Знакомство с учебником по литературному чтению. 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Терентьева Наталья Викторовна

Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l._cht.doc86 КБ
Файл l._cht.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя начальных классов МБОУ СОШ №4

Терентьевой Н.В.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Дата: 26.02.2020

Тема: «Знакомство с учебником по литературному чтению».

Цели деятельности учителя: -познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем;

-развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

  • Предметные: 

-знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения;

-ориентироваться в условных обозначениях,

-находить их на страницах учебника, правильно толковать;

-ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь»

  • Личностные:

-осознавать ценность учебной книги для своего образования,

-бережно относиться к ней,

- демонстрировать умения правильно листать  страницы,

-убирать книгу в портфель и доставать из портфеля,

-пользоваться закладкой,

-выбирать обложку для учебника.

  • Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; рабочая тетрадь, образцы обложек для учебников, образцы закладок.


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день- всегда, везде.

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Словесный

5 мин

– Прочитайте стихотворение. Слайд 2.

Я с этой книжкой в первый раз,

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

– А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией,

с утвердительной интонацией, сердито, весело.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

Читать самостоятельно стихотворение с разной интонацией.

Анализировать свое настроение Анализировать чтение

Обсуждать возникающие чувства при чтении

Р: понимать требования учителя

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений о буквах

Творческий – костюмы букв

Словесный – строят речевое высказывание

7 мин

– О какой книжке идет речь?  (Об азбуке.)

- Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней.

Проект «Живая Азбука» (Коллективное выступление детей)

 - С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас он у вас на партах. Слайд 3.

- Вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?

-Чему мы будем учиться на уроках? (Работать по учебнику, выразительно читать стихотворения и рассказы,. ..).

Выразительно читать стихотворение

Поддерживать учебный диалог

Формулировать цели урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

5 мин

Знакомство с новым учебником.

-Мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется…. Определите сами ее название, прочитав запись справа налево: ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ (литературное чтение). Слайд4

-Да, страна называется «Литературное чтение».

-Прочитайте на доске стихотворение. Слайд 5.

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С.Михалков

-Почему автор призывает вас читать? Что значит набираться ума? (Узнаём много полезной информации из книг).

-У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Ученики вспоминают правила обращения с книгой.)

- Как называется наш учебник? (Литературное чтение)

- На обложке написано «Часть 1». О чём это говорит? (Учебник состоит из двух частей)

-Как вы думаете, почему у него две части? (Чтобы легче было носить)

- Правильно. Авторы учебника позаботились о вашем здоровье.

-Что нарисовано на обложке учебника и почему? (Отправляемся в увлекательное плавание, путешествие, ..)

Поддерживать учебный диалог

Определять название учебника

Читать стихотворение

Рассуждать

Вспоминать правила обращения с книгой

Анализировать внешний вид учебника

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

Физминутка

1 мин

-А сейчас мы с вами встанем и немного разомнемся. Слайд 6.

– Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение учебника

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

-Ребята, вы до конца этого учебного года будете изучать учебник «Литературное чтение».

-Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаем много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)

-Правильно, ребята. Но еще благодаря литературе вы будете учиться рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, вы будете учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задает в своих произведениях. А еще вы будете учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения.

-Ну, а сегодня, ребята, основной задачей урока будет знакомство с учебником. Это поможет вам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях.

– Откройте учебник на с. 2 и прочитайте фамилии авторов под красной чертой.

-Видите, как мало людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.

-А может быть, с кем-то из авторов вы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)

-Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много ученых, людей, которые все свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой труд и, конечно, бережно относиться к учебникам.

- А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге. Слайд 7.

(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)

Работа над условными обозначениями:

-Вслед за фамилиями авторов вы найдете надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)

-Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (2,3 и 4 так же).

-А теперь найдите на страница учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.

Работа над структурой учебника:

– Прочитайте пословицу. Слайд 8.

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

– Как вы понимаете ее смысл?

– Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге?

Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)

-Ребята, сейчас перед вами стоит трудная задача- понять, как устроен учебник, какие в нем есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на стр.3 (Слайд 9), прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название-раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (предположения)

-Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на стр. 79. (Слайд 10) Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника.  На каких станицах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдет речь в каждом разделе?

-А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что еще, кроме названия раздела, есть на этих страницах?

-Правильно, ребята, здесь еще есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т.е. цели, которые указывают, что вы узнаете при чтении произведений по данной теме и чему научитесь. Это очень важно, т.к. если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учебе. Поэтому авторы помогли и сформулировали то, что вы должны освоить, в данном разделе. Посмотрите начало разных разделов.  Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники)

-Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.)

– Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?

– Откройте с. 4. (Слайд 11)  Прочитайте обращение авторов к вам, первоклассникам.

(Чтение, выполнение заданий после текста.)

– Разгадайте шараду.

Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они.  (Буквы.) Слайд 12

– Отгадайте загадки.

Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне.  (Книги.) Слайд 13

У стены – большой и важный  –

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.  (Книжный шкаф.)Слайд 14

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет... (поэт). О. Емельянова Слайд 15

Он – всем книгам голова,

Знает, что бывает,

Если к двум прибавить два,

И словарные слова

Он не забывает.

В нем найдешь ответ готовый

На свои вопросы:

Что там пишется в «корове»?

Что едят на завтрак совы?

Где летают осы?

Ты читал немало книг

И знаком, конечно, с ним.  (Учебник.) О. Дружкова Слайд 16

– С каким учебником вы познакомились на уроке?

Работа по формированию бережного отношения к учебнику

-Вспомните еще раз, какую ценность для вас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую- либо ценность?

-Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относится? (Ответы детей).

-Давайте покажем, как нужно правильно перелистывать страницы учебника. Послушаем, какой ряд это делает тише.

-Кто из вас догадается, что нужно, чтобы обложка не испачкалась, не помялась? (Надеть обложку.)

-А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все  страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (Сделать закладку)

-Посмотрите на экран перед вами разные виды обложек и закладок, которые подойдут для ваших учебников.

-Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться к своим учебникам.

Отвечать на вопросы, формулировать выводы

Осмысленно анализировать учебник

анализировать

прочитанное

Знакомится с авторами учебника

Работать над условными обозначениями

Работать над структурой учебника

Работать в учебнике на странице 79

Знакомится с целями разделов

Работать над формированием бережного отношения к учебнику и рабочей тетради

Показывать как правильно обращаться с учебником

Рассматривать виды обложек и закладок

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

П: анализируют объекты

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Домашнее задание

1 мин

  Дома постарайтесь подобрать для учебников  обложки и закладки. А завтра мы с вами посмотрим, у кого это получилось. А еще дома родителям покажите и расскажите, что и где находится в учебнике. Все, что вы узнали на уроке.

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-С каким новым учебным предметом и учебником вы сегодня познакомились? (литературное чтение)

– Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит?

 (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых,

понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

– Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

– А кто понял, как пользоваться учебником?

– Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике?

-Что нового узнали на уроке? (ответы детей)

- О чем всегда нужно помнить? (Где и что находится, как обращаться с учебниками, и т.д.)

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа России 1 класс Литературное чтение Урок 1 Автор: Терентьева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Егорьевск 2020г . © pechenkinasv

Слайд 2

Я с этой книжкой в первый раз, Пришел в свой первый, светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать !» © pechenkinasv

Слайд 3

© pechenkinasv

Слайд 4

ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ Л итературное чтение

Слайд 5

Обращение писателя к читателям Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! С.Михалков

Слайд 6

© pechenkinasv

Слайд 7

! р аботай в «Рабочей тетради» работай в паре р аботай в группе з адание повышенной сложности © pechenkinasv

Слайд 8

Возьми книгу в руки – н е будет скуки. © pechenkinasv

Слайд 9

С.3 © pechenkinasv

Слайд 10

С.79 © pechenkinasv

Слайд 11

С.4 © pechenkinasv

Слайд 12

бук вы шарада © pechenkinasv

Слайд 13

Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. Книги © pechenkinasv

Слайд 14

У стены – большой и важный – Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. Книжный шкаф © pechenkinasv

Слайд 15

Модельеры любят Гошу, Потому что он хороший. Сочинил он им сонет, Значит, вырастет... п оэт. © pechenkinasv

Слайд 16

Он – всем книгам голова, Знает, что бывает, Если к двум прибавить два, И словарные слова Он не забывает. В нем найдешь ответ готовый На свои вопросы: Что там пишется в «корове»? Что едят на завтрак совы? Где летают осы? Ты читал немало книг И знаком, конечно, с ним. Учебник © pechenkinasv

Слайд 17

Интернет-источники http://www.school59.org/perm/article/literaturnoe-chtenie/ картинка http://my-shop .ru/shop/books/673591.html учебники http://www.123rf.com/clipartvector/vocation.html дерево с книгами http://pixelbrush.ru/tags/%F5%EE%F0%EE%E2%EE%E4/ дети http://www.maaam.ru/detskijsad/mimicheskaja-zarjadka.html дети © pechenkinasv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ).

УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)Т.Т. Шпунтовастарший преподаватель кафедры методики преподаваниярусского языка в начальной школе МГОГИМахмудова И.В.студентка 5 курса педагогического факультета МГ...

"Введение. Знакомство с учебником." урок литературного чтения во 2 классе

Дети знакомятся с учебником. Учатся составлять новые слова из одного слова....

Анализ учебника по литературному чтению, 1 класс, УМК "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.

В презентации приводится краткий анализ учебника по литературному чтению (1 класс) под авторством Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. через призму основопологающих принципов УМК ...