Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 80.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» в соответствии с базисным учебным планом ОУ - 4 часа в неделю всего 136 часов за год.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида, учитывая особенности детей:
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей специального (коррекционного ) обучения VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемости.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение для 2 – 4 классов четырехлетней начальной школы», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
В рабочую программу по литературному чтению внесены следующие корректировки:
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 4 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
«Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Тематическое планирование по дисциплине
« Литературное чтение»
№ | Наименование разделов, тем | Максимальная нагрузка (в часах) | Теоретическое обучение(ч.) | Проверка техники чтения |
1 | Былины, летописи, жития | 11 | 10 | |
2. | Чудесный мир классики | 22 | 20 | 2 |
3. | Поэтическая тетрадь» 1,2,3 | 25 | 25 | |
4. | Литературные сказки | 16 | 15 | 1 |
5. | Делу время- потехи час | 9 | 9 | |
6. | Страна детства | 8 | 8 | |
7. | Природа и мы | 12 | 11 | 1 |
8. | Родина | 8 | 8 | |
9. | Страна Фантазия | 7 | 7 | |
10 | Зарубежная литература | 18 | 14 | 1 |
Итого | 136 | 5 |
Содержание учебного предмета
4 КЛАСС (136 ч)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Летописи. Былины. Жития (11 ч)
Учащиеся должны знать:
- жанр «летопись»;
-жанр устного народного творчества «былина»;
- произведение «Житие Сергия Радонежского»;
уметь:
- проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина;
- читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- определять тему и главную мысль произведения, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг;
- анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
- читать выразительно художественный текст;
- приводить примеры фольклорных произведений.
Чудесный мир классики (22 ч)
П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок);
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка);
Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень»;
А. П. Чехов «Мальчики».
Учащиеся должны знать:
- название и основное содержание изученного произведения;
- творчество П. Ершова.
уметь:
- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту;
- анализировать поведение героев;
- делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;
различать сказки народные и литературные.
Поэтическая тетрадь 1 (12 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»;
А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»;
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»;
С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»;
Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»;
И. А. Бунина «Листопад».
Учащиеся должны знать:
- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;
- понятие «рифма»;
уметь:
- выразительно читать стихотворения;
- использовать интонацию;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- анализировать средства художественной выразительности;
- описывать поэтический образ осени в стихах;
- находить рифму в произведении;
- читать осознанно текст художественного произведения;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Литературные сказки (16 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;
П. П. Бажов «Серебряное копытце»;
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Учащиеся должны знать:
- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;
- выделять особенности сюжета произведения;
уметь:
- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы;
- читать по ролям;
- сравнивать авторские сказки и народные;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры;
- отвечать на обобщающие вопросы по теме.
Делу время – потехе час (9 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»;
В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;
Учащиеся должны знать:
- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений;
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения;
- прогнозировать жанр произведения;
- определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
- участвовать в анализе содержания;
- оценивать события, поступки героев;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- выполнять творческую работу;
- пересказывать текст;
- различать жанры художественной литературы;
- определять тему и главную мысль произведения;
- формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.
Страна детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М. М. Зощенко. «Елка».
Учащиеся должны знать:
- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения;
- устанавливать темп чтения от смысла читаемого;
- работать с иллюстрациями;
- оценивать события, героев произведения;
- анализировать произведения;
- определять средства художественной выразительности;
- определять тему и главную мысль произведения;
- характеризовать поступки героев, их моральные черты;
- пересказывать понравившиеся произведения.
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;
С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»;
Учащиеся должны знать:
- основные сведения по творчеству писателя и содержание произведений
уметь:
- определять средства художественной выразительности;
- определять в тексте средства выразительности – звукопись;
- читать выразительно стихотворения наизусть;
- рифмовать слова, текст.
Природа и мы(12 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»;
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка»;
Е. И. Чарушин «Кабан»;
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Учащиеся должны знать:
- творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, содержание произведений;
- творчество А. И. Куприна;
- творчество М. М. Пришвина;
- творчество Е. И. Чарушина;
- творчество В. П. Астафьева;
- произведения для детей;
уметь:
- определять тему и главную мысль произведения;
- давать характеристику героям;
- различать народные и литературные сказки;
- выразительно читать произведения;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- прогнозировать содержание произведения по названию;
- читать осознанно текст произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- оценивать события, героев произведения.
