рабочая программа по литературному чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Пояснительная записка. КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._rabochaya_programma_liter.chtenie.docx | 70.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Жуковский Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ№1
(МОУ ГИМНАЗИЯ №1)
ПРИНЯТА на заседании ШМО Руководитель ШМО: __________ / Н.В. Левина (подпись) (Фамилия И.О.) Протокол № 1_ от «_30_» _августа _2019г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР: __________ / Н.П.Антонова (подпись) (Фамилия И.О.) от «_30_» _августа _2019г.. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Гимназия №1 ___________ Н.И. Варлыгина (подпись) Приказ № 447 от «_30_» _августа __2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
(базовый уровень)
ФИО учителя | Борисова Марина Витальевна учитель высшей квалификационной категории | |
Класс: | 2 «А» | |
Количество часов: | всего - 136, | в неделю - 4 |
На основе: авторской рабочей программы (1-4 классы) к линии УМК «Школа России», «Литературное чтение» Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение, 2015г. УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, М.: Просвещение, 2018г. |
г. о.Жуковский
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературному чтению» для 2 «А» класса на уровне начального общего образования составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколом от 08 апреля 2015 года №1/15);
- УМК «Школа России» (авторская программа курса «Литературное чтение» 1- 4/ Под ред. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение, 2015г.)
- ООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии № 1 г.о. Жуковский.
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей с учетом специфики данного образовательного учреждения. Учебники по данной программе входят в федеральный перечень на 2019-2020 учебный год. В соответствии с учебным планом МОУ Гимназия №1 курс «Литературное чтение» во 2 «А» классе изучают 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часов в год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане начальной школы МОУ Гимназия № 1 на изучение «Литературного чтения» отводится 4 часа в неделю. Всего во 2 классе – 136 часов (учебный год во 2 классе - 34 недели.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.). Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения. Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/ несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД:
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
⬥ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
⬥ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
⬥ понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
⬥ делить текст на части, озаглавливать части;
⬥ выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
⬥ подробно и выборочно пересказывать текст;
⬥ составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
⬥ размышлять о характере и поступках героя;
⬥ относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
⬥ относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
⬥ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; - пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся: - читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться: - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. - находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
- Самое великое чудо на свете (4 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
- Устное народное творчество (15 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение но пословице.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Оценка достижений.
- Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.
Оценка достижений
- Русские писатели (14 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке.
Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.
Оценка достижений.
- О братьях наших меньших (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.
Оценка планируемых достижений
- Из детских журналов (9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Проект: «Мой любимый детский журнал».
Оценка своих достижений
- Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Оценка достижений
- Писатели детям (17 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.
С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. 'Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.
Оценка достижений
- Я и мои друзья (10 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.
Оценка достижений
- Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись
Оценка достижений
- И в шутку и всерьёз (14 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.
Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера,В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.
Оценка планируемых достижений
- Литература зарубежных стран (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
Оценка достижений
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер темы | Наименования разделов и тем | Количество часов на изучение темы | Количество часов по факту |
1 | «Вводный урок». | 1 | 1 |
2 | «Самое великое чудо на свете» | 4 | 4 |
3 | «Устное народное творчество» | 14 | 13 |
4 | «Люблю природу русскую. Осень» | 8 | 8 |
5 | «Русские писатели» | 12 | 10 |
6 | «О братьях наших меньших» | 10 | 10 |
7 | «Из детских журналов» | 7 | 6 |
8 | « Люблю природу русскую. Зима» | 9 | 8 |
9 | «Писатели детям» | 19 | 16 |
10 | «Я и мои друзья» | 12 | 10 |
11 | «Люблю природу русскую. Весна» | 10 | 9 |
12 | «И в шутку и всерьёз» | 15 | 11 |
13 | «Литература зарубежных стран» | 15 | 15 |
ИТОГО: | 136 | 120 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Авторы | Название | Издательство |
1 | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. | «Литературное чтение». Учебник для 2 класса начальной школы, в 2-х частях | М.: «Просвещение», 2018 |
2 | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий |
| М.: «Просвещение», 2015 г. |
Технические средства обучения:
- Классная (магнитная доска) с набором приспособлений для крепления пособий.
- Экспозиционный экран и проектор.
- Персональный компьютер.
- Ксерокс. Принтер.
