Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1 класса,
рабочая программа по чтению (1 класс)

Ветрова Зоя Константиновна

Программа «Русский родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc61 КБ
Microsoft Office document icon ktp.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1 класса на основе «Положения о рабочих программах учителей начальных классов МБОУ «Агинская СОШ №1»,  ООП  НОО МБОУ «Агинская СОШ №1», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.

Цели и задачи курса.

        Программа «Русский родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном русском языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 часа в год.

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: 

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей   страны и мира.

Общая характеристика учебного предмета

        Изучение учебного предмета «Русский родной язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

        Курс представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и дополняющих в то же время курс «Обучение грамоте» и систематический курс «Русский язык».

        В период обучения грамоте решаются задачи звуко - буквенного анализа слова с учетом специфики фонетики и графики русского языка, совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

        Особое внимание уделяется русскому алфавиту, изучение которого предполагает не только запоминание правильного называния букв и их последовательности, но и формирование представлений у детей об истории создания алфавита.

        Орфографические правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, лексикологии и этимологии. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

        Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

        При включении в программу содержания учебного материала учитывались принципы коммуникативной направленности обучения, учёта трудности русского языка, интенсивности, обеспечивающие быстрое вхождение школьника в систему обучения; принцип интерактивности, реализация которого происходит во взаимодействии учителя и ученика; обучающихся друг с другом в процессе совместной деятельности с целью общения на русском языке.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский  язык» являются следующие умения:

  •  восприятия объединяющей роли России как государства, территории проживания и общности языка.
  • уважения к своей семье, понимания взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей.
  •  внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  •   выполнению правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
  •  внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  •  адекватного восприятия оценки учителя;
  •  положительного отношения к урокам родного языка;
  •  интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  •  первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД: 

  •  принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  •   понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  •  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  •  ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях и т.д.);
  •  осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
  •  работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  •  понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  •  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  •  составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  •  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  •  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  •  подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

  •  слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  •   оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:

Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

 Учащийся научится:

 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов;

 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

Реализация содержательной линии «Язык в действии»

Учащийся научится:

  произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  осознавать смыслоразличительную роль ударения.

Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»

Учащийся научится:

  различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;

  выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;

  различать устную и письменную речь;

  различать диалогическую речь;

 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Учащийся получит возможность научиться: 

 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

 определять тему и главную мысль текста;

 соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

 составлять текст по его началу и по его концу;

 составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

 Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)         

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).

 Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).         

Тематическое планирование

учебного предмета - 1 класс

№ п/п

Тема

 

Количество

часов

1

Секреты речи и текста

2

Язык в действии

10ч

3

Русский язык: прошлое и настоящее

12ч

4

Секреты речи и текста

Итого

33 ч



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский родной язык»

№ п/п

№ по теме

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Основная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

план

факт

80%

20%

Формы неурочной деятельности

Раздел 1. Секреты речи и текста (8 часов).

1

1

04.09

Как люди общаются друг с другом. Язык как средство общения.

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 

1

Дидактическая игра «Давайте познакомимся»

2

2

11.09

Общение.  Для чего нужна речь. Устная и письменная речь.

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 

1

3

3

18.09

Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?). Речевая ситуация: использование интонации при общении. 

владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

1

4

4

25.09

Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?)

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 

1

5

5

02.10

Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

уметь различать группы слов, предложений, связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

1

6

6

09.10

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему

1

7

7

16.10

Спрашиваем и отвечаем.  Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

1

8

8

23.10

 Проектное задание: «Словарь в картинках».

1

Раздел 2. Язык в действии (10часов)        

9

1

30.10

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного

1

Экскурсия ДК

10

2

13.11

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного

1

11

3

20.11

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного

1

12

4

27.11

Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

осознавать смыслоразличительную роль ударения; 

1

Экскурсия в библиотеку

13

5

04.12

Где поставить ударение.  Смыслоразличительная роль ударения.

осознавать смыслоразличительную роль ударения; 

1

14

6

11.12

Где поставить ударение.  Смыслоразличительная роль ударения.

осознавать смыслоразличительную роль ударения; 

1

15

7

18.12

Где поставить ударение.  Смыслоразличительная роль ударения.

осознавать смыслоразличительную роль ударения; 

1

16

8

25.12

Где поставить ударение.  Смыслоразличительная роль ударения.

определяют однозначность или многозначность слова;

1

17

9

15.01

Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов.

определяют однозначность или многозначность слова;

1

18

10

22.01

Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов.

определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту

1

       Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

19

1

29.01

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

1

Экскурсия в музей

20

2

05.02

Как писали в старину. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

используют словарные статьи для определения лексического значения слова; 

1

21

3

19.02

Как писали в старину.  Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок». 

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами 

1

22

4

26.02

Как писали в старину. Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок».

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

Экскурсия в музей

23

5

05.03

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, 6хоромы, горница, светлица, 1светец, лучина и т. д)

используют словарные статьи для определения лексического значения слова; 

1

24

6

12.03

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами 

1

25

7

19.03

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

26

8

02.04

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

 

1

Экскурсия в музей

27

9

09.04

Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: 1(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

28

10

16.04

Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами 

1

29

11

23.04

Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

30

12

30.04

Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; 

1

Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа)

31

1

07.05

Сравниваем тексты.  Сопоставление текстов.

уметь различать группы слов, предложений, связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

1

32

2

14.05

Сравниваем тексты.  Сопоставление текстов.

уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему

1

33

3

21.05

Сравниваем тексты.  Сопоставление текстов.

уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  для 4  класса по учебнику  «Русский язык»    В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык».

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образован...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 2 класс

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и...

Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.

Программа разработана на основе  концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....