Рабочая программа по литературному чтению в 4классе. УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа разработана на 102 ч (3 ч. в неделю, 34 учебные недели )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie.docx | 52.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Виды речевой и читательской деятельности | –осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; формировать представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;успешности обучения по всем учебным предметам; -понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; -уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. –задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; –использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: –для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; | –осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; –высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; –устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; –составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). –различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); | - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. - Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. - Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.) - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. - Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | -понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
Круг детского чтения (для всех видов текстов) | –осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; –вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; –составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. | –работать с тематическим каталогом; –работать с детской периодикой; –самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). | ||
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) | –распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); –отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; –различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; –находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). | –воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; –сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов –определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. | ||
Творческая деятельность (только для художественных текстов) | –создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; –восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; –составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; –составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). | –вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения,–создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; –работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, мульт.продукта (мультфильма). |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. | В процессе урока 102 часа В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока 4часа В процессе урока В процессе урока |
Круг детского чтения | Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | 40 часов |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. | 39часов |
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | 19часов |
ИТОГО | 102 часа |
Тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол. час | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Календарные сроки | |||||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||
Книга в мировой культуре Работа с учебными, научно-¬популярными и другими текстами(2 часа) Круг детского чтения(3 часа) Творческая деятельность учащихся (1 час) -6час | |||||||||||||||
1 | Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге. | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. | ||||||||||||
2 | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | Рассказы о книгах, прочитанных летом | ||||||||||||
3 | О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. О книгах. М.Горький. | 1 | Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. | ||||||||||||
4 | Маленькая энциклопедия книги. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | 1 | Рассматривать тематический каталог в библиотеке. Знакомство со справочной и энциклопедической литературой для детей. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. | ||||||||||||
5 | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Удивительная находка. | 1 | Обсуждать высказывания из Ветхого Завета, поучительные наставления и изречения из Библии. | ||||||||||||
6 | Проверочная работа №1 по разделу: «Книга в мировой культуре». Проверка техники чтения. | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике | ||||||||||||
Истоки литературного творчества Круг детского чтения(7 часов) Литературоведческая пропедевтика (6 часов) Творческая деятельность учащихся(2 часа) -15час | |||||||||||||||
7/1 | Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы. Святой источник. | 1 | Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. | ||||||||||||
8/2 | Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Внекл. чтение. Татарские сказки и пословицы. | 1 | Объяснять смысл пословиц и поговорок своего народа, группировать пословицы по темам | ||||||||||||
9/3 | Из книги притчей Соломоновых. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Смысл притчи. | 1 | Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Проводить исследование текста мифа, библейской притчи и оформлять результат в виде таблицы. | ||||||||||||
10/4 | Представленность разных видов книг: историческая. Былины. Особенности былинных текстов. | 1 | Читать тексты вслух и про себя. Выявлять особенности былинного текста. Объяснять смысл былин. Выявить образные языковые средства, героев произведения, понять их эмоционально-нравственные пе¬реживания. | ||||||||||||
11/5 | Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 | Сравнивать былину и сказочный текст.Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Составить рассказ о князе Владимире.Расставлять ритмическое ударение в тексте былины. | ||||||||||||
