Знакомство с творчеством Ирины Пивоваровой. Стихотворение «Жила-была собака».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Соловьева Наталья Анатольевна

План урока по чтению по теме: "Знакомство с творчеством Ирины Пивоваровой. Стихотворение «Жила-была собака»" для учащихся 3 класса.

Цель урока:

- Развитие речи и эмоционального интеллекта

Задачи урока:

- Развитие эмоционального прочтения стихотворных произведений

- Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Чтение

Класс: 3 «Б»

Школа: МБОУ СОШ №22 г. Химки

Учитель: Соловьева Наталья Анатольевна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока: Знакомство с творчеством Ирины Пивоваровой. Стихотворение «Жила-была собака».

Цель урока:

- Развитие речи и эмоционального интеллекта

Тип урока:

- применение знаний и способов действий

Задачи урока:

- Развитие эмоционального прочтения стихотворных произведений

- Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов

- Развитие умения воспроизводить ритм стихотворения

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные результаты:

-Сохранение семейных ценностей и традиций,

-Соединение литературных и изобразительных форм

Предметные результаты:

-Приобретение навыка написания небольшого стихотворного текста,

-Приобретение навыка выразительного чтения стихотворений

Личностные результаты:

- Эмоциональное восприятие литературного произведения,

- Развитие индивидуальных творческих способностей

Универсальные учебные действия

Познавательные: анализировать доступный художественный текст, полно и адекватно воспринимать художественный текст, группировать текст по заданному основанию, подбирать слова-рифмы для создания стихотворной формы, сочинять небольшие рифмованные тексты на заданную тему.

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, принимать позиции слушателя, читателя, автора в соответствии с учебной задачей

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимать участие в обсуждении прочитанного, воспринимать мнение сверстников, учителя, проявлять интерес к общению, групповой работе, уважать мнение собеседника, принимать участие в коллективном выполнении творческого задания

Ресурсы

Учебник литературного чтения для 3 класса Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В

Инструменты к уроку

Синяя ручка, цветные карандаши

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

-Ребята, у нас сегодня будет необычный урок: мы все станем чуточку поэтами, а также подготовим сюрприз-подарок для наших родителей

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

(Регулятивные УУД- - уметь слушать в соответствии с целевой установкой)

II. Актуализация знаний. (2 мин)

- Давайте вспомним, что такое проза и поэзия, чем они отличаются (в поэзии, в отличие от прозы, слова связаны рифмой и ритмом)

- Какие поэтические жанры мы знаем? (прибаутки, потешки, небылички, заклички, стихи, песенки, поэмы)

- Назовите свои любимые стихотворения.

III. Постановка цели и задач урока. (10 мин)

- Сегодня мы познакомимся с необычным стихотворением Ирины Пивоваровой «Жила-была собака». Закройте все глазки, я буду читать вам стихотворение, а вы попробуйте нарисовать в своем воображении, как вы представляете эту собаку.

(Дети дают разные описания собаки).

- А сейчас откройте учебники и найдите это стихотворение. Теперь вы по цепочке читайте по одному четверостишию, но с той эмоцией, которую я.

Учитель задает следующие эмоции: радость, грусть, удивление, злость, страх, нежность, восхищение, недовольство, обида, жалость, волнение, смущение.

- Давайте обсудим, как менялось наше представление об этой собаке в зависимости от разных эмоций, с которыми мы читали. (дети делятся своими образами).
- Видите, какая разная собака у нас получилась. Мы с вами использовали эмоциональное прочтение для развития воображения, а какие приемы использовала автор произведения, чтобы нас удивить? (
Преувеличенные размеры собаки, но при этом добрая натура; яркие сравнения; олицетворение – сравнение собаки с человеком, который приходит в гости на чай)

- В конце стихотворения автор пожаловалась, что не знает, что еще написать про собаку. Давайте включим наше воображение и попробуем помочь Ирине Пивоваровой закончить это стихотворение.

(Познавательные УУД- анализ доступного художественного текста, полное и адекватное восприятие художественного текста; Регулятивные УУД- понимание  учебной задачи и следование инструкции учителя, принятие позиции слушателя, читателя, автора в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

IV. Применение знаний и способов действий. 25 мин

- Пусть каждый из вас попробует написать по 4 строчки продолжения к стихотворению, опираясь на стихотворение Ирины Пивоваровой. Все вместе мы сможем придумать замечательный финал к этому стихотворению.

(Каждый читает, что у него получилось, а учитель вносит эти четверостишия в общий файл.)

Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.

И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.

И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.

Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.

Жила-была собака…
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.

Меня она любила
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.

И добрая собака
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.

А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.

Жила-была собака,

Зеленые глаза.

И бегала, и прыгала,

На все смотрела свысока (Саша)

Жила-была собака.

Играть со мной любила

И петь она любила

Про свой любимый дом (Агата)

И были у собаки

Лапы золотые.