Поэтическая тетрадь 3 (8 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»;
С. А. Клычков «Весна в лесу»;
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»;
Н. М. Рубцов «Сентябрь»;
С. А. Есенин «Лебедушка».
Учащиеся должны знать:
- изученные литературные произведения и их авторов;
- основное содержание изученных литературных произведений
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть;
- анализировать средства художественной выразительности;
- описывать поэтический образ осени в стихах;
- находить рифму в произведении;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- определять тему и главную мысль произведения;
- подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям.
Родина (8 ч)
И. С. Никитин «Русь»;
С. Д. Дрожжин «Родине»;
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»;
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».
Учащиеся должны знать:
- произведения о Родине.
уметь:
- выразительно читать произведения;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- определять тему и главную мысль произведения;
- оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть.
Страна Фантазия (7ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»;
Кир Булычев. «Путешествие Алисы».
Учащиеся должны знать:
- творчество Е. С. Велтистова;
- творчество Кира Булычева;
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы;
- различать сказки народные и литературные.
Зарубежная литература (18 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
Учащиеся должны знать:
- произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;
- творчество Д. Свифта;
- творчество Г.-Х. Андерсена;
- образы сказочных героев;
- понятие «фантастика»;
уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы;
- различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
Календарно – тематический план уроков литературного чтения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Тип урока | Примечание | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
Летописи. Былины. Жития. | 11 | |||||
1-2 | Летописи. И повесил Олег щит на вратах Царьграда. | 2 | Урок изучения нового материала | |||
3-4 | Летописи. И вспомнил Олег коня своего Вн./чт.Путешествие по земле русской , богатырской. | 2 | Комбинированный | |||
5-6 | Былины. Ильины три поездочки. | 2 | Урок изучения нового материала | |||
7. | Былины. Три поездки Ильи Муромца. | 1 | Комбинированный | |||
8-9 | Житие Сергия Радонежского. Знакомство. Вн./чт. Былина «Садко» | 2 | Урок изучения нового материала | |||
10 | Житие Сергия Радонежского. Выборочный пересказ. | 1 | Комбинированный урок | |||
11 | Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 1 | Урок обобщения знаний | |||
Чудесный мир классики. | 22 | |||||
12 | П.П. Ершов «Конек – горбунок». Знакомство со сказкой. Вн./чт. Что за прелесть эти сказки. | 1 | Комбинированный урок | |||
13 | П.П. Ершов «Конек – горбунок». Деление текста на части, составление плана. | 1 | Урок с использованием ТСО |
| ||
14 | П.П. Ершов «Конек – горбунок».Характерис- тика главных героев. | 1 | Комбинированный урок | |||
15 | Вн.чт. Мой Пушкин. А.С. Пушкин. Стихи «Туча», «Осень» «Няне». | 1 | Комбинированный урок |
| ||
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство со сказкой. | 1 | Урок с использованием ТСО | |||
17 | Проверка техники чтения. | 1 | Урок-контроль | |||
18 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».Деление текста на части. | 1 | Комбинированный урок | |||
19-20 | Вн/чтение. КВН по сказкам Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к подробному пересказу | 2 | Комбинированный урок |
| ||
21 | Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина | 1 | Урок обобщения знаний | |||
22 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | Урок изучения нового материала | |||
23-24 | Вн.чт. Сказки народов Востока. М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Турецкая сказка. Знакомство со сказкой. | 2 | Комбинированный урок |
| ||
25 | . М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главного героя. | 1 | Комбинированный урок |
| ||
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Подготовка к сжатому пересказу. | 1 | Комбинированный урок | |||
27 | Вн.чт .Творчество Л.Н.Толстого С.Толстой «Лев Николаевич Толстой»
| 1 | Урок изучения нового материала |
| ||
28 | Л.Н.Толстой . Детство» | 1 | Урок изучения нового материала | |||
29 | Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» | 1 | Комбинированный урок | |||
30 | Вн.чт. Такие разные книги А.П.Чехова. «Мальчики» Знакомство с рассказом.. | 1 | Комбинированный урок | |||
31 | А.П.Чехов «Мальчики» Характеристика главного героя. | 1 | Комбинированный урок |
| ||
32 | Проверка техники чтения. | 1 | Урок-контроль | |||
33 | Вн.ЧТ . « Чехов на сцене» Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Урок обобщения знаний |
| ||
Поэтическая тетрадь 1 | 12 | |||||
