"Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Гурина Наталья Борисовна

Кейс технология - теория и практика. Виды кейс-технологии. Фрагмент урока  литературного чтения "Ванька" А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-_tehnologii_teoriya_i_praktika.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока  литературного чтения  в  4 классе с применением кейс - технологии по теме А.П. Чехова « Ванька»    

  Учитель МБОУ Красноярская СОШ, Цимлянского района, Ростовской области                                  Гурина Н.Б.    

                               4. Изучение нового материала.  

Цель: развитие критического мышления, путём анализа произведения.

Задачи. 1. Анализировать текст по вопросам.

               2. Работать в группах с кейсами, учиться исследовать.

               3. Воспитывать нравственные качества.

А). Беседа по тексту.            - Ребята, а какие у всех этих детей общие проблемы? (бесправие, тяжелый труд, атмосфера хамства, грубость и даже смерть)

- Какие права детей нарушены?(бесплатное медицинское лечение, неприкосновенность, образование, счастливое детство)

- Чтобы понять это, писатели в своих текстах используют разные слова. Ими они рисуют перед нами картины, образы через которые мы можем почувствовать наше отношение к герою, отношение автора к нему. Словами писатели подчеркивают характерные черты своих героев. Вот такие приметы мы попробуем с вами отыскать в отрывках из рассказа «Ванька».

-Мы работаем в группах, перед вами кейсы с заданиями.

Б).  Вариант проблемно – информационного поля «кейса»

   Вопросы - задания, которые приведут к решению.

 Группа - 1.    Чтение шепотом.

  1.Найти и прочитать описание дедушки Макаровича. Ответить на вопрос: - А кто главный герой в этом рассказе? Затем составить словесную характеристику и выписать  в кейс.

2 .В каких словах описано отчаяние Ваньки?

- Составить синквейн «Ванька».

Синквейн.

1.Написать героя.

2. Написать 2 прилагательных.

3.Написать 3 глагола.

4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)

5. Назвать по-другому героя.

Пример:

Ванька

внимательный, душевный

пишет, любит, надеется

надежды, мечты, светлые воспоминания

Любящий внук

                                        Группа – 2.

Чтение шепотом

1.Найти и прочитать, как автор описывает ночь в деревне?

2.Ответить на вопрос: - На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали? Затем выпишите в кейс.

3.Составить синквейн «Ванька»

                                              Группа – 3

Чтение шепотом

1.Найти и прочитать, какой предстает перед Ванькой Москва?

2. Ответить на вопрос: -  Из чего состоит «учение Ваньки»? Затем выписать в кейс.

3.Составить синквейн «Ванька».

В). Проверка работы в группах. Подведение промежуточных итогов.

   

Кейс-технология как условие продуктивного обучения

в условиях реализации ФГОС

Кратко об истории технологии

«Родиной» являются США. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

Метод «Case-study» (или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (HarvardBusinessReview) – органе Гарвардского университета.

Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Casemethod», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади»,«Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».

Работа с образовательными «кейсами» способствует формированию и развитию навыков и получению опыта в следующих областях или Целевой компонент технологии:

 - выявление, отбор и решение проблем (развитие навыков анализа и критического мышления; формируется готовность решать сложные вопросы);

- работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив);

- принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль);

компетентность в общении (умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения, способность к совместной работе ради достижения цели, готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия).

Методологические основы технологии

«Кейс-метод»качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.

Сущностные характеристики и достоинства

Что такое «кейс»? «Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе; выявления позиций по существу вопроса.

Для чего нужен «кейс»? «Кейс» дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Каким образом возможно приближение к практике? Обучающимся предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; при этом сама проблема может не иметь однозначных решений. «Кейс-метод» - это рассмотрение и оценка реальной ситуации; он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Преимущества.

  1. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  2. Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
  3. Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
  4. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Несмотря на сильные стороны, метод «Сase-study» необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание: с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации; с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).

