Изучение агиографической литературы младшими школьниками с учетом особенностей житийного текста
статья по чтению (3, 4 класс)

Агиографическая литература являет собой особый вид текстов, который имеет ряд особенностей. Они могут вызывать определенные трудности у учащихся младшего школьного возраста. Текст жития писался в совершенно другое время, а читает его человек XXI века, т.е. человек иной культуры, с отличными ценностями, знаниями и мировоззрением. В статье рассматриваются способы изучения житийной литературы с учетом ее особенностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение агиографической литературы младшими школьниками с учетом особенностей житийного текста

Агиографическая литература являет собой особый вид текстов, который имеет ряд особенностей. Они могут вызывать определенные трудности у учащихся младшего школьного возраста. Текст жития писался в совершенно другое время, а читает его человек XXI века, т.е. человек иной культуры, с отличными ценностями, знаниями и мировоззрением.

Для преодоления этих трудностей можно использовать несколько подходов. Первый из них связан с тем, что основой изучения образов благоверных князя и княгини выступает текст жития, работа с которым требует учёта особенностей агиографического текста. Второй подход объясняется обращением к технологии исторического образования, разработанной Ю.Л. Троицким. Раскроем подробнее каждый из подходов.

Особенности изучения агиографической литературы объясняются особенностями самого текста. Агиография происходит от двух греческих слов: agios – святой и grafo – пишу. С.С. Петрухин рассматривает агиографию как жанр литературы, повествующий о жизни святых: епископов, патриархов, монахов и других людей, признаваемых церковью святыми (Петрухин, 2014, с. 119).

По мнению учёного, житийный текст – это один из самых формализованных литературных жанров. Он строится по строгим канонам: постепенное развитие сюжета, повествование от третьего лица, чёткая композиционная структура: вступление, текст жития, заключение. В центре сюжета обязательно стоит святой. В житие перечисляются события жизни святого, свидетельствующие о его святости, и исключаются описание становления характера. Это и является особенностями житийной литературы (Петрухин, 2014, с. 120). Данная особенность проявляется на всех уровнях произведения: структурном, стилистическом, идейном и символико-богословском. Так, на стилистическом уровне это проявляется в использовании определенных средств, на идейном и символико-богословском – уподоблении и следовании сакральным образцам, в структурном – строгой композиции.

Как отмечает Д.Б. Терешкина, тексты жития подчинялись строгому канону жанра, требованиям официального стиля и идеологии государства (Терешкина, 2006, с. 4). Композиционно житие обычно строилось по строгому плану, включавшему в себя некоторые общие места, такие, как рассказ о благочестивых родителях, о решение посвятить себя Богу, о преодолении невзгод и искушений, о прижизненных и посмертных чудесах.

Таким образом, оба исследователя подчёркивают значимость канонического построения текста, следования определённым правилам. Важно при организации взаимодействия учащихся с житийной литературой учитывать названную характеристику.

Другая особенность работы с текстом жития – учёт того, что этот текст раскрывает образ святого, а не источник информации биографического характера. Для автора важно прежде всего показать, в чём святость героя, как она проявляется, предъявить образец для подражания читателю. С этим текстом нельзя работать как с историческим документом. В житии используется язык образов, аналогии, зачастую младшим школьникам не понятных. Таким образом, перед учителем стоит задача помочь ученику понять язык жития и образ, заключенный в нём.

Ещё одна особенность восприятия текста жития – это диалог культур. Текст жития написан в средние века, время, когда важную роль в жизни общества играла религия, в обществе были свои определенные ценности, знания и представления. В качестве читателя на уроке выступает школьник, который живет в полностью отличную от того времени эпоху. Ему не понятны не только слова, но и, зачастую, образы, идеи. Путём преодоления этого непонимания могут служить, например, включение в учебные материалы и ход урока персонажей, через диалог которых можно озвучить вопросы, сомнения, возникающие у младших школьников. Таким образом, придуманные персонажи будут выступать в качестве посредников между автором, написавшем текст жития, и современным школьником.