34-35 | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». | 2 | Урок изучения нового материала | |||
36-37 | . А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 2 | Урок изучения нового материала | |||
38-39 | Вн.чт. Родные поэты. Е.И.Баратынский «Весна ,весна! Как воздух чист», «Где сладкий шёпот». | 2 | Урок изучения нового материала |
| ||
40-41 | А.М.Плещеев «Дети и птичка» И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». | 2 | Урок изучения нового материала | |||
42 | Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки». | 1 | Комбинированный урок | |||
43-44 | Вн.чт Какие вопросы задают сказки? И.А. И.А.Бунин «Листопад». | 2 | Комбинированный урок |
| ||
45 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Урок обобщения знаний | Урок обобщения знаний | ||
Литературные сказки. | 16 | |||||
46 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» Знакомство со сказкой . | 1 | Урок изучения нового материала |
| ||
47-48 | Вн.чт. «Здравствуй ,гостья-зима!» В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».Деление текста на части ,составление плана. | 2 | Комбинированный урок | |||
49 | В.Ф Одоевский «Городок в табакерке». Характеристика главного героя. | 1 | Комбинированный урок | |||
50 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство со сказкой. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
51 | Вн.чт. О науке и технике, машинах и вещах, о творцах-учёных. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Характеристика героев. | 1 | Комбинированный урок | |||
52 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Подготовка к творческому пересказу. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
53 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» Знакомство со сказкой. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
54-55 | Вн.чт Рассказы и загадки про зверей и птиц. П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Чтение по ролям | 2 | Комбинированный урок | |||
56 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» Составление плана. Подготовка к пересказу. | 1 | Комбинированный урок | |||
57 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».Деление текста на части, составление плана. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
58 | Вн.чт. Рассказы о дрессированных животных С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Сжатый пересказ. | 1 | Комбинированный урок |
| ||
59 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика сестёр. | 1 | Комбинированный урок | |||
60 | Проверка техники чтения. | 1 | Урок-контроль | |||
61 |
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» | 1 | Урок обобщения знаний |
Делу время - потехе час. | 9 | |||||
62 | Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Знакомство со сказкой. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
63-64 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» Деление на части ,составление плана. | 2 | Комбинированный урок | |||
65-66 | Вн.чт. Родные поэты: стихи о зиме. ВЮ. Драгунский «Главные реки» | 2 | Урок изучения нового материала |
| ||
67 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Урок изучения нового материала | |||
68 | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Урок изучения нового материала | |||
69-70 | Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках. Обобща ющий урок по разделу « Делу время-потехе час». | 2 | Урок обобщения знаний | |||
Страна детства. | 8 | |||||
71 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков» Знакомство с рассказом. | 1 | Комбинированный урок | |||
72 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков» Характеристика главного героя. | 1 | Комбинированный урок | |||
73 | Вн.чт. Стихи о детях. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Знакомство. | 1 | Комбинированный урок |
| ||
74 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Деление на части, составление плана. | 1 | Урок закрепления | |||
75 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Подготовка к пересказу. | 1 | Урок закрепления | |||
76 | Вн.чт. Книги о подвигах русского народа. М.М.Зощенко «Ёлка». Знакомство с рассказом. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
77 | М.М.Зощенко «Ёлка» Характеристика главных героев. | 1 | Урок закрепления | |||
78 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства». | 1 | Урок обобщения знаний | |||
Поэтическая тетрадь 2. | 5 | |||||
79 | Вн.чт. Рассказы о животных. В.Ю.Брюсов «Опять сон», «Детская». | 1 | Урок изучения нового материала | |||
80 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Урок изучения нового материала | |||
81 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 | Урок изучения нового материала | |||
82-83 | Вн.чт. Необычный календарь («Лесная газета В.В.Бианки) Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 2 | Урок обобщения знаний | |||