12/6 | Представленность разных видов книг: историческая. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 1 | Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Составить словарь устаревших слов | ||||||||||||
13/7 | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | Выявлять особенности мифа.Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Проводить исследование текста мифа и оформлять результат в виде таблицы. Подробный пересказ | ||||||||||||
14/8 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. | 1 | Выявлять особенности мифа.Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Объяснять, что такое верность слову, честность. | ||||||||||||
15/9 | Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сочинение по иллюстрации к сказке. | 1 | Находить нужную книгу по тематическому каталогу.Представлять одну из книг по заданным параметрам. | ||||||||||||
16/10 | Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. | 1 | Читать тексты вслух и про себя ; выразительное чтение, использование интонаций, чтение по ролям с самостоятельным распределением ролей | ||||||||||||
17/11 | Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Немецкая народная сказка. Три бабочки. | 1 | Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. | ||||||||||||
18/12 | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: метафор, гипербол. Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притча. | 1 | Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев,самообладание, терпение, миролюбие. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. | ||||||||||||
19/13 | Наш театр. Подготовка сценария. | 1 | Находить необходимый материал для подготовки сценария. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста .Инсценировать произведение. | ||||||||||||
20/14 | Внекл. чтение. Сказки А. Алиша. | 1 | Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему | ||||||||||||
21/15 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа №2 по разделу: «Истоки литературного творчества». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||||||||||||
О Родине, о подвигах, о славе Круг детского чтения(8часов) Литературоведческая пропедевтика(3часа) Творческая деятельность учащихся (4часа) -15час | 20.10 | ||||||||||||||
22/1 | Произведения о Родине. К.Ушинский «Отечество». В.Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. | 1 | Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. | ||||||||||||
23/2 | Н. Языков. «Мой друг! Что может быть милей…» А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь». «Святая Русь» Святитель Филарет Московский | 1 | Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. | ||||||||||||
24/3 | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. | 1 | Подготовка сообщения о святом Александре Невском | ||||||||||||
25/4 | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 1 | Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. | ||||||||||||
26/5 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 1 | Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. | ||||||||||||
27/6 | Подготовка сообщения о М. Кутузове. Ф. Глинка. «Солдатская песнь». | 1 | Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. | ||||||||||||
28/7 | Внекл. чтение .Героизм в произведениях М.Джалиля. | 1 | Обсуждение героизма в произведениях М.Джалиля. | ||||||||||||
29/8 | Произведения о Родине.Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». | 1 | Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения | ||||||||||||
30/9 | Произведения о Родине.А. Приставкин. «Портрет отца».В. Костецкий. «Возвращение». | 1 | Читать вслух и про себя. Составлять план текста, делить текст на основе плана. | ||||||||||||
31/10 | Нахождение в тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «.Письмо с фронта». | 1 | Сравнение произведения литературы и живописи. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Письмо папе в «Творческой тетради» | ||||||||||||
32/11 | Нахождение в тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.С.Фурин «Чтобы солнышко светило».В.Орлов «Разноцветная планета» | 1 | Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Конкурс рисунков | ||||||||||||
33/12 | Произведения о Родине.Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации. | 1 | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | ||||||||||||
34/13 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение. | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике. | ||||||||||||
35/14 | Произведения о Родине. Творческий проект «Нам не нужна война». | 1 | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. | ||||||||||||
36/15 | Проверочная работа №3 по разделу«О Родине, о подвигах, о славе» . | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике. | ||||||||||||
Жить по совести, любя друг друга. Круг детского чтения(6 часов) Литературоведческая пропедевтика(6 часов) Творческая деятельность учащихся(3 часа) -15час | 3.12 | ||||||||||||||
37/1 | Детство Никиты. А.Толстой. Смысл рассказа. | 1 | Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. | ||||||||||||
38/2 | Детство Никиты. А.Толстой. Герои рассказа. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. | 1 | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. | ||||||||||||
39/3 | Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Детство. И.Суриков. | 1 | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. Деление текста на смысловые части, составление плана. | ||||||||||||
40/4 | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ).Тимур и его команда. А.Гайдар. | 1 | Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Тимур на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Провести исследование поступков героев | ||||||||||||
41/5 | Тимур и его команда. А.Гайдар. Создание текста по аналогии. | 1 | Составлять текст по аналогии с данным. Составить рассказ на тему «Я в команде Тимура» | ||||||||||||
42/6 | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ)М. Зощенко. «Самое главное | 1 | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Текст – рассуждение на тему «Каким я хотел бы быть? Что для этого надо сделать?», | ||||||||||||