Следовательно, необходим особый подход к изучению жития, основанный на учёте особенностей его как особого типа текста, что поможет учащимся лучше понять смысл жития и раскроет его педагогический потенциал.

В качестве ведущей формы мы предполагаем, использовать технологию Юрия Львовича Троицкого, суть которой заключается в работе с документально методическими комплексами или сокращенно ДМК.

Рассмотрим подробнее технологию исторического образования Троицкого. Данная технология разработана Юрием Львовичем Троцким, профессором РГГУ. Он акцентировал внимание учителей истории на необходимость работы на уроках истории с различными историческими и историографическими источниками (Хлытина, 2008, с. 164).

Специалисты так характеризуют ДМК – научно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединённых общей целевой установкой и темой учебного занятия. Отметим, что ДМК как методическая форма впервые разрабатывалась по отношению к историческому образованию. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях, дискуссиях и т.п. Л.В. Шукшина, описывая в своей статье данную технологию, говорит, что документально-методические комплексы должны состоять из нескольких различных равноправных интерпретаций события. Таким образом, в ДМК могут возникнуть две взаимоисключающих версии событий, но они обе будут иметь равные права на существование. Учебные пособия в соответствие данной технологии являют собой первичный материал, а не готовые истины (Шукшина, 2001, с. 99). Однако результатом обучения становится не просто принятие того, что существуют различные взгляды на исторические события, а создание собственной исторической версии. По мнению Троицкого, анализ текстов призван помочь ученикам самим выдвигать те или иные версии исторических событий, другими словами, самим писать историю (Троицкий, 1998, с. 176). Авторы отмечают, что важно грамотно аргументировать свою позицию, чтобы выработанная версия была принята, как ведущая. Основой аргументации становится документальное свидетельство и нравственная оценка событий.

Согласно созданной технологии автором написаны рабочие тетради по различным темам: «Имя и родословная» (Троицкий, 1995), «Киевская Русь» (Троицкий, 1995) и др.

Целью данной технологии является формирование культурно-национальной идентичности на основе развития исторического мышления. Характеристиками исторического мышления выступают:

– членение ребенком потока событий на исторические и неисторические по выдвинутому самим ребенком основанию;

– способность ученика описывать одно историческое событие как минимум с двух разных точек зрения и как минимум двумя способами;

– способность проводить неочевидные исторические параллели;

– способность ученика создавать свою авторскую версию исторических событий или исторических эпох.

Ученик, работая с ДМК Троицкого, становится соавтором учебника-рабочей тетради, тем самым снимается отчуждение к историческому материалу, через включение своего собственного я. У учащегося есть возможность работать с разными видами текста, знакомиться с разными взглядами на изучаемое событие, и через различные варианты описания события учащийся имеет возможность составить своё представление о событие (Троицкий, 1998).

Данная технология также способствует развитию творческой деятельности учащихся и их стремления к учебной деятельности, познанию. В своей статье Ю.Л. Троицкий отмечает: «Смысл исторического образования в школе мы видим в формировании исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события» (Троицкий, 1995, с. 292). Таким образом, Троицкий понимал, как одну из задач исторического образования в предоставление ученику возможности примерить историческую роль на себя, что способствует самовоспитанию школьника.

Для изучения и лучшего понимания житийного текста и заложенных в него образов могут служить документально методические комплексы, составляемые из разных видов текстов, по типу рабочей тетради. В своей статье Е.О. Орлова говорит, что включение отрывков из житийных текстов и сравнение их с другими типами текстов является одним из основных условий подготовки к чтению текстов житий в целом. Данная методика позволяет выделить мировоззренческие основы, заключенные в тексте, и показать отражение образа, созданного житием, в культурном наследии (Орлова, 2003 с. 68). Таким образом, важно использовать в рабочей тетради разнообразные виды литературы, которые будут способствовать созданию лучшего понимания образов героев.

