Статья "Формирование читательской грамотности"
статья по чтению (2 класс)
Потенциал УМК "Школа России" как ресурса формированияфункциональной грамотности школьника. От читательских действий к пониманию текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Практические методы развития инновационного поведения школьников.
Развитие исследовательских умений ребенка и создание условий для его исследовательской активности в начальной школе на уроках литературного чтения на основе работы с использованием УМК «Школа России». Из опыта работы.
Свою работу хочу начать с цитаты Василия Порфирьевича Вахтерова – российского учёного, методиста начальной школы, деятеля народного образования.
«Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остаётся привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они зарабатываются» ( В. П. Вахтеров)
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Ученые выделяют исследовательские умения из обще-учебных, указывают на исследовательский характер деятельности,
в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение абстракция,
классификация, систематизация.
Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знания и
жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
Я хотела бы показать на примере личного опыта, как эти умения мы формируем на основе использования УМК «Школа России» в начальной школе нашей гимназии на уроках литературного чтения.
Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Мы уверены, что в учебниках данного УМК есть достаточно много заданий , направленных на развитие исследовательских умений у учеников начальной школы. Конечно эти умения формируются постепенно, от простого к сложному, когда дети учатся выполняют мини-исследования вместе с учителем на уроках .
Мы провели своё мини-исследование, которое показало, что во всех учебниках с 1 по 4 класс данного УМК есть различное количество заданий , развивающих исследовательские умения детей, в частности на уроках литературного чтения. В представленной таблице можно увидеть результаты этого исследования.
Задания, развивающие
исследовательские умения в учебниках
по литературному чтению.
Программа «Школа России»
Школа России | 1 класс | 2 класс | 3класс | 4 класс |
Задания, развивающие исследовательские умения | 29 заданий | 34 заданий | 36 заданий | 38заданий |
Приведу примеры заданий, направленных на
развитие исследовательских умений в учебниках разных классов:
1 класс | 3 класс | 4 класс |
Стр.37 Задание № 5 В чём отличие это сказки (Е.Чарушин «Теремок») от известной тебе народной сказки? Сравни героев, события, которые происходят, окончание сказки. | Стр 38 Задание №1 Сравни сказку и иллюстрации И. Билибина и репродукцию картин Е.Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь. | Стр. 11 Задание №5 Знаешь ли ты, что А. С. Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это стихотворение и прочитай его с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта : событиями, героями? |
Остановлюсь подробнее на заданиях , которые развивают исследовательские умения в учебнике для 2 класса из опыта своей работы.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока во 2 классе по учебнику №1.
Тема:»Русские писатели». Рубрика: «Проверим себя и оценим свои достижения» Стр. 123 Задание №6
«Прочитай ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит.
Сравни это стихотворение со стихотворением на стр 89. Подумай, какая тема их объединяет.Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе? В деревне?»
Как мы видим, в самом задании уже предлагается план проведения исследования. Далее дети открывают стр. 89 и встречаются с уже изученным ранее отрывком из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
После этого учитель предлагает детям сравнить тексты двух отрывков с использованием таблиц и вопросов.
1.Работа может быть проведена в парах или группах. Первый вариант таблицы приведен ниже.
Таблица сравнения
(после разбора произведения)
автор | тема | Место действия | Время года | Время суток | люди | животные | Описание природы | Радостное или тревожное настроение создает чтение стихотворения |
После того, как дети выполнили задание, таблица может выглядеть так:
автор | тема | Место действия | Время года | Время суток | люди | животные | Описание природы | Радостное или тревожное настроение создает чтение стихотворения |
А.С Пушкин | Зима | деревня | зима | день | крестьянин ямщик мальчик мать | собака Жучка | мороз, пушистый снег | радостное ( торжествуя, удалая, бегает, смешно) |
А.С Пушкин | Зима | деревня | зима | ночь | Людей нет («покоится народ») | страж дворовый – собака, люди спят | трескучий мороз, звёзды на небе | тревожное ( тёмно, тяжкие замки, покоится народ, лает собака, гремит |
2.Возможно провести работу с использованием другой таблицы.
Сравнительная двухчастная таблица «Найди общее и отличия»
общее | отличие |
После заполнения, такая таблица может выглядеть так:
общее | отличие |
1.Написал один автор - А. С. Пушкин. 2. Время года – зима. 3. Есть описание действий людей. 4. Есть действующий персонаж – собаки. 5. Морозная погода. 6. Действие происходит в деревне. | 1.Время суток-день и ночь. 2.В первом есть описание занятий людей на улице, а во втором все люди спят. 3. В первом собачка весело играет с мальчиком, а во втором она сидит на цепи и лает. 4.В первом есть лошадки и транспорт, а во втором нет. 5. В первом просто мороз, а во втором трескучий (сильный) мороз. 6. В первом автор передаёт нам радостное настроение, а во втором тревожное. |
3. Возможно организовать исследование по заранее подготовленным наводящим вопросам учителя.