Учебно-наглядные пособия
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема 1. «Вводный урок». (1 ч) | |||
1 | Введение. Знакомство с учебником литературного чтения. Система условных обозначений. Словарь. | 03.09.2019 | |
Тема 2. «Самое великое чудо на свете» (4 ч) | |||
2 | Книги, прочитанные летом. Творчество читателя, талант писателя. | 04.09.2019 | |
3 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | 04.09.2019 | |
4 | Старинные и современные книги. Сообщение «Старинные книги Древней Руси» | 06.09.2019 | |
5 | Высказывания о книге К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа. | 9.09.2019 | |
Тема 3. «Устное народное творчество» (14ч) | |||
6 | Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся по освоению содержания раздела. | 10.09.2019 | |
7 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 13.09.2019 | |
8 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки | 16.09.2019 | |
9 | Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Сравнение считалки и небылицы. | 17.09.2019 | |
10 | Загадки — малые жанры устного народного творчества. | 18.09.2019 | |
11 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. | 20.09.2019 | |
12 | Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». | 23.09.2019 | |
13 | «У страха глаза велики». Обучение подробному пересказу сказки. Тест диагностика | 24.09.2019 | |
14 | «Лиса и тетерев» | 27.09.2019 | |
15 | «Лиса и журавль». | 30.09.2019 | |
16 | «Каша из топора». | 01.10.2019 | |
17 | «Гуси-лебеди». | 02.10.2019 | |
18 | «Гуси-лебеди». | ||
19 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Проверим и оценим свои достижения Тест № 1 | 04.10.2019 | |
Тема 4. «Люблю природу русскую. Осень» (8 ч) | |||
20 | Картины осенней Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. | 14.10.2019 | |
21 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальный» К. Бальмонта «Поспевает брусника» | 15.10.2019 | |
22 | А. Плещеев Осень наступила» А. Фет «Ласточки пропали» | 18.10.2019 | |
23 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» С. Есенин «Закружилась листва золотая». | 21.10.2019 | |
24 | В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник». | 22.10.2019 | |
25 | В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы». | 23.10.2019 | |
26 | М. Пришвин «Осеннее утро». | 25.10.2019 | |
27 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверим и оценим свои достижения. Тест № 2. | 28.10.2019 | |
Тема 5. «Русские писатели» (12ч) | |||
28 | А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 29.10.2019 | |
29 | А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | 01.11.2019 | |
30 | А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | ||
31 | «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. | 05.11.2019 | |
32 | «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. | 06.11.2019 | |
33 | И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». | 08.11.2019 | |
34 | И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». | 11.11.2019 | |
35 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 12.11.2019 | |
36 | Л.Н. Толстой «Филиппок» | 15.11.2019 | |
37 | Л.Н. Толстой «Филиппок» | ||
38 | Л. Толстой «Правда всего дороже» | 25.11.2019 | |
39 | Обобщение по разделу «Русские писатели» Проверим и оценим свои достижения Тест № 3. | 26.11.2019 | |
Тема 6. «О братьях наших меньших» ( 10 ч) | |||
40 | Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится» | 29.11.2019 | |
41 | Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака» | 02.12.2019 | |
42 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 03.12.2019 | |
43 | М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 04.12.2019 | |
44 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 06.12.2019 | |
45 | Внеклассное чтение. Е. и Н.Чарушины. | 09.12.2019 | |
46 | Б. Житков «Храбрый утёнок» | 10.12.2019 | |
47 | В. Бианки «Музыкант» | 13.12.2019 | |
48 | В. Бианки «Сова». | 16.12.2019 | |
49 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Проверим и оценим свои достижения Тест № 4. | 17.12.2019 | |
Тема 7. «Из детских журналов» (7ч) | |||
50 | Обучение составлению вопросов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». Д. Хармс «Игра» | 18.12.2019 | |
51 | Д. Хармс «Вы знаете?» | ||
52 | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» | 20.12.2019 | |
53 | Д. Хармс «Что это было?» Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 23.12.2019 | |
54 | Ю. Владимиров «Чудаки». | 24.12.2019 | |
55 | А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 27.12.2019 | |
56 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» Проект: «Мой любимый детский журнал». Проверим и оценим свои достижения Тест № 5 | 30.12.2019 | |
Тема 8. « Люблю природу русскую. Зима» (9ч) | |||
57 | Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. И. Бунин «Первый снег» | 09.01.2019 | |
58 | К.Бальмонт «Снежинка» | 13.01.2020 | |
59 | Я. Аким «Утром кот принёс на лапках» | ||
60 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» | 14.01.2020 | |
61 | С. Есенин «Поёт зима – аукает» С. Есенин «Берёза» | 15.01.2020 | |
62 | Русская народная сказка «Два мороза» | 16.01.2020 | |
63 | С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 20.01.2020 | |
64 | А. Барто «Дело было в январе» С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». | 21.01.2020 | |
65 | Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест № 6. | 22.01.2020 | |
Тема 9. «Писатели детям» (19 ч) | |||
66 | Прогнозирование содержания раздела. | 23.01.2020 | |
67 | К. Чуковский Сказка «Путаница» | ||
68 | К. Чуковский «Радость». | 27.01.2020 | |
69 | К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». | 28.01.2020 | |
