют настроение автора. Объясняют смысл названия произведения. Придумывают свои заголовки. Находят слова, которые отражают характер героя. Передают при чтении настроение стихотворения. Читают по ролям, отражая характер героя произведения. Исправляют допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивают произведения на одну и ту же тему; находят сходства и различия. Оценивают свои достижения | |
25 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К.Чуковский «Телефон» | Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. | ||
26 | М. Пляцковский «Помощник» | |||
27 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений | ||
Сравнивают произведения на одну и ту же тему; находят сходства и различия. Оценивают свои достижения | ||||
Я и мои друзья (7 часов) | ||||
28 | Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | Выставка книг по теме. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. | Представляют книгу с выставки. Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают на слух художественное произведение. Обсуждают с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем | |
29 | В.Орлов «Кто первый?» Михалков « Бараны» | Выставка книг по теме. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. | Представляют книгу с выставки. Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают на слух художественное произведение. Обсуждают с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читают произведение, отражая настроение, высказывают своё мнение о прочитанном. Обсуждают варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определяют тему произведения и главную мысль. Соотносят содержание произведения с пословицами. Составляют план рассказа. Сравнивают рассказы и стихотворения. Оценивают свой ответ в соответствии с образцом. Планируют возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. Учатся работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом. | |
30 | Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек» В. Орлов «Если дружбой дорожить» И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня» | Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | ||
31 | С.Маршак «Хороший день» | Представляют книгу с выставки. Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают на слух художественное произведение. Обсуждают с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читают произведение, отражая настроение, высказывают своё мнение о прочитанном. Обсуждают варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определяют тему произведения и главную мысль. Соотносят содержание произведения с пословицами. Составляют план рассказа. Сравнивают рассказы и стихотворения. Оценивают свой ответ в соответствии с образцом. Планируют возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. Учатся работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом. | ||
32 | По М. Пляцковскому. «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | ||
33 | Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | |||
34 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья!» | |||
О братьях наших меньших (6 часов) | ||||
35 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф. «Кто любит собак?». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. | Планируют работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализируют книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представляют книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозируют содержание раздела. Воспринимают на слух художественное произведение. Учатся работать в паре, обсуждают прочитанное, договариваются друг с другом; используют речевой этикет, проявляют внимание друг к другу. Читают произведение с выражением. Сравнивают художественный и научно-популярный текст. Определяют основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называют особенности сказок — не сказок; придумывают свои собственные сказки — не сказки; находят сказки — не сказки, в книгах. Характеризуют героя художественного текста на основе поступков. Рассказывают содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивают свой ответ в соответствии с образцом. Планируют возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывают истории из жизни братьев наших меньших, выражают своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | |
36 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку» | |||
37 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | Выразительное чтение стихотворения | ||
38 | В.Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет» | |||
39 | Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладков. «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо | Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений | ||
40 | Повторение и обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений |
Приложение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники 1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская). 2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). | Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). |
Рабочие тетради и пособия (серия «Успешный старт») Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Климанова Л. Ф. Читалочка. Методические пособия 1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. | В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам. В книгах рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников |
Печатные пособия Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | |
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | |
Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) | |
Оборудование класса Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....