Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Стихи о весне"
методическая разработка по чтению (2 класс)
"Литературная гостиная" - это нестандартная форма проведения урока по литературному чтению, которая позволила провести урок в конце изучения раздела "Стихи о весне" на более высоком уровне. Цель данного урока - познакомить с четырьмя этапами весны; повторить пословицы, поговорки и стихи о весне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya._sapan_docx.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №28 |
Стихи о весне |
Литературная гостиная |
Семинар для учителей
Сергиево – Посадского муниципального района
на базе МБОУ CОШ №28
Учитель высший категории
Сапан А.А.
16.03.2016г.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2 «Б»
Тип урока: комбинированный урок
Учебник: «Литературное чтение» 2 класс
Тема: Стихи о весне.
Цель: познакомить с четырьмя этапами весны; повторить пословицы, поговорки и стихи о весне.
Задачи:
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- формирование навыков работы над выразительным чтением поэтического произведения: умения самостоятельно подбирать для чтения произведений,
- расширение знаний о творчестве Бокова В.Ф., работе поселковой библиотеки;
- воспитание чувства прекрасного, эстетического восприятия произведений
- развивать кругозор
- коммуникативные навыки посредством работы в группах, потребность пользоваться литературным богатством.
Ожидаемые результаты - раскрыть роль поэзии как средства создания и выражения настроения;
раскрепощение и раскрытие артистических, поэтических, художественных талантов и творческих способностей;
учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, определять настроение, которым проникнуто стихотворение);
сближение и укрепление взаимопонимания во время творческого сотрудничества между учащимися, учителями, работниками культуры.
Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к различным культурным учреждениям, учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в группе.
Планируемый результат
Предметные: учащиеся получат возможность обобщить свои знания о произведениях о весне; продолжить знакомство с творчеством Бокова В.Ф., работой поселковой библиотеки, развивать навыки выразительного чтения, память;
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Ресурсы:
произведения о весне русских и советских писателей, проектор, презентация; листы для групповой работы с заданием , видеоролик с песней «Земная красота» Суслова, видеоролик для проведения физминутки «Весна красна идёт»
Литературная гостиная.
Тема: «Стихи о весне»
- Этап мотивации и самоопределения к деятельности и постановке задачи.
- Здравствуйте, дорогие гости нашей литературной гостиной. Наше заседание посвящено …. А лучше послушайте песню и посмотрите клип и сами скажите, о чём мы с вами будем сегодня говорить.
(Просмотр видеоклипа «Песня о земной красоте» сл. Суслова)
- Назовите время года, которое вы узнали из видео.
(Весна)
- Сегодня у нас необычный урок поэзии. Поэзия - мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать особую весеннюю атмосферу.
- На нашем уроке будут звучать полюбившиеся всем нам стихи. музыка. итак, отправляемся на встречу с Весной.
- Этап вхождения в тему занятия.
_ Люди всегда с нетерпением ждали весну, пели песни – заклички. веснянки. Давайте послушаем, как это было.
- Вена, весна, весна красная
Приди весна, да с радостью!
- С шёлковой травой, с ясным солнышком!
- Принеси весна тёплый дождичек,
рассвети весна наш край родной!
(Раздаётся стук в дверь. Входит Весна, отряхивая капли дождя с зонтика)
Весна: - Здравствуйте, мои друзья! Звали меня? Хотела Вам в подарок цветов первых принести, но они ещё не успели появиться в наших лесах.
- Ничего Весна-красна, вы присаживайтесь, а ребята сами подарки приготовили. Давайте расскажем Весне пословицы и поговорки.
Весна всё покажет.
Весна днём красна.
Весна отмыкает ключи и воды.
Весна красна цветами, ну а осень снопами.
Весна красна и голодна; осень дождлива и сыта.
Весна цветы рассыпает, а зима снег простилает.
Весна, зажги снега, заиграй овражки.
Весенний день — как ласковое слово.
Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Увидел грача — весну встречай.
- А ещё посмотри, Весна, какие они тебе рисунки приготовили. (Выставка рисунков).
3. Основной этап – реализация проекта.
Весна: - Спасибо! Я вижу, вы много знаете обо мне, но вряд ли кто из вас знает, что за один сезон мы встречаем четыре весны.
ВЕСНА СВЕТА | ||
ВЕСНА ВОДЫ | ВЕСНА ЗЕЛЕНИ | ПРЕДЛЕТЬЕ |
Весна: - Помогут мне девочки, которые меня звали в гости.
1-я девочка: - Начало всей весны – Весна Света. Мы замечаем её появление с первых чисел марта. Вроде бы всё как всегда: снег, деревья. Вот только солнце – нестерпимо яркое, до боли в глазах. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, морозный. По ярко-голубому небу плывут, точно льдины, белые облака. Начался небесный ледоход. Светлого времени всё больше и больше. Настоящий праздник света!
Очень любят эту весеннюю пору художники, поэты.
Тютчев Федор "Зима недаром злится"
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
С.Маршак
Уже недолго ждать весны,
Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она еще прекрасна.
