Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по литературному чтению для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа
по литературному чтению для 3а класса, 136 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по литературному чтниею к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской «Литературное чтение», Москва «Просвещение», 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_zpr.docx | 53.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР,
утвержденной приказом №322 от 31.08.2018г.
с изменением от 30.08.2019г., приказ № 291
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « __» 20 __ г.
Руководитель кафедры: ____________ / Старцева С.М. /
Согласовано
Заместитель директора : ________ / Зверева Е.А./
« __ » .20 г.
Рабочая программа
по литературному чтению для 3а класса, 136 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по литературному чтниею к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской «Литературное чтение», Москва «Просвещение», 2013г.
Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2 ч. / Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого /- Москва, «Просвещение», 2013г.
Тетрадь: Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. /С.В. Кутявина/ Москва, «ВАКО», 2019г.
Составитель:
Горохова Виктория Николаевна,
учитель начальных классов
п. Пионерский
2020 г.
1.1. Пояснительная записка.
Перечень нормативных документов и (или) методических материалов, на основании которых разработана Программа.
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по учебным предметам Л.Ф.Климанова , М.В.Бойкина ,. Начальная школа, Москва Просвещение , 2011 г. и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Краткие сведения о категории обучающихся с ЗПР.
У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ЗПР:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одно временное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.
Личностные:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
3. Содержание программы.
3 класс (136 ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (12 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Дество», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (23 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки ( 7 ч)Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Оновные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое ( 16 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Кртёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов ( 8 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература ( 8 ч )
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
4.Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение 3 класс 136 ч (из расчета 4 ч в неделю)
№ п/п | № п/т | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающаяся направленность при изучении раздела | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | |||||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | Учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике знать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | 01.09 | ||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | |||||||
2 | 1 | Самое великое чудо на свете. | Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. | Формирование чувства сопричастности к своей родине, своему народу и истории | 02.09 | ||
3 | 2 | Рукописные книги Древней Руси. | 04.09 | ||||
4 | 3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 07.09 | ||||
5 | 4 | Закрепление по теме «Самое великое чудо на свете». Входной контроль техники чтения. | 08.09 | ||||
Устное народное творчество (14 ч) | |||||||
6 | 1 | Устное народное творчество. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Находить созвучие окончания слов в песне.
Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности.
Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. | Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу. Умение слушать. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Установление причинно-следственных связей. Умение структурировать знания. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Рефлексия способов и условий действия, контроля и оценка процесса и результатов деятельности. | 09.09 | ||
7 | 2 | Русские народные песни. | 11.09 | ||||
8 | 3 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 14.09 | ||||
9 | 4 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 15.09 | ||||
10 | 5 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 16.09 | ||||
11 | 6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 18.09 | ||||
12 | 7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Завершение работы над сказкой. | 21.09 | ||||
13 | 8 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 22.09 | ||||
14 | 9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Завершение работы над сказкой. | 23.09 | ||||
15 | 10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 25.09 | ||||
16 | 11 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Завершение работы над сказкой. | 28.09 | ||||
17 | 12 | Родные поэты (стихи поэтов XIX – нач. ХХ в. для детей) | 29.09 | ||||
18 | 13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 30.09 | ||||
19 | 14 | Итоговый урок по теме «Устное народное творчество». | 02.10 | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |||||||
20 | 1 | Русские поэты XIX—XX века. | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Постановка вопросов по содержанию литературного текста Умение строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог | 05.10 | ||
21 | 2 | «Как научиться читать стихи» Я. Смоленсий. | 06.10 | ||||
22 | 3 | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». | 07.10 | ||||
23 | 4 | Ф.И.Тютчев «Листья». | 09.10 | ||||
24 | 5 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 12.10 | ||||
25 | 6 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 13.10 | ||||
26 | 7 | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» Олицетворение, как прием создания картины | 14.10 | ||||
27 | 8 | И.С.Никитин «Встреча зимы». | 16.10 | ||||
28 | 9 | И.З.Суриков «Детство», «Зима». | 19.10 | ||||
29 | 10 | Закрепление по теме « Поэтическая тетрадь». | 20.10 | ||||