43/7 | Интерпретация текста литературного произведения .И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» | 1 | Читать вслух и про себя. Соотносить содержание текста и пословицу. | ||||||||||||
44/8 | И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей. | 1 | Выражать личное отношение к прочи-анному, аргументировать свою позицию с привлечением текста про-изведения. | ||||||||||||
45/9 | Н. Носов. «Дневник Коли Синицына». | 1 | Читать вслух и про себя. Отвечать на вопросы, выполнять задания, пересказывать текст. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Рассказ о собственном дневнике | ||||||||||||
46/10 | Создание выставки «Писатели-детям». Н. Носов. «Метро». | 1 | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | ||||||||||||
47/11 | Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом. В. Драгунский. «…бы». Особенности юмористического текста. | 1 | Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. | ||||||||||||
48/12 | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. | ||||||||||||
49/13 | Интерпретация текста литературного произведения .Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | Распределять роли. Инсценировать произведение. Составить рекомендации актёрам | ||||||||||||
50/14 | Внекл. чтение. Стихи о детях татарских поэтов. | 1 | Знакомство и обсуждение стихов о детях татарских поэтов. | ||||||||||||
51/15 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Проверочная работа №4 по разделу : «Жить по совести, любя друг друга». Проверка техники чтения. | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике. | ||||||||||||
Литературная сказка .Работа с учебными, научно-¬популярными и другими текстами (1 час). Круг детского чтения(5 часов). Литературоведческая пропедевтика(8 часов). Творческая деятельность учащихся (5 часов) - 19час | 18.01 | ||||||||||||||
52/1 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. | ||||||||||||
53/2 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).Внекл. чтение. Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Оценивать иллюстрации к произведению. | ||||||||||||
54/3 | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: диалог героев.Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Оценивать иллюстрации к произведению. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Придумать своё окончание сказки | ||||||||||||
55/4 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).Ш.Перро – собиратель народных сюжетов. | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Оценивать иллюстрации к произведению. Выявлять особенности зарубежной сказки. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | ||||||||||||
56/5 | Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки. | 1 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. | ||||||||||||
57/6 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).Внекл. чтение. Шарль Перро. «Спящая красавица». | 1 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Пересказ по плану | ||||||||||||
58/7 | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». | 1 | Знакомство с творчеством Г.-Х. Андерсена. Работа с выставкой книг Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.Представлять одну из книг по заданным параметрам. | ||||||||||||
59/8 | Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки. Отзыв на книгу | 1 | Выявлять особенности поэтического текста сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Составлять план текста, делить текст на основе плана. | ||||||||||||
60/9 | Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. | 1 | Самостоятельно читать произведения и осмысливать их; определять главную мысль произведения; сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. | ||||||||||||
61/10 | Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки | 1 | Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | ||||||||||||
62/11 | Внекл. чтение. Сказки зарубежных писателей. Мы идём в библиотеку. | 1 | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | ||||||||||||
63/12 | Интерпретация: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; И.Токмакова. «Сказочка о счастье». | 1 | Работа по группам. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. | ||||||||||||
64/13 | С. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 | Самостоятельно читать произведения и осмысливать их;- определять главную мысль произведения; сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. Определять последовательность событий, изображённых на иллюстрациях. | ||||||||||||
65/14 | С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои и их поступки. | 1 | Определять интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; коллективно обсуждать прочитанное. Осмысленно принимать ценность дружбы. | ||||||||||||
66/15 | С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок. | 1 | Чтение произведения. Определение главной мысли. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. | ||||||||||||
67/16 | Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Наш театр. Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. | ||||||||||||
68/17 | Внекл. чтение. Сказки разных народов. | 1 | Сказки разных народов-чтение, краткий пересказ | ||||||||||||
69/18 | Проверочная работа №5 по разделу : «Литературная сказка». Проверка техники чтения | 1 | Представлять одну из книг по заданным параметрам. Писать отзыв на прочитанное произведение. | ||||||||||||
70/19 | .Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике. Проверка техники чтения. | ||||||||||||
Великие русские писатели.Круг детского чтения(9 часов) Литературоведческая пропедевтика(15 часов) Творческая деятельность учащихся(3часа) 27час | 3.03 | ||||||||||||||
71/1 | Внекл. чтение. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Анализ произведения.Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». | ||||||||||||
72/2 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки. | 1 | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Сравнивать литературные сказки. | ||||||||||||
73/3 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. | 1 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | ||||||||||||
