Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Учитель: Барабаш Ю.И.
Дата: 13.02.2020
Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Задачи:
1) Познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;
2) Развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие техники чтения, навыков осознанного , выразительного чтения;
3) Способствовать воспитанию бережного ,заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.
Цель: Расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «золотник», «снасти», « чётки», « верста», «сажень», « вздор»;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть какие мы, как мы работаем на уроке. Давайте поздороваемся с ними и начнём работу.
На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II. Разминка.
На доске написаны слова
Тающий снег, набухшие почки, звонкая капель, первые листочки, солнышко лучистое. (Закрыть доску).
- Какие слова запомнили?
- С каким временем года ассоциируются у вас эти слова
Вспомните первые приметы весны. (Светит солнце, тает снег, становится немного теплее).
-Какие ещё приметы весны вы знаете? (Прилёт птиц).
– Да, прилёт птиц – яркая примета весны. Какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, жаворонки, скворцы, зяблики, дрозды)
– Прочитайте хором и отгадайте загадку, о какой птице мы будем сегодня читать на уроке.
Опустел домишко вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам …
- Прочитайте информацию об этой птице. (Дополнительный материал)
Учитель выставляет иллюстрацию со скворцом.
III Работа над скороговоркой
На доске записана скороговорка
Летит скворец – зиме конец!
- Как понимаете эту скороговорку?
(Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)
IV. Актуализация знаний обучающихся.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
V. Постановка цели и задачи урока.
- Какую цель перед собой поставим?
VI. Работа с текстом до чтения
(Дополнительный материал)
Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И.Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.
- Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)
- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?
VII. Прослушивание аудиозаписи, чтение текста учителем и подготовленными учащимися.
- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
VIII. Беседа по восприятию текста.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?
- Как люди готовились к встрече скворцов?
- Как себя вели птицы?
- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
- Начнем с трудных слов. Работа со словарями.
Золотник, снасти, чётки, верста, сажень, вздор – в учебнике с.45-46
IX. Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».
-Ребята, хотите услышать пение скворушки?
-Примите удобное положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу.
Включается запись пения скворца.
-Какие чувства вы испытали?
– Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
X. Работа с текстом после чтения
- Работа в тетрадях с.32 №2
Обобщение
Тест
1. Это произведение
а) рассказ
б) стихотворение
в) сказка
-За правильный ответ 1 балл
2. Автор этого произведения
а) К. Паустовский
б) Б. Житков
в) А. Куприн
-За правильный ответ 1 балл
3.Главные герои произведения
а) Воробьи
б) Скворцы
в) Галки
-За правильный ответ 1 балл
4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца?
а) в середине мая
б) в середине апреля
в) в середине июня
-За правильный ответ 1 балл
5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием?
а) на запад
б) на восток
в) на север
-За правильный ответ 2 балла
6.Кому подражал мой знакомый скворец?
а) журавлю
б) чайке
в) аисту
-За правильный ответ 2 балла
7. Почему скворцы гнали за версту трёх галок? Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?
а) защищали молодое поколение
б) защищали скворечник
в) отбирали корм
-За правильный ответ 2 балла
Проверка.
Самооценка.
Рефлексия
-Чему вы научились на уроке?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
XI. Итог урока. Комментированное выставление оценок.
- Наш урок подходит к концу. Итак, кто же он, новый для нас автор?
- Какими важными мыслями хотел поделиться автор?
- Кого из его героев вы успели полюбить?
Учитель: Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!
- Спасибо за активное участие в работе языковедам, журналистам, критикам, читателям и гостям. Надеюсь, новая встреча с автором и его произведением вам запомнится, и вы будете читать его другие произведения. На память хочу подарить вам детский кроссворд «Птицы» и изображения скворца, их можно раскрасить, а для этого полистать книги о скворцах и рассмотреть их окрас.
XII. Домашнее задание.
прочитай рассказ, составь план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...