Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1 класса,
рабочая программа по чтению (1 класс)
Программа «Русский родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 61 КБ |
ktp.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1 класса на основе «Положения о рабочих программах учителей начальных классов МБОУ «Агинская СОШ №1», ООП НОО МБОУ «Агинская СОШ №1», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.
Цели и задачи курса.
Программа «Русский родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 часа в год.
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
- формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение учебного предмета «Русский родной язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.
Курс представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и дополняющих в то же время курс «Обучение грамоте» и систематический курс «Русский язык».
В период обучения грамоте решаются задачи звуко - буквенного анализа слова с учетом специфики фонетики и графики русского языка, совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Особое внимание уделяется русскому алфавиту, изучение которого предполагает не только запоминание правильного называния букв и их последовательности, но и формирование представлений у детей об истории создания алфавита.
Орфографические правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, лексикологии и этимологии. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
При включении в программу содержания учебного материала учитывались принципы коммуникативной направленности обучения, учёта трудности русского языка, интенсивности, обеспечивающие быстрое вхождение школьника в систему обучения; принцип интерактивности, реализация которого происходит во взаимодействии учителя и ученика; обучающихся друг с другом в процессе совместной деятельности с целью общения на русском языке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
- восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и общности языка.
- уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей.
- внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- выполнению правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- адекватного восприятия оценки учителя;
- положительного отношения к урокам родного языка;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях и т.д.);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
⎯ распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
⎯ пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов;
⎯ понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
⎯ произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
⎯ осознавать смыслоразличительную роль ударения.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Учащийся научится:
⎯ различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
⎯ владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
⎯ использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
⎯ владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
⎯ анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;
⎯ выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
⎯ различать устную и письменную речь;
⎯ различать диалогическую речь;
⎯ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
⎯ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
⎯ определять тему и главную мысль текста;
⎯ соотносить заголовок и содержание текста;
⎯ составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
⎯ составлять текст по его началу и по его концу;
⎯ составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
учебного предмета - 1 класс
№ п/п | Тема |
Количество часов |
1 | Секреты речи и текста | 8ч |
2 | Язык в действии | 10ч |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12ч |
4 | Секреты речи и текста | 3ч |
Итого | 33 ч |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский родной язык»
№ п/п | № по теме | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности учащихся | Основная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||
план | факт | 80% | 20% | Формы неурочной деятельности | ||||
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 часов). | ||||||||
1 | 1 | 04.09 | Как люди общаются друг с другом. Язык как средство общения. | различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; | 1 | Дидактическая игра «Давайте познакомимся» | ||
2 | 2 | 11.09 | Общение. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. | использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; | 1 | |||
3 | 3 | 18.09 | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?). Речевая ситуация: использование интонации при общении. | владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; | 1 | |||
4 | 4 | 25.09 | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?) | анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. | 1 | |||
5 | 5 | 02.10 | Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | уметь различать группы слов, предложений, связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. | 1 | |||
6 | 6 | 09.10 | Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). | уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему | 1 | |||
7 | 7 | 16.10 | Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание) | уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. | 1 | |||
8 | 8 | 23.10 | Проектное задание: «Словарь в картинках». | 1 | ||||
Раздел 2. Язык в действии (10часов) | ||||||||
9 | 1 | 30.10 | Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения. | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного | 1 | Экскурсия ДК | ||
10 | 2 | 13.11 | Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения. | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного | 1 | |||
11 | 3 | 20.11 | Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения. | произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного | 1 | |||
12 | 4 | 27.11 | Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворном художественном тексте. | осознавать смыслоразличительную роль ударения; | 1 | Экскурсия в библиотеку | ||
13 | 5 | 04.12 | Где поставить ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | осознавать смыслоразличительную роль ударения; | 1 | |||
14 | 6 | 11.12 | Где поставить ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | осознавать смыслоразличительную роль ударения; | 1 | |||
15 | 7 | 18.12 | Где поставить ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | осознавать смыслоразличительную роль ударения; | 1 | |||
16 | 8 | 25.12 | Где поставить ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | определяют однозначность или многозначность слова; | 1 | |||
17 | 9 | 15.01 | Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов. | определяют однозначность или многозначность слова; | 1 | |||
18 | 10 | 22.01 | Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов. | определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту | 1 | |||
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов) | ||||||||
19 | 1 | 29.01 | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | 1 | Экскурсия в музей | |
20 | 2 | 05.02 | Как писали в старину. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | используют словарные статьи для определения лексического значения слова; | 1 | |||
21 | 3 | 19.02 | Как писали в старину. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок». | учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | 1 | |||
22 | 4 | 26.02 | Как писали в старину. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок». | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | Экскурсия в музей | ||
23 | 5 | 05.03 | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, 6хоромы, горница, светлица, 1светец, лучина и т. д) | используют словарные статьи для определения лексического значения слова; | 1 | |||
24 | 6 | 12.03 | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | 1 | |||
25 | 7 | 19.03 | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | |||
26 | 8 | 02.04 | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д) | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; |
| 1 | Экскурсия в музей | |
27 | 9 | 09.04 | Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: 1(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | |||
28 | 10 | 16.04 | Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | 1 | |||
29 | 11 | 23.04 | Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | |||
30 | 12 | 30.04 | Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; | 1 | |||
Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа) | ||||||||
31 | 1 | 07.05 | Сравниваем тексты. Сопоставление текстов. | уметь различать группы слов, предложений, связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. | 1 | |||
32 | 2 | 14.05 | Сравниваем тексты. Сопоставление текстов. | уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему | 1 | |||
33 | 3 | 21.05 | Сравниваем тексты. Сопоставление текстов. | уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык».
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образован...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 2 класс
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и...
Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.
Программа разработана на основе концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....