Она мне мед носила

И с пчелами дружила (Егор)

Жила-была собака,

Она была огромная

И были ее уши,

Как крылья самолета (Максим П)

Жила-была собака.

Когда она храпела,

То вся земля ревела.

И даже три кита. (Женя)

Волшебная собака

И добрая собака.

Наверное, из космоса

Она ко мне пришла (Стас)

И были у собаки

Огромнейшие уши,

Спокойные и умные

Блестящие глаза

Когда она смотрела,

Как -будто говорила:

«Ах, милая Катюша,

Как я люблю тебя!» ( Аня С)

Собаку звали Жучкой.

Хвост вечно был торчком,

Ошейник голубым был,

А носик пятачком (Рая)

Жила-была собака.

Дружила с кошками она.

Играла и резвилась с ними,

В гости их звала (Соня)

Была у той собаки

Подруга, кошка Муся.

Она ее любила

И в гости к ней ходила. (Сева)

И встретила собака

Серого котенка.

Они с ним подружились

И стали дружно жить (Максим Ш.)

Жила-была собака,

А с ней еще щенята.

Щенят собака учит,

Как лаять на чужих (Настя В)

Жила-была собака.

И по ночам гуляла,

И сторожила дом

От злых чужих собак (Дима)

Ко мне собака приходила,

Со мной стихи учила (Богдан)

Жила-была собака

Собака любит сахар есть

На звездочки смотреть

В будний день на улице гулять

И кошек всех гонять (Вика Зуф)

Жила-была собака,

И мы играли с ней,

С различными игрушками.

Забавой всех детей (Настя М.)

И жили мы с собакой

Дружно очень долго.

Гулять ходили в лес,

Играли в мяч мы там (Вика Зах)

Играли мы недолго,

Но очень было весело.

Рыжая собака,

Мы друзья навечно (Даня)

Так вот! Жила собака,

Играла со мной в мяч.

Прогрызла мячик черный,

А я пустился в плач (Кирилл)

Теперь весь двор играет

С моим веселым другом.

И песню напеваем,

Нам вместе веселей ( Алиса)

Огромная собака

Все время уменьшалась.

Сидел потом на улице

Лишь маленький щенок (Злата)

Собака стала маленькой,

Я взял ее домой.

Кормил, поил, выгуливал,

Играл, ласкал, любил! (Аня М)

И пришли обратно

с нею мы домой.

И сломала дверь мне

Лохматою ногой (Илья)

Была собака умной,

Команды понимала,

И спать она со мною

Ложилась на кровать.

А ночью так случилось,

Что рыжая собака

Лежала на кровати,

А я спал на полу.

Такая вот история

Про рыжего животного,

Которого люблю я

И бережно храню (Коля)

V. Физкультминутка (2 мин)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Вместе делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки в стороны пошире,

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - это пять

И на месте поскакать.

На носочек и на пятку.

Любим делать мы зарядку.

(Дети выполняют движения).

Затем учитель распечатывает и раздает каждому ученику файл с четверостишиями ребят).

Ребята, давайте хором прочитаем наше общее стихотворение (дети читают)

А теперь, как это всегда делают в детских книжках, проиллюстрируем его своими рисунками на обратной стороне.

(Познавательные УУД – подбор слова-рифмы для создания стихотворной формы, сочинение небольших рифмованных текстов на заданную тему; Коммуникативные УУД- участие в обсуждении прочитанного, интерес к общению, групповой работе, участие в коллективном выполнении творческого задания)

VI. Итог урока. (1 мин)

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги: мы своими руками и воображением создали книжку-малышку. Давайте порадуем наших родителей и подарим своим мамам и папам этот замечательный подарок к Новому Году.

VII. Рефлексия (2мин)

А сейчас положите перед собой зеленый. Красный и и желтый карандаши. Проанализируйте свою работу за урок и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашей работе на уроке.

Поднимите зеленый карандаш, если вам все понятно, у вас все получается;    желтый – если были затруднения и надо еще поработать над темой;               красный – если вам трудно было выполнять задание.

Учитель дает оценку работы класса.

(Познавательные УУД- умение формулировать несложные выводы; Личностные- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные- умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Литературное чтение И.Пивоварова "Жила-была собака".

Литературное чтение  И.Пивоварова "Жила-была собака"....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе. Ирина Пивоварова "Жила-была собака". УМК "Школа России"

Тема : И. Пивоварова « Жила-была собака…»Цель: создать условия для знакомства учащихся с веселыми стихотворениями о животныхI..Организационный момент.II. Проверка домашнего задания....

конспект урока по литературному чтению 2 класс Ирина Пивоварова _ Жила -была собака_ (1)

конспект урока по литературному чтению 2 класс Ирина Пивоварова _ Жила -была собака_ (1)...