Основная задача практического «кейса» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой «кейс» создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый «кейс» несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных «кейсах» различна. Так «кейс» с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному:

- во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться обучающемуся в жизни;

- во-вторых, в обучающем «кейсе» на первом месте стоят учебные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни; ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни; они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей; такой «кейс» мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту, он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Основной смысл исследовательского «кейса» заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция «кейса», в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой «кейс» по принципам создания исследовательской модели и чаще всего используется как метод повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов.

Выделенные выше источники «кейсов» являются базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на «кейсы». Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования «кейсов», которые носят производный характер от описанных выше базовых источников:

художественная и публицистическая литература (может подсказывать идеи,  определять сюжетную канву «кейсов» по гуманитарным дисциплинам ;фрагменты из произведений классической художественной литературы, оперативная информация из СМИ актуализируют «кейс», повышают к нему интерес, придают эмоциональную насыщенность, культурологическую функцию и способствуют развитию нравственных качеств личности);

местный материал, имеющий определенное личностное значение (обучаемые чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в «кейсах»; педагог также чувствует себя увереннее, «дирижируя» обсуждением «кейса», который базируется на местном материале);

- статистические материалы; (придают строгость и корректность; могут выполнять две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими «кейсов» посредством включения их в содержание, вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания « кейса»);

- Интернет с его ресурсами.

При этом педагогу, составляющему «кейс», необходимо проверять и перепроверять информационную базу, стараясь добиваться максимального соответствия ситуации «кейса» ситуации реальной жизни.

Типы и жанры «кейсов», способы их представления

Классификация «кейсов» может производиться по различным признакам.

Одним из широко используемых подходов к классификации «кейсов» является их сложность. При этом различают:

иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

учебные ситуации-кейсы–(нормативные с элементами задачи), в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу, имеют определенные расчеты или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.Пример: учебные ситуации на уроках, имеющие социально-контекстнуюнапрвленность;

- учебные ситуации- кейсы (функциональные), в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;характерны наличием проблем, лежащих в определенной функционально-предметной области; требуют знания теоретических разделов соответствующей дисциплины; наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения; заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее правильных; особое внимание уделяется аргументации и степени доказательности выбора решения.

Учебныеситуации-кейсы предназначены для повышения эффективности образовательной деятельности: в качестве иллюстрации для решения определенной проблемы; объяснения того или иного явления; изучения особенностей его проявлений в реальной жизни.

«Кейсы» могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы «кейсов»:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

«Кейс»: условия эффективности

  1. «Кейс» должен быть «хорошим»; требования: фабула, история, ситуация; конфликт; проблема; концепция; действия; персонажи; решения; информация; объем. При этом должны учитываться объём информации, сложность проблематики и степень осведомленности обучаемых с данной проблемой: пример должен логично продолжать содержание теоретического курса.
  2. Должна быть определенная методика его использования в учебном процессе.

Что повышает привлекательность «кейса»?При составлении ситуации необходимо учитывать язык изложения: выбирайте только понятные слова, используйте больше простых слов, будьте точны в выборе слов, составляйте простые предложения, формируйте чёткие параграфы (первое предложение любого параграфа должно нести основную смысловую нагрузку, т.е. быть ключевым.Кроме того, привлекательность «кейса» повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.

Структура «кейса»

Предисловиеили вводная частьили введение–дает общую информацию о «кейсе».Может содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представленияпредисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации;исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое.Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловиеили материалы для решения –завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Технологическая схема создания «кейса»

  1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
  2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».
  3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
  4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
  5. Определение источников и методов сбора информации.
  6. Выбор техник работы с «кейсом».
  7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным «кейсом».
  8. Создание заданной модели.
  9. Апробация в процессе обучения.

Процессуальная часть метода анализа конкретных ситуаций как образовательной технологии включает в себя ряд этапов.