70 | К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». | 29.01.2020 | |
71 | Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». | 30.01.2020 | |
72 | С.В.Михалков «Мой секрет» «Сила воли» | 03.02.2020 | |
73 | С.В.Михалков. Стихотворение «Мой щенок» | 04.02.2020 | |
74 | А.Л. Барто «Верёвочка» | 05.02.2020 | |
75 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука» | ||
76 | А. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа» | 06.02.2020 | |
77 | Н.Н. Носов «Затейники» | 10.02.2020 | |
78 | Н.Н. Носов «Затейники» | ||
79 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 11.02.2020 | |
80 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 12.02.2020 | |
81 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 13.02.2020 | |
82 | Н.Н. Носов «На горке» | 25.02.2020 | |
83 | Н.Н. Носов «На горке» | 26.02.2020 | |
84 | Обобщение по разделу «Писатели детям» Проверим и оценим свои достижения Тест № 7. | 27.02.2020 | |
Тема 10. «Я и мои друзья» (12ч) | |||
85 | В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду» | 02.03.2020 | |
86 | В. Лунин. «Я и Вовка» | 03.03.2020 | |
87 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 04.03.2020 | |
88 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | ||
89 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 05.03.2020 | |
90 | В. Осеева «Волшебное слово». | 10.03.2020 | |
91 | В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 11.03.2020 | |
92 | В. Осеева «Хорошее» | 12.03.2020 | |
93 | В. Осеева «Почему?» | 16.03.2020 | |
94 | В. Осеева «Почему?» | 17.03.2020 | |
95 | Обобщение по разделу. | ||
96 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест № 8. | 18.03.2020 | |
Тема 11. «Люблю природу русскую. Весна» (10ч) | |||
97 | Весенние загадки. Сочинение весенних загадок. | 19.03.2020 | |
98 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | ||
99 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 23.03.2020 | |
100 | А. Блок «На лугу» | 24.03.2020 | |
101 | С. Маршак «Снег уже теперь не тот» | 25.03.2020 | |
102 | И. Бунин «Матери» | 26.03.2020 | |
103 | А. Плещеев «В бурю» | 30.03.2020 | |
104 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | 31.03.2020 | |
105 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 01.04.2020 | |
106 | Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Тест № 9. | 02.04.2020 | |
Тема 12. «И в шутку и всерьёз» (15ч) | |||
107 | Знакомство с названием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям» | 13.04.2020 | |
108 | Б. Заходер «Что красивей всего» | 14.04.2020 | |
109 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | ||
110 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 15.04.2020 | |
111 | Э. Успенский «Чебурашка» | ||
112 | Э. Успенский «Чебурашка» | 16.04.2020 | |
113 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» | ||
114 | Э. Успенский «Память» | 20.04.2020 | |
115 | В. Берестов «Знакомый», «Кисточка» | 21.04.2020 | |
116 | В. Берестов «Путешественники» | ||
117 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 22.04.2020 | |
118 | Г. Остер «Будем знакомы» | 23.04.2020 | |
119 | Г. Остер «Будем знакомы» | 27.04.2020 | |
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | ||
121 | В. Драгунский «Тайное становится явным» Проверим и оценим свои достижения. Тест № 10 | 28.04.2020 | |
Тема 13. «Литература зарубежных стран» (15ч) | |||
122 | Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. | 29.04.2020 | |
123 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 30.04.2020 | |
124 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 06.05.2020 | |
125 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети» | 07.05.2020 | |
126 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 12.05.2020 | |
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 13.05.2020 | |
128 | Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка» | 14.05.2020 | |
129 | Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка» | 18.05.2020 | |
130 | Г. Андерсен «Принцесса на горошине» | 19.05.2020 | |
131 | Г. Андерсен «Принцесса на горошине» | 20.05.2020 | |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 21.05.2020 | |
133 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 25.05.2020 | |
134 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 11. | 26.05.2020 | |
135 | Проект «Мой любимый писатель - сказочник». | 27.05.2020 | |
136 | Проект «Мой любимый писатель - сказочник». Готовимся к летнему чтению. | 28.05.2020 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ |
Тема раздела | Примерное количество часов | Вид контроля | |||
РР | ПР | Т | ||||
1 | «Вводный урок». | 1 | ||||
2 | «Самое великое чудо на свете» | 4 | 1 | |||
3 | «Устное народное творчество» | 14 | 1 | 2 | ||
4 | «Люблю природу русскую. Осень» | 8 | 1 | |||
5 | «Русские писатели» | 12 | 1 | |||
6 | «О братьях наших меньших» | 10 | 1 | 1 | ||
7 | «Из детских журналов» | 7 | 1 | 1 | ||
8 | « Люблю природу русскую. Зима» | 9 | 1 | 1 | ||
9 | «Писатели детям» | 19 | 1 | 1 | ||
10 | «Я и мои друзья» | 12 | 1 | 1 | ||
11 | «Люблю природу русскую. Весна» | 10 | 1 | |||
12 | «И в шутку и всерьёз» | 15 | 1 | |||
13 | «Литература зарубежных стран» | 15 | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 136 | 7 | 3 | 12 |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
РР | Развитие речи |
ПР | Проекты |
Т | Тест |
Подпись учителя ______________________ (Борисова М.В.)
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО: ______________ /Левина Н.В./
Протокол №1 от " 30 " августа 2019 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________________ /Н.П.Антонова/ " 30 " августа 2019 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...