Природа и мы. | 12 | |||||
84 | Д.Н.Мамин -Сибиряк «Приёмыш» Знакомство с рассказом. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
85 | Д.Н.Мамин—Сибиряк «Приёмыш» Деление на части ,составление плана. | 1 | Урок закрепления | |||
86 | Вн.чт. Ожившие страницы прошлого. Д.Н.Мамин -Сибиряк «Приёмыш»Выборочный пересказ. | 1 | Комбинированный урок | |||
87 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька».Знакомство с рассказом. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
88 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика главных героев. | 1 | Урок закрепления | |||
89 | Вн.чт. «Лес не школа, а всему учит» М.М Пришвин «Выскочка». | 1 | Комбинированный урок | |||
90 | Е.И.Чарушин «Кабан». | 1 | Урок изучения нового материала | |||
91 | В.И.Астафьев «Стрижонок Скрип».Знакомство с рассказом. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
92 | Вн.чт. От чистого сердца.(произведения о маме) В.И.Астафьев «Стрижонок Скрип».Деление на части, составление плана. | 1 | Урок закрепления | |||
93 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» Подготовка к творческому пересказу. | 1 | Комбинированный урок | |||
94 | Проверка техники чтения . | 1 | Урок-контроль | |||
95 | Вн.чт. Стихи поэтов о весне. Обобщение по разделу «Природа и мы». | 1 | Урок обобщения знаний | |||
Поэтическая тетрадь 3. | 8 | |||||
96-97 | Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»,С.А.Клычков «Весна в лесу». | 2 | Урок изучения нового материала | |||
98-99 | Вн.чт. Книги о космосе и космонавтах. .Д Б.Кедрин «Бабье лето»,Н.М.Рубцов «Сентябрь». | 2 | Комбинированный урок | |||
100-101 | С.А.Есенин «Лебёдушка». | 2 | Комбинированный урок | |||
102-103 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь3». | 2 | Урок обобщения знаний | |||
Родина. | 8 | |||||
104-105 | Вн.чт. Стихи мордовских поэтов о родном крае. И.С.Никитин «Русь» | 2 | Комбинированный урок |
| ||
106-107 | С.Д. Дрожжин «Родине». | 2 | Комбинированный урок | |||
108-109 | А.В.Жигулин «О,Родина!». | 2 | Комбинированный урок | |||
110-111 | Вн. чт. «Вчера и сегодня» (Книги о родном городе. Обобщающий урок по разделу «Родина». | 2 | Урок обобщения знаний | |||
Страна Фантазия. | 7 | |||||
112-113 | П.С .Велтисов. «Приключения Электроника». | 2 | Урок изучения нового материала | |||
114-115 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Знакомство с рассказом. | 2 | Урок изучения нового материала | |||
116-117 | Вн.чт. «В мире фантастики». К.Булычёв «Путешествие Алисы». Составление картинного плана. | 2 | Урок закрепления | |||
118 | Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». | 1 | Урок обобщения знаний | |||
Зарубежная литература. | 18 | |||||
119 | Д.Свифт. «Путешествие Гулливера» Знакомство с отрывком. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
120-121 | Вн.чт. Детские книги о ВОВ. Д.Свифт «Путешествие Гулливера» Составление плана . | 2 | Урок закрепления | |||
122 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» Знакомство со сказкой. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
123-124 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» Деление на части, составление плана. | 2 | Комбинированный урок | |||
125-126 | Вн.чт. Любимые сказки Андерсена. Г.Х.Андерсен «Русалочка» Подготовка к пересказу. | 2 | Комбинированный урок | |||
127-128 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» . | 2 | Урок изучения нового материала | |||
129 | С.Лагерлёф «Святая ночь» Знакомство с рассказом. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
130-131 | Вн.чт. Творцы книг (о художниках-иллюстраторах) С.Лагерлёф «Святая ночь».Подготовка к краткому пересказу. | 2 | Комбинированный урок | |||
132 | С.Лагерлёф «В Назарете» Знакомство с рассказом. | 1 | Урок обобщения знаний | |||
133 | С.Лагерлёф «В Назарете» Подготовка к пересказу. | 1 | Урок обобщения знаний | |||
134-135 | Вн.чт. О чём можно ,о чём нужно, о чём хочется читать. Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 2 | Урок обобщения знаний |
| ||
136 | Проверка техники чтения. | 1 | Урок-контроль |
|
Литература.
1.Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. М.: «ВАКО», 2010.
3.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс / Сост. С.В. Кутявина. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
4.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2012.
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Рассмотрено и согласовано» МО учителей младших кл. Протокол № 1 от 27.08. 2014г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 28.08.2014г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» от 29.08. 2014г. …………(А.В.Поклонов) |
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 класса VII вида
составлена учителем начальных классов
Шпаковой Еленой Александровной
г.Демидов,
2014-2015 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....