КТП Литературное чтение - 4 класс - Школа России
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
КТП Литературное чтение - 4 класс - Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie_-_4_klass_-_shkola_rossii.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №8
_________ / И.Н. Богачева
«30» августа 2020 года
М.П.
Рабочая программа по литературному чтению
(базовое содержание)
4-ж класс
Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
М. В. Голованова «Литературное чтение».
Издательство «Просвещение», 2018 год.
Учитель: Александровская Е.В.
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО №1 от 29.08.2020 г. Руководитель ШМО ___________ / О.К. Соловьева «29» августа 2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________ /М.В. Пересторонина «29» августа 2020 г. |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2020-2021 уч. год».
- Образовательная программа НОО МБОУ СОШ №8 г. Пушкино.
- Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 4 класс, учебно-методический комплект «Школа России" М: «Просвещение», 2018 г.
- Учебный план 2020-2021 уч. год МБОУ СОШ №8 г. Пушкино.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Курс «Литературное чтение» 4 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся элементов учебной деятельности.
Цели курса:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению выпускника является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
- сформировать общекультурные навыки чтения и умение понимать текст; воспитать интерес к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом;
- овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного;
- воспитать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
- формировать нравственные ценности и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение, В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Объем программы: на изучение курса "Литературное чтение" в 4 классе отводится 85 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
II. Планируемые предметные результаты.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси»); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин).
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
III. Содержание учебного предмета.
Летописи, былины, жития (7 ч.)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».
Чудесный мир классики (21ч.)
П. П. Ершов «Конек - горбунок».
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик - Кериб» (турецкая сказка).
Л. Толстой Басня «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (10 ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
А. Н. Плещеев «Дети и птичка».
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (16ч.)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П. П. Бажов «Серебряное копытце».
А.С. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе час (8 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (6 ч.)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (6 ч.)
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Природа и мы (11 ч.)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
М. М. Пришвин «Выскочка».
Е. И. Чарушин «Кабан».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (7 ч.)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето».
С. А. Клычков «Весна в лесу».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето».
Н. М. Рубцов «Сентябрь».
Родина (1 ч.)
Проект «Они защищали Родину».
Страна Фантазия (9 ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (16ч.)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».
IV. Календарно-тематическое планирование по предмету.
№ | Темы уроков | Дата | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Вводный урок. | |||
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | |||
«И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина. | |||
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения. | |||
Подготовка сообщения о П.П. Ершове. «Конёк-Горбунок». | |||
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | |||
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | |||
А.С. Пушкин «Няне», «Туча». | |||
А С. Пушкин «Унылая пора!». | |||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | |||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | |||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | |||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | |||
Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». | |||
Произведения А.П. Чехова. | |||
А.П. Чехов «Мальчики». | |||
А.П. Чехов «Мальчики». | |||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 | |||
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | |||
А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». | |||
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». | |||
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». | |||
И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по теме. | |||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | |||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | |||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | |||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | |||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | |||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». | |||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». | |||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». | |||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | |||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Диагностическая работа. | |||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | |||
Обобщение по разделу «Литературные сказки». | |||
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | |||
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | |||
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | |||
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | |||
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». | |||
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | |||
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | |||
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | |||
М.М. Зощенко «Елка». | |||
Обобщение по разделу «Страна детства». | |||
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | |||
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | |||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | |||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | |||
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | |||
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | |||
М.М. Пришвин «Выскочка». | |||
М.М. Пришвин «Выскочка». | |||
Е.И. Чарушин «Кабан». | |||
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | |||
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | |||
Обобщение по разделу «Природа и мы». | |||
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | |||
С.А. Клычков «Весна в лесу». | |||
Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | |||
Н.М. Рубцов «Сентябрь». | |||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |||
Проект: «Они защищали Родину». | |||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | |||
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | |||
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | |||
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | |||
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | |||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | |||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | |||
Г.Х. Андерсен «Русалочка». | |||
78-79. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | ||
80-81. | Итоговая диагностическая работа. Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | ||
82. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | ||
83. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | ||
84. | С. Лагерлеф «Святая ночь». | ||
85. | С. Лагерлеф «Святая ночь». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...