Рабочая тетрадь включает в себя различные виды текстов. Это могут быть художественные, научные, летописные, житийные, учебные тексты. В своей статье Е.О. Орлова раскрывает значимость каждого вида текста. Так летописные тексты как наиболее приближённые к эпохе героев позволяют взглянуть на них глазами современников. Житийная литература помогает определить основы духовного подвига героя и смысла обращения к нему. Научные тексты способствуют приобретению конкретных знаний о героях и их эпохе. Художественный текст является закодированным сообщением автора и отражает его отношение к героям, поэтому способствует созданию представления о многообразии отражения образа героя (Орлова, 2003, с. 264). В качестве художественных текстов выступает не только литература, но и изобразительное искусство, мультимедийные тексты. Последние дают богатый зрительный образ, что является важным фактором восприятия текста в младшем школьном возрасте. Учебные тексты дают конкретные знания о героях и являются адаптированными для понимания младшего школьника.

К текстам рабочей тетради предлагаются задания двух уровней. Первый уровень – репродуктивный, когда ученик демонстрирует понимание текста и умение в нем ориентироваться, выделить в тексте необходимую информацию. Второй уровень заданий – продуктивный (используем такое понятие в сопоставление с репродуктивным), при котором школьник включается в анализ текстов, сопоставление мнений, что позволяет ему дать собственную оценку событий, предложить свою версию изучаемого материала.

Таким образом, учёт особенностей житийной литературы как особого типа текста (раскрытие в канонической структуре идеи святости, диалогичность восприятия текста), а также использование идей технологии исторического образования Троицкого (взаимодействие с разнообразными источниками посредством их анализа на основе вопросов и заданий, позволяющее ученику выработать собственное представление об изучаемой теме) помогут младшему школьнику более глубоко изучить агиографический текст и понять образы, сокрытые в нем.

Литература:

  1. Орлова Е.О. Герменевтико-педагогические аспекты изучения образа Александра Невского в начальной школе // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской научной конференции/ Сост. А.В. Моторин – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – С. 263-269.
  2. Орлова Е.О. Образы новгородских святых в духовном воспитание младших школьников // Пути российского образования и православие: опыт взаимодействия – Первые Знаменские образовательные чтения, 2003. – С. 67-70.
  3. Петрухин С.С. Характерные черты агиографии в литературе Киевской Руси // Международный журнал экспериментального образования / № 6, 2014. – С. 119-120.
  4. Терешкина Д.Б. Новгородская житийная литература – Великий Новгород: Новгородский государственный университет – 2006 – 125 с.
  5. Троицкий Ю.Л. «Имя и родословная». Рабочая тетрадь. – М: Открытый мир, 1995. – 32 с.
  6. Троицкий Ю.Л. «Киевская Русь». Рабочая тетрадь. – М: Открытый мир, 1995. – 96 с.
  7. Троицкий Ю.Л. Инновационная технология исторического образования // Александрова М.В, Дурандин А.И. и др. На пути к новому гуманитарному образованию: Материал Новгородской программы «Переподготовка учителей-гуманитариев» – Новгород: НРЦРО,1998. – 175-187 с.
  8. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы – М.: “Открытый мир”, 1995. – 292 с.
  9. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации//Омский научный вестник №6-74, 2008. – 163-168 с.
  10. Шукшина Л.В. Новые технологии исторического образования// Интеграция образования/ №3, 2001. – 96-101 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника...

Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.

Формирование личности младшего школьника с учетом его психического развития.Содержание:Вступление.I. Социальная ситуация развития.II. Когнитивные особенности.III. Аффективная сфера.IV. Мотивационная с...

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...

Приемы мотивации к чтению художественной литературы младших школьников

laquo;Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты»...

«Методика организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)»

ВведениеГлава 1 Теоретические основы методики организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)1.1.Исторический аспект обучения младших ...

Перечень русских народных игр, применяемых на уроках физической культуры у младших школьников с учетом предложенной педагогической классификации.

Перечень русских народных игр, применяемых на уроках физической культуры у младших школьников с учетом предложенной педагогической классификации....