Виктор Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок по литературному чтению 2 класс. Тема урока: Виктор Драгунский «Тайное становится явным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока120.06 КБ
Файл Задания к уроку26.25 КБ
Файл Картинки к уроку1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение с разной интонацией. Кто из вас хочет прочитать?

- А теперь прочитайте это стихотворение выразительно.

3. Постановка целей урока.

- Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

- Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились еще с одним писателем,  Виктором Драгунским.

4. Работа по теме урока.

 -Что вы знаете о писателе? Писал репризу (тексты для клоунов). Писал рассказы, героем которых был мальчик Дениска.

- Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

- Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? (Тайное становится явным)

- Понравился вам этот рассказ? Почему?

- Хорошо, давайте теперь поработаем с текстом. Откройте учебник на с. 161.

  • Работа с текстом.

- Кто является главным героем этого произведения? (Мальчик Дениска)

- Что вы о нём узнали? (Он не любил манную кашу. Любил ходить в Кремль. Обманул маму)

-Найдите и прочитайте в тексте, что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?  (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)

- Прочитайте в тексте, какие эксперименты Дениска проводил с кашей.

- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

- Почему автор использует это выражение? Что он хотел этим сказать?

- Как чувствовал себя мальчик, когда мама вошла и похвалила его за, что тарелка пуста? (Он был доволен, мама его поцеловала и похвалила)

- При чтении этого рассказа в какой момент вам стало смешно?

- Ребята, как вы думаете, что чувствовал дяденька в этот момент? (Ему было плохо, неприятно, он волновался и стал заикаться)

- Прочитайте, как выглядел дяденька.

- Прочитайте, по какой примете Дениска понял, что мама рассердилась?

- А кому вы сочувствовали? Почему?

- Как вы думаете, если бы каша не попала шляпу, Денис пошёл бы в Кремль?

- А как бы он себя при этом чувствовал? (Возможно бы он переживал, что обманул маму. А может и нет. Может быть его бы мучали угрызения совести, но не факт.)

- А рассказал бы он маме о своём поступке? Спокойно ли было на душе у мальчика?

- Ребята, а как называется чувство, когда на душе не спокойно после какого-нибудь плохого поступка? (Совесть)

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына?» (хотела понять, что он при этом чувствует)

- Почему мама не наказала Дениску? (поняла, что он раскаивается)

Иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомнится на всю жизнь.

- Какая же главная мысль этого рассказа? (нельзя обманывать, правда станет известной)

Какой фрагмент проиллюстрировал художник? hello_html_m2ab49c1b.jpg

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…).

hello_html_655fbb19.jpg

- ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

hello_html_m7bc02804.jpg

- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).

hello_html_5c4089fa.jpg

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

  • Практическая работа 

- Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

- Возьмите карандаш, и расставьте  цифры в правильном порядке.

«Видеть не могу манную кашу!» 2.

«Вы выливаете разную гадость за окно!» 4.

«Ты это запомнил на всю жизнь?» 5.

«Ты должен съесть всё до дна!» 3.

«А я остался с кашей наедине». 1.

А теперь давайте проверим правильность выполнения задания. (Вывешиваем на доску).

- Давайте попробуем восстановить последовательность всех событий пользуясь нашим планом и сделаем пересказ.

5. Закрепление изученного материала.

- Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска? ( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину, совестным).

- Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

- Какая проблема волнует автора? (проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).

- К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

  • Игра не доводит до добра.
  • Кашу свари, да ещё и в рот положи.
  • Кроткое слово гнев побеждает. Когда мама извинилась. (если сказать коротко, ласково, то гнев испарится. Если вовремя попросить прощение, то наказания можно избежать)
  • Сначала думай, а потом делай. Когда Дениска выбросил кашу. (прежде чем совершить какой-то поступок, нужно его хорошенько обдумать и подумать о последствиях, которые могут быть)
  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.
  • После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. (когда человек хочет скрыть плохой поступок или обман, а ему это не удаётся, то ему становится стыдно)

6. Итог урока.

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»?

- Как вы думаете, чему учат рассказы Драгунского? ( Доброте, вежливости, дружбе).

- Какой урок вы извлекли для себя?

- А были ли у вас в жизни ситуации, когда вам приходилось обманывать? И что вы при этом испытывали?

  1. Рефлексия. (На доске)

- Закончите одно из предложений:

  • Было интересно…
  • Я понял(а), что…
  • Меня удивило…
  • Я сделал(а) вывод, что…
  • Мне захотелось…

8.  Домашнее задание: 

- Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.



Предварительный просмотр:

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

        Я на коврике сидел.

        И кастрюлями гремел.

        Прибежали мама с папой,

        Дядя Федя с тётей Капой,

        Все кастрюли отобрали,

        Но они не ожидали,

        Что припрятал я в углу

        Сковородку и пилу.

                        Лев Яковлев

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2.       Развивающая: развивать...

Виктор Драгунский "Тайное становится явным"

На данном уроке происходит знакомство с биографией и творчеством Виктора Драгунского, для более прочного усвоения новых знаний на уроке использована мультимедийная презентация...

В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"

Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»Литературное чтение 2 класс«Школа России»

Виктор  Юзефович Драгунский (1913  -  1972) Виктор  Драгунский  со  своим  сыном ДенисомДенис Драгунский родился 15 декабря 1950 года,  пр...

Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»...