Сравнение по наводящим вопросам.
1.Кто автор первого стихотворения? А второго?
2.Какая тема объединяет или разделяет эти два стихотворения?
3.Какое время года описано в первом стихотворении? А во втором?
4.Какое время суток описано в первом стихотворении? А во втором?
5.Где происходит действие в первом стихотворении: в городе или
в деревне? А во втором?
6.Кого из действующих лиц упоминает автор в первом
стихотворении? А во втором?
7.Какие животные описаны в первом стихотворении? А во втором?
8.Как автор описывает погоду в первом стихотворении? А во втором?
9.Одинаковое или разное настроение передает нам автор
в этих стихотворениях?
Какой бы вид работы из трёх вариантов ни был выбран, после него необходимо сделать вывод, который может быть таким:
«Вывод: сравнение этих двух стихотворений показало нам, что с помощью слов поэт может показать нам различное состояние природы, передать нам своё настроение . Именно за это умение и ценят во всём мире поэзию А.С Пушкина.»
Хочу предложить вашему вниманию ещё один фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по учебнику №2
Тема: « Я и мои друзья» Рубрика: «Проверим себя и оценим свои достижения» Стр. 106 Задание № 3
«Можешь ли ты преодолеть свою обиду? Какие произведения тебе помогли понять, что такое дружба?»
Возможно определить тему этого урока, как: «Исследование на тему: можно ли преодолеть обиду?». В этом разделе дети читали произведения о дружбе и о чувственийе обиды, которое испытывали герои произвед
Этапы работы.
1.Работа с толковым словарём .
Работа происходит в группах.
Дети на прошлых уроках уже выяснили с помощью словаря, что такое чувство обиды. На этом уроке им предстоит выяснить, что значит «преодолеть». Во всех группах, кроме одной, идет обсуждение лексического значения слова «преодолеть». В последней группе дети ищут значение этого слова в толковом словаре Ожегова. После того, как все группы высказывают свои предположения, последняя группа сообщает , что написано в толковом словаре : «преодолеть – пересилить, справиться с чем-нибудь»
2.Обсуждение в группах
(личный опыт детей), заполнение таблицы.
Дети в группах (парах) обмениваются своим личным опытом , приводят примеры из жизни, когда им удалось ( не удалось) преодолеть свою обиду. Затем заполняют двухчастную таблицу. Если им удалось преодолеть обиду, ставят отметку в графе «да», если не удалось – в графе «нет». Отметка может быть любой : «плюсик», «крестик», «галочка», имя ребенка, фамилия (на усмотрение учителя)
да | нет |
Затем происходит подсчет голосов и дети делают вывод о том, большинство (или меньшинство) детей в классе смогли (не смогли)
преодолеть свою обиду.
3 этап. Работа с оглавлением
« Я и мои друзья
«За игрой» В.Берестов
«Я ушёл в свою обиду…» Э. Мошковская
«Гляжу с высоты…» В. Берестов
«Я и Вовка» В.Лунин
«Анна, не грусти» Н. Булгаков
«Два пирожных» Ю.Ермолаев
«Волшебное слово» В. Осеева
«Хорошее» В. Осеева
«Почему» В. Осеева
Дети находят в огравлении раздел «Я и мои друзья», в котором все произведения уже изучены на предыдущих уроках. Они вспоминают, с какими произведениями познакомились в данном разделе, вспоминают героев этих произведений и то, смогли или не смогли эти герои преодолеть чувство обиды.
4 этап. Работа с трёхчастной таблицей ( на основе произведений раздела)
В графу «да» дети записывают названия произведений, герои которых смогли преодолеть свою обиду. В графу «нет» - названия произведений, герои которых не смогли преодолеть обиду. А в графе «?» оказались те произведения, герои которых по мнению детей могли бы обидеться при предложенных обстоятельствах, но автор умалчивает о том, обиделись ли они и смогли ли преодолеть свою обиду.
да | нет | ? |
В.Берестов. За игрой Э.Мошковская. Я ушёл в свою обиду. В.Берестов. Гляжу с высоты. В.Лунин. Я и Вовка. В Осеева. Волшебное слово. В.Осеева. Почему? | Ю.Ермолаев. Два пирожных. ( Наташа могла бы обидеться на то, что мама не дала ей ни одного пирожного) В. Осеева. Хорошее. (на Юрика могли бы обидеться сестрёнка, няня, собачка) |
После обсуждения дети делают вывод: в большинстве произведений данного раздела герои преодолевают свою обиду и им становится от этого легче на душе.
Дремина Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....