РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В МИРЕ КНИГ»
рабочая программа по чтению
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.docx | 66.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №4 от «07.06» 2019г. Руководитель МО ___________Мартыновская С.Г. | СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № 4 от «24.08» 2019г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 97 от «24.08» 2019г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ______________Соколова И.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«В МИРЕ КНИГ»
Класс – 1-4
Учебный год – 2019-2023гг
Предметная область – литературное чтение
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации – базовый
Разработчик программы – учитель 1 кв. категории Прокопенко Л.Г.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2019год
Программа факультативного курса
«В мире книг»
Общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373).
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Седановская средняя общеобразовательная школа»
- Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
- Авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» для 1-4 классов Л.А. Ефросинина (М., «Вентана-Граф», 2014г)
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Место факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс). Факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 занятия, в 2-4 классах планируется по 34 занятия в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- ученика будет сформировано:
- осознание значимости чтения для личного развития;
Ученик получит возможность для формирования:
- потребности в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научиться::
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Ученик получит возможность научиться:
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научиться:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научиться:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Предметные результаты освоения курса 1 класса: Ученик научиться
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное ;пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Ученик получит возможность научиться:
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Предметные результаты освоения курса 2 класса. Ученик научится:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- выделять особенности учебной книги;
- составлять список прочитанных книг;
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Предметные результаты освоения курса 3 класса Ученик научится:
- работать с книгой-сборником басен;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
Предметные результаты освоения курса 4 класса Ученик научится:
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
Ученик получит возможность научиться:
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
- работать с детскими газетами и журналами.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
- класс (33 ч) Здравствуй, книга (2ч)
Учебная | книга. | Элементыструктуры | учебной | книги (обложка, титульный лист, | ||
оглавление). | Аппарат ориентировки. | Правила пользования книгой. Игра «Что в | ||||
твоём | рюкзаке | живёт?». | ||||
Книга-произведение | (большеформатная, | в | типовом оформлении). | |||
Обложка книги: информация о книге (название книги), | иллюстрация (определение темы и | |||||
жанра). | Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). | |||||
Домашняя библиотека, классная библиотека, | школьная библиотека. | |||||
Правила поведения в библиотеке. |
Основная цель: получение общей информации о книге.
Форма организации: экскурсия в библиотеку, беседа,
Виды деятельности: познавательная, игровая,
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Основная цель: научить находить книгу в открытом библиотечном фонде
Форма организации: беседа
Вид деятельности: познавательная
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М.
Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Основная цель: научить выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности
Форма организации: беседа
Вид деятельности: инсценировка эпизода
Народная мудрость. Книги-сборники (3ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Основная цель: познакомить учеников с произведения фольклора.
Форма организации: викторина
Вид деятельности: игровая.
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Вид деятельности: инсценировка эпизода
Народная мудрость. Книги-сборники (3ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Основная цель: познакомить учеников с произведения фольклора.
Форма организации: викторина
Вид деятельности: игровая.
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы
о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-
оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. итальный зал:
самостоятельное чтение выбранной книги.
Основная цель: находить книгу в открытом библиотечном пространстве.
Форма организации: беседа
Виды деятельности: чтение, слушание
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге.
Форма организации: викторина, игра
Виды деятельности: познавательная, игровая
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.
Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал.
Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат,
которому семь лет».
Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников»
(инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Основная цель: слушать и читать книгу, пользоваться аппаратом книги.
Форма организации: инсценировка
Виды деятельности: творческие
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц.
Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Основная цель: ориентироваться в мире книг
Форма организации: проект
Вид деятельности: познавательный
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Основная цель: систематизировать книги по авторской принадлежности.
Форма организации: проект.
Вид деятельности: познавательная
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных
(В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений | для |
детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). | |
Основная цель: выделять особенности книги. | |
Форма организации: групповая работа | |
Вид деятельности: чтение. |
Старые добрые сказки (4 ч) | |
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики | и |
обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная
карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал:
народные сказки на страницах детских журналов. | ||||||
Основная цель: классифицировать книги по авторской принадлежности. | ||||||
Формы работы: поисковая. | ||||||
Вид деятельности: познавательный | ||||||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3ч) | ||||||
Книги о семье, маме, | детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину . Жанры | |||||
произведений | о | семье: стихотворения, | пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | |||
Рукописная книга. Литературная игра «По | страницам учебника»: чтение произведений о семье | |||||
по учебнику или наизусть. Мини-проекты | (работа в группах): | «Они | писали о семье», | |||
«Рассказы о семье», | «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». | Рукописная книга