  1. Подготовительный этап– педагог конкретизирует  дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и сценарий занятия.При этом основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление обучающимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

В связи с этим при разработке содержания ситуации важно помнить, что оно должно логично продолжать содержание теоретического курса. Кроме того необходимо соотносить сложность ситуации и уровень возможностей обучающихся, а также предоставить четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

  1. Ознакомительный этап–педагог организует вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления с ситуацией и ее особенностями; знакомство может быть индивидуальным или групповым.
  2. Аналитический этап– педагог организуетанализпредоставленных фактов и работу по согласованию видения ключевой проблемыв малых группах.Этот процесс выработки решения,составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит педагог.

На данном этапе решаются следующие задачи:выделение основной проблемы (основных проблем), т.е. идентификация проблемы (проблем); понимание того, какая именно информация из представленной важна для решения; выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; формулирование ключевых альтернатив; предложение решения или действия; выработка решения; анализ последствий принятия того или иного решения, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

В процессе решения задач важно помнить:

- анализ ситуации целесообразно начинать с анализа фактов и выявления проблемы;

- корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;

- успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

- необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

- при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность воплощения.

  1. Итоговый этап–презентация результатов работы малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы); оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, позволяющей узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, в частности – умения публично представить интеллектуальный продукт. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Схема анализа практических ситуаций:

I . Обобщение

Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?

II . Формулирование проблемы

Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.

III . Участники событий

Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)

IV . Хронология событий (в практической ситуации)

Указание фактов и событий без оценки

V . Концептуальные вопросы

Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.

VI . Альтернативные решения

Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.

VII . Рекомендации

Ясно и точно описать выбранный курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.

VIII . План действий (первые шаги)

Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.

Самостоятельный анализ практической ситуации проводится индивидуально, учащиеся готовят письменный текст с ответами на вопросы по схеме анализа.

Анализ ситуации в группе - работа учащихся в небольших группах (5-7 человек) с целью подготовки сообщения по анализу ситуации. При работе в группах бывает целесообразно конкретизировать задачу и выделить несколько аспектов, которые должны быть вынесены обсуждение.

Подведение промежуточных итогов. Может проводиться с разными целями и иметь разный предмет рассмотрения. Например, предметом подведения итогов может стать оценка работы слушателей со схемой анализа ситуации, прояснение непонятных аспектов, поиск индикаторов оценки точности и адекватности формулировок вопросов, сформулированных в схеме анализа. Другим содержанием для подведения итогов может стать рефлексия групповой работы - оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы. Третьим содержание может стать экспертная оценка представленных решений, когда преподаватель оценивает плюсы и минусы результатов анализа ситуации, обобщает их и представляет одно из возможных экспертных решений.

Оценивание

Выделяются следующие требования к оцениванию:

- объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

- обоснованность оценок – их аргументация;

- систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучающихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

- всесторонность и оптимальность.

Следует подчеркнуть, что оценочное творчество преподавателя должно носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора «кейса», но и систему его оценивания педагогом, последнее требует обязательного ее разъяснения до начала работы над «кейсом». Педагогу не следует забывать о воспитательном эффекте оценки, обусловленном не только открытостью, понятностью системы оценивания, но и ее справедливостью.

Так, при оценке публичной презентации следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе «кейса».
  2. Демонстрация умения осуществлять анализ.
  3. Демонстрация умения логически мыслить (если точки зрения, высказанные ранее, подытоживаются и приводят к логическим выводам).
  4. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
  5. Предложение определённого плана действий или плана воплощения решений.

Педагогическая деятельность в «Case-study»

Есть несколько возможных стратегий поведения учителя в ходе работы с кейсом.

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации.

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.

3. Учитель выполняет роль тьютора.

Иногда педагог«дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие. Учитель может высказать собственную точку зрения относительно выбора решения, а потом попросить обучающихся найти в точке зрения слабую сторону.

Литература

  1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].
  2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].
  3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Кейс - технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС...

Кейс-технологии как услвие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС"...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....

"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"

В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...