Еще пленяет нас зима
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.
И пусть кругом белым-бело,
Но сквозь мороз жестокий
Лучи, несущие тепло,
Ласкают наши щеки.
Ирина Токмакова
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Весна: - И начинается Вена Воды.
2-я девочка: - От яркого солнца тает снег. Пятнами проступает сквозь снег земля. Реки выходят из берегов – идёт половодье. Везде лужи. На солнце блестят разноцветные ручьи.
3-я девочка: - Беспокойна апрельская погода: яростно борется тепло с холодом и побеждает. Зеленеет трава, вылетают шмели, прыгают лягушки. Потоки воды уносят всю грязь, очищаю землю для Весны Зелени.
Тютчев Федор "Весенние воды"
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ледоход - С.Маршак
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет —
Нет ему возврата!
Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.
Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!
Стихи о весне («Двенадцать месяцев») - С.Маршак
Снег теперь уже не тот,
— Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Весна: - А как хорошо отдохнуть весной на мягкой зелёной травушке. Давайте и мы отдохнём под мою песенку.
(Физкультминутка под песню «Весна-красна идёт»)
4-я девочка: Как только зазеленеет берёза, наступает Весна Зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи. Распускаются листочки всех оттенков зелёного цвета на деревьях. Не смолкая поют птицы. А с цветением черёмухи всё вокруг становится весёлым и радостным.
Плещеев А.Н. «Ласточка»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
В.Боков, читает Кехлерова Ирина
В.Боков
Стоят в оврагах, как царевны,
Черемухи всея Руси.
А под Москвой, в моей деревне,
Они особенной красы.
Они не ломаны, не гнуты
И не были ни в чьих руках,
Они, как девушки, обуты
И на высоких каблуках.
В изящных, нежных крепдешинах,
с несмелым оголеньем плеч,
Стоят черемухи в лощинах
И ждут счастливых майских встреч.
- Чем примечательно последнее стихотворение?
(Его написал наш земляк В. Ф. Боков)
- И у нас сегодня в гостях лектор из дома-музея.
Выступление лектора дома-музея поэта В.Ф.Бокова - Булатовой Раисы Александровны.
1.Чтение детьми стихов В.Ф. Бокова о весне.
2.Выполнение задания по составлению стихотворных строчек. (Работа в группе)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, Весне, а где мы с вами можем взять и познакомиться с другими произведениями о весне.
(в библиотеке нашего посёлка)
- На нашем уроке присутствуют представители библиотеки пос. Богородское – Васильева Елена Валерьвна.
Выступление Васильевой Е.В.
- Ребята, я сегодня послушала, как вы хорошо умеете читать стихотворения. С вами мы сотрудничаем уже второй год. А ведь ровно год назад вы были у нас в библиотеке на встрече с известным детским писателем. Кто помнит, как его зовут?
(Виктор Лунин)
- Он пишет разные стихи, среди них есть и о весне.
Учитель: - Да, ребята подготовили несколько стихотворений В.Лунина.
(Чтение наизусть стихотворений В.Лунина о весне)
Весна придёт.
Еще зима. Еще искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днем все громче птицы
Звенят, щебечут о весне.
Еще порой мороз ярится,
Еще стоит на реках лед,
Но птицы знают, знают птицы
— Весна придет, Весна придет!
Весна.
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
— Куст сирени у ограды.
Зелёные сны.
Зеленые сны,
Весенние сны.
Зеленые, мягкие
Иглы сосны,
Зеленые, липкие
Листья берез
И шелест
Зеленых стрекоз.
В зеленой листве
Зеленеют жуки,
Зеленые в небе
Летят мотыльки.
Зеленый кузнечик,
Трава зелена...
Как славно,
Что скоро весна!
- А давайте, мы с вами попробуем составить своё стихотворение.
Буриме о весне. (Раздать листочки на столы)
Проверка у тех, кто придумал четверостишье, чтение вслух.
- Молодцы, но я пришла к вам не просто на урок , но ещё и пригласить вас на встречу с автором детских рассказов Инной Липовной Гамазковой, которая состоится прямо сегодня в нашей поселковой библитотеке.
4. Подведение итогов. Обобщающая беседа.
- На этом заседание нашей литературной гостиной можно считать закрытым. Понравилось ли тебе Весна у нас? А ещё ребята сделали весенние первоцветы на уроке технологии и хотят тебе подарить.
Весна: - Спасибо, очень скоро у вас в лесу появятся настоящие весенние цветы. Но, пожалуйста, вы их не рвите! Не губите земную красоту!
5. Рефлексия.
- Ребята, подумайте, кого бы вы хотели поблагодарить сегодня за хорошую работу?
(высказывания детей)
- Я в свою очередь хочу сказать спасибо всем вам!
- Давайте подарим нашим гостям и себе аплодисменты.
( Видеоролик с песней «Весна»)
- Спасибо всем. До новых встреч в литературной гостиной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема урока. В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА»...
Разработка урока по литературному чтению 4 класс
Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
Цели урока: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...