74/4 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. | 1 | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать сказки разных писателей. | ||||||||||||
75/5 | А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. | 1 | Выбирать стихи для выразительного чтения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Сравнивать произведения живописи и литературы. | ||||||||||||
76/6 | А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны. | 1 | Выбирать стихи для выразительного чтения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. | ||||||||||||
77/7 | Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | Объяснять используемые в тексте выражения: сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Читать вслух и про себя. Сравнивать произведения живописи и литературы. | ||||||||||||
78/8 | Создание собственного текста на основе репродукций картин художников. И. Левитан. Вечерний звон. И.Козлов. | 1 | Составлять рассказ по картине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||||||||
79/9 | Внекл. чтение. М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | 1 | Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме | ||||||||||||
80/10 | Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. М. Лермонтов. «Дары Терека». «Утёс» | 1 | Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.Читать по ролям. Сравнение произведений литературы и живописи | ||||||||||||
81/11 | М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сравнение с былиной. | 1 | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Выявлять особенности исторической песни. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||||||||
82/12 | Устное словесное рисование. Особенности исторической песни.М. Лермонтов. «Бородино». | 1 | Читать вслух и про себя. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. | ||||||||||||
83/13 | Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. | 1 | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. | ||||||||||||
84/14 | Л. Толстой. «Ивины». Различные способы работы с деформированным текстом | 1 | Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. | ||||||||||||
85/15 | И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…» | 1 | Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.Сравнивать произведения живописи и литературы | ||||||||||||
86/16 | Создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.Внекл. чтение. Стихи о природе. | 1 | Чтение и анализ стихотворений о природе. | ||||||||||||
87/17 | И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро». | 1 | Чтение и анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.Чтение и анализ стихотворения Подготовка к выразительному чтению. | ||||||||||||
88/18 | Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. | 1 | Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Работа по вопросам учебника. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. | ||||||||||||
89/19 | Л. Толстой. «Был русский князь Олег». Сопоставление с картиной В.Васнецова. | 1 | Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | ||||||||||||
90/20 | Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Внекл. чтение. Басни Л.Толстого. | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Оценивать иллюстрации к произведению. Выявлять особенности басни как жанра. | ||||||||||||
91/21 | Рассказ – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Л. Толстой. «Петя Ростов». Знакомство с текстом. | 1 | Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа. Работа по вопросам учебника | ||||||||||||
92/22 | Л. Толстой. «Петя Ростов». Подготовка к сочинению. | 1 | Пересказывать тексты подробно и кратко. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. | ||||||||||||
93/23 | Сочинение «Тема войны в рассказе». | 1 | Сочинение «Тема войны в рассказе». | ||||||||||||
94/24 | Интерпретация текста литературного произведения .Мораль басни И. Крылова «Ворона и Лисица». | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении. Анализировать поступки героев произведения. Характеризовать героев басни. | ||||||||||||
95/25 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||||||||
96/26 | Годовая контрольная работа | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы. Уметь применять свои знания на практике. | ||||||||||||
Литература как искусство слова Работа с учебными, научно-¬популярными и другими текстами(1 час) Круг детского чтения(2 часа)Литературоведческая пропедевтика(1 час) Творческая деятельность учащихся(1 час) -5 час | 12.05 | ||||||||||||||
97/27 | Литература как искусство слова. Ритм. Рифма.Голуби. И.Тургенев (стихотворение в прозе). | 1 | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. | ||||||||||||
98/1 | Стихотворение– жанр, особенности построения и выразительные средства. Стихи А.С.Пушкина. Стихи С.Есенина. Стихи о природе. | 1 | Читать вслух и про себя..Стихи А.С.Пушкина. С.Есенина. Стихи о природе. Чтение и анализ произведений | ||||||||||||
99/2 | И.Тургенев «Воробей» | 1 | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов | ||||||||||||
100/3 | Сравнение произведений о природе И.Тургенева, Н.Рубцова, С.Чёрного. | 1 | Сравнение произведений о природе И.Тургенева, Н.Рубцова, С.Чёрного. | ||||||||||||
101/4 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщающий урок. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Презентация понравившихся произведений. | ||||||||||||
102/5 | Рекомендации на лето. | 1 | Презентация понравившихся произведений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Литературному чтению", 4класс
Рабочая прграмма, 4класс, Климанова...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой М...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс Школа России
Программа по литературному чтению Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 4класс
Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» Н.А.Чураковой...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс составлена на основе ФГОС НОО 2009г....
Рабочая программа по Литературному чтению "Школа России",4класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России",4класс...