сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мария Александровна Тарасова

Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.09_chtenie.docx192.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Дата:28.09.2020г.

Тема: Сказка «Лиса и журавль».

 Тип урока:  урок открытия нового знания 

Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

 Планируемые результаты: 

Предметные :научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться :рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; самостоятельно оценивать свои достижения. 

Метапредметные:  

познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;  

регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу;  

коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. 

Личностные: получают мотивацию к учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); осознают свою этническую принадлежность

Оборудование: учебник «Литературное  чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова МБ.), рисунки с изображением Лисы и Журавля , иллюстрации к сказке, карточки (для расчитывания, деформированный текст, пословицы), карточки к игре«Подбери черты характера»).

Ход урока:

  1. Этап мотивации

Доброго утра! Доброго дня!

Пусть хлопают ладошки!

Пусть топают ножки!

Работают головки!

Доброго утра! Доброго дня!

Желаю вам здоровья и добра!

-Я рада вас видеть на уроке чтения. Мы опять с вами оказались в стране Сказок и будем продолжать познавать новое, интересное, сказочное. Итак начинаем!

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- О каком жанре мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?

- Как можно отличить сказку от других литературных жанров?

-Кто писал сказки?

- Как называются сказки, которые написал народ? У которых есть автор?

Проверка домашнего задания

  • Инсценировка диалога лисы и тетерева.

Развитие речевого аппарата

1. Проговорите гласные звуки молча, шепотом, обычным голосом, достаточно громко.

2.Игра «Слова наоборот».

-Я читаю слова слева направо, а вы – справа налево.

Куж, куж, куж-…(жук, жук, жук).

Жу, жу, жу-…(уж, уж, уж).

Риж, риж, риж-…(жир, жир, жир).

Ток, ток, ток-…(кот, кот,кот).

Этап выявления места и причины затруднения

Чтение деформированного текста.

-Посмотрите на рисунок. Кого вы видите?(журавля)

-Что вы знаете о журавле? (Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

-Прочитайте текст об этой птице.

Журавль

тоЭ шаяболь сиваякра цапти . Она наетнапоми тааис . У ёне ннаядли яше и клюв . рьяПе у ражувля реесы.

-Как в народе называют журавлей? (птицей солнца)

-Сегодня мы будем говорить о ком на уроке? (о журавле)

-А читать будем что? (сказку)

-Да, мы  прочитаем сказку, героем которой является журавль.

- А кто второе действующее лицо –догадайтесь, прочитав ее название.

Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу … (лису)

5. Этап реализации построенного проекта

Просмотр видеосказки.

Словарная работа

-Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и выражений. (Дети читают, объясняют.)

Потчевает — угощает.

Не обессудь — не суди, не относись строго.

Несолоно хлебавши — остался ни с чем.

-Как вы понимаете слово «пир»?

Пир — большой званый обед, обильное угощение.

-Какие чувства вы испытали при просмотре сказки?

VI.Физкультминутка

К солнцу тянутся ромашки,

Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Если ты устал в пути,

К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

А теперь, давай, дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Беседа по содержанию сказки.

-Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)

-Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

-Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)

-Как угостил лису журавль? Почему?

-Прочитайте начало сказки.

-Как вы думаете, они действительно были друзьями?

-Почему дружбы у них не получилось? (Так настоящие друзья не поступают.)

-Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»?

Групповая работа.

-Встаньте, повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по 3 человека.

-По желанию инсценирование отрывка у доски.

4.Восстановите последовательность событий в сказке.(вывешивают иллюстрации к сказке в определенном порядке).

- Перескажите сказку по иллюстрациям.

1.Журавль пригласил лису в гости.

2.Лиса пригласила журавля в гости.

3.Лиса с журавлем подружились.

4.Лиса угощает журавля.

5.С тех пор дружба врозь.

6.Журавль угощает лису. (Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

   ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «ЛИСА и ЖУРАВЛЬ»

1.Объясни значение слова «потчевать»

  • звать в гости
  • угощать
  • дружить
  • сердиться


2. Объясни значение выражения «не обессудь».

  • не жадничай
  • не хвастайся
  • не относись слишком строго
  • не говори то, чего не знаешь

3.Объясни значение выражения «несолоно хлебавши».

  • с удовольствием
  • печально, грустно
  • ни с чем

4. Чем лиса угощала журавля?

  • овсяной кашей
  • манной кашей
  • окрошкой
  • блинами

5.Как лиса подала угощение?

  • намазала на хлеб
  • на большом блюде
  • размазала по тарелке
  • в узком кувшине

6.Чем журавль угощал лису?

  • гречневой кашей
  • окрошкой
  • манной кашей
  • пирогами

7. Как журавль подал угощенье?

  • на большом блюде
  • намазал на хлеб
  • размазал по тарелке
  • в узком кувшине

8. Закончи пословицу: «Как аукнулось, так и ...»

  • все испугались
  • откликнулось
  • дорога нашлась

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Игра «Подбери черты характера»

ЛИСА ЖУРАВЛЬ

Изобретательность

Льстивость

Неискренность

Учтивость

Доброта

Искренность

Доверчивость

Вежливость

коварство

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1.Беседа.

-С какой сказкой познакомились?

-Настоящими ли друзьями были ее герои?

-Издавна наш народ ценит дружбу и осуждает вражду между людьми. О дружбе написано много песен, стихотворений, сложено поговорок и пословиц.

2.Работа с пословицами.

-Разъедините слова и прочитайте пословицу.(работа в парах)

Нетотдруг,ктомёдоммажет,атот,ктоправдуговорит.

Какоеугощение,такоеблагодарение.

-Какая пословица может быть заглавием к нашей сказке?

- Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

Домашнее задание

Читать и пересказывать сказку: девочки – от имени Лисы, а мальчики от имени Журавля.

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1020449/main_%D1%80%D0%B8%D1%81_7.jpg https://stihi.ru/pics/2015/03/12/9181.jpg  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0280/00013aff-a3926774/img1.jpg  http://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Apr/23/2f21b9407f1aca0dc0ec129ff6962d08/5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 2 класс Сказка "Лиса и журавль"

Современными технологиями можно считать новый способ подачи учебного материала, который развиваетребенка и способствует формированию умения учиться.Данный урок литературного чтения решает именно эти з...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Обучающее изложение "Лиса и Журавль"

Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...

Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка

Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...

урок литературного чтения 1 класс " Лиса и журавль" программа " Начальная школа 21 век"-презентация

Презентация содержит материал для определения темы урока, для работы над содержанием сказки , для подведения итогов урока...