30 | 11 | Путешествие в Литературную страну. | 21.10 | ||||
Великие русские писатели (24 ч) | |||||||
31 | 1 | Великие русские писатели. | Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню | Учащиеся должны знать: фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей; наизусть 8—10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам) в темпе 50—60 слов в минуту; осознанно читать про себя; определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним; устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте; Уметь пересказывать прочитанное подробно и сжато; сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного; Развитие самостоятельности находить произведения по их названию в оглавлении. Развитие творческих способностей. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | 23.10 | ||
32 | 2 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 26.10 | ||||
33 | 3 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение | 27.10 | ||||
34 | 4 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. «Уральские сказы Бажова. Хозяйка Медной горы» | 28.10 | ||||
35 | 5 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». | 30.10 | ||||
36 | 6 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | 09.11 | ||||
37 | 7 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказки. | 10.11 | ||||
38 | 8 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Работа над содержанием сказки. | 11.11 | ||||
39 | 9 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Составление картинного плана сказки. | 13.11 | ||||
40 | 10 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Характеристика героев. | 16.11 | ||||
41 | 11 | И.А.Крылов. | 17.11 | ||||
42 | 12 | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен. | 18.11 | ||||
43 | 13 | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» | 20.11 | ||||
44 | 14 | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» | 23.11 | ||||
45 | 15 | М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 24.11 | ||||
46 | 16 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 25.11 | ||||
47 | 17 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. | 27.11 | ||||
48 | 18 | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | 30.11 | ||||
49 | 19 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула» | 01.12 | ||||
50 | 20 | Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок» | 02.12 | ||||
51 | 21 | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» | 04.12 | ||||
52 | 22 | Рассказы Л.Н.Толстого. | 07.12 | ||||
53 | 23 | Рассказы Л.Н.Толстого для детей. | 08.12 | ||||
54 | 24 | Закрепление по теме: «Великие русские писатели». | 09.12 | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |||||||
55 | 1 | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. | Умение строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог. Развитие беглого и выразительного чтения. | 11.12 | ||
56 | 2 | Н.А.Некрасов . «Дедушка Мазай и зайцы». | 14.12 | ||||
57 | 3 | Н.А.Некрасов . «Дедушка Мазай и зайцы». | 15.12 | ||||
58 | 4 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство». Средства художественной выразительности. | 16.12 | ||||
59 | 5 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 18.12 | ||||
60 | 6 | Закрепление по теме ««Поэтическая тетрадь». | 21.12 | ||||
Литературные сказки (8 ч) | |||||||
61 | 1 | С. Аксаков «Аленький цветочек» | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения. Читать сказку в лицах. | Развитие беглого и выразительного чтения. Развитие самостоятельности находить произведения по их названию в оглавлении. Уметь пересказывать прочитанное подробно и сжато; сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного; | 22.12 | ||
62 | 2 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 23.12 | ||||
63 | 3 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Завершение работы. | 25.12 | ||||
64 | 4 | В.М.Гаршин «Лягушка путешественница. | 28.12 | ||||
65 | 5 | В.М.Гаршин «Лягушка путешественница. Завершение работы. | 29.12 | ||||
66 | 6 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 11.01.2021 | ||||
67 | 7 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Завершение работы. | 12.01 | ||||
68 | 8 | Закрепление по теме «Литературные сказки». | 13.01 | ||||
Были-небылицы (10 ч) | |||||||
69 | 1 | Т. Крюкова «Смешные истории» | Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение поступкам героев в сказочных и в реальных событиях. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | Уметь пересказывать прочитанное подробно и сжато; сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного Развитие беглого и выразительного чтения. Составление плана к тексту. Пересказ по плану. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | 15.01 | ||
70 | 2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 18.01 | ||||
71 | 3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 19.01 | ||||
72 | 4 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 20.01 | ||||
73 | 5 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Завершение работы. | 22.01 | ||||
74 | 6 | А.И. Куприн «Слон». | 25.01 | ||||
75 | 7 | А.И. Куприн «Слон» . | 26.01 | ||||
76 | 8 | А.И. Куприн «Слон». Составление плана к тексту. | 27.01 | ||||
77 | 9 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ по плану. | 29.01 | ||||
78 | 10 | Закрепление по теме: «Литературные сказки. Были-небылицы». Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 01.02 | ||||
Поэтическая тетрадь 1 (6ч) | |||||||
79 | 1 | Средства художественной выразительности. | Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | Развитие беглого и выразительного чтения. Умение строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог. | 02.02 | ||
80 | 2 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | 03.02 | ||||
81 | 3 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | 05.02 | ||||
82 | 4 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 08.02 | ||||
83 | 5 | С. А. Есенин «Черёмуха». | 09.02 | ||||
84 | 6 | Закрепление по теме «Поэтическая тетрадь». | 10.02 | ||||
Люби живое (16 ч) | |||||||
85 | 1 | В. Бианки «Лесная газета» | Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказов Составлять план произведения и уметь пересказать по плану. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание, высказывать свое мнение, отношение. | Развитие беглого и выразительного чтения. Уметь пересказывать прочитанное подробно и сжато; Умение строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог Развитие творческих способностей. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | 12.02 | ||
86 | 2 | М.М.Пришвин «Моя Родина». | 15.02 | ||||
87 | 3 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 16.02 | ||||
88 | 4 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Завершение работы. | 17.02 | ||||
89 | 5 | В. И. Белов. «Малька провинилась». | 19.02 | ||||
90 | 6 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». | 22.02 | ||||
91 | 7 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». Завершение работы. | 24.02 | ||||
92 | 8 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 26.02 | ||||
93 | 9 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана | 01.03 | ||||
94 | 10 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». М.М. Пришвин. Рассказы | 02.03 | ||||
95 | 11 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 03.03 | ||||
96 | 12 | Б.С.Житков «Про обезьянку». Завершение работы. | 05.03 | ||||
97 | 13 | В.П.Астафьев «Капалуха». | 09.03 | ||||
98 | 14 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 10.03 | ||||
99 | 15 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Продолжение работы. | 12.03 | ||||
100 | 16 | Закрепление по теме: «Люби живое». | 15.03 | ||||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |||||||
101 | 1 | С.Я. Маршак "Гроза днём». | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихи, отражая позицию автора и свою отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть. | Умение строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог. Развитие беглого и выразительного чтения. | 16.03 | ||
102 | 2 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» | 17.03 | ||||
103 | 3 | А.Л. Барто «Разлука». Сказки Г. Х. Андерсена | 19.03 | ||||
104 | 4 | А.Л. Барто «В театре». | 22.03 | ||||
105 | 5 | С.В. Михалков «Если». | 23.03 | ||||
106 | 6 | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». | 24.03 | ||||
107 | 7 | Проект: «Праздник поэзии». | 26.03 | ||||
108 | 8 | Закрепление по теме «Поэтическая тетрадь» | 05.04 | ||||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) | |||||||
109 | 1 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание, высказывать свое мнение, отношение. Придумывать свои вопросы к текстам. Определять отношение автора к событиям и героям. | Развитие творческих способностей. Развитие беглого и выразительного чтения. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | 06.04 | ||
110 | 2 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 07.04 | ||||
111 | 3 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Характеристика главного героя. | 09.04 | ||||
112 | 4 | А.П.Платонов «Ещё мама». | 12.04 | ||||
113 | 5 | М.М.Зощенко «Золотые слова». | 13.04 | ||||
114 | 6 | М.М.Зощенко «Золотые слова». Восстановление порядка событий. | 14.04 | ||||
115 | 7 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 16.04 | ||||
116 | 8 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». Завершение работы. | 19.04 | ||||
117 | 9 | Н.Н.Носов «Федина задача». | 20.04 | ||||
118 | 10 | Н.Н.Носов «Федина задача». Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести. | 21.04 | ||||
119 | 11 | Н.Н.Носов «Телефон». | 23.04 | ||||
120 | 12 | Закрепление по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Оценка достижений. | 26.04 | ||||
По страницам детских журналов (8ч) | |||||||
121 | 1 | По страницам детских журналов. | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения «чтение в темпе разговорной речи». | Развитие умения ориентироваться в детских журналах. | 27.04 | ||
122 | 2 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 28.04 | ||||
123 | 3 | Ю.Ермолаев «Проговорился». | Развитие творческих способностей. Развитие беглого и выразительного чтения. Умение действовать по плану и планировать свои действия | 30.04 | |||
124 | 4 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной – ученицы третьего класса» | 04.05 | ||||
125 | 5 | Г. Остер «Вредные советы». | 05.05 | ||||
126 | 6 | Г.Остер «Как получаются легенды». Легенда своей семьи, дома, своего города | 07.05 | ||||
127 | 7 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | 11.05 | ||||
128 | 8 | Закрепление по теме «По страницам детских журналов». | 12.05 | ||||
Зарубежная литература (8 ч) | |||||||
129 | 1 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание, высказывать свое мнение, отношение. Составлять рассказ о творчестве писателя. Сравнивать сказки разных народов. Определять нравственный смысл сказки. | Развитие творческих способностей. Развитие беглого и выразительного чтения. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации. Установление причинно-следственных связей. | 14.05 | ||
130 | 2 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические подвиги героев. | 17.05 | ||||
131 | 3 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 18.05 | ||||
132 | 4 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Продолжение работы над сказкой. | 19.05 | ||||
133 | 5 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 21.05 | ||||
134 | 6 | Закрепление по теме «Зарубежная литература». | 24.05 | ||||
135 | 7 | Мои любимые произведения. Итоговый контроль техники чтения. | 25.05 | ||||
136 | 8 | Годовая контрольная работа. Литературный КВН. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Литературное чтение» 2 класс
Пояснительная записка Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждени...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по литературному чтению для 2 класса "Школа России"
Рабочая программапо литературному чтению для 2а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая п...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе Федрального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению УМК "Школа Р...
Адаптированная рабочая программа и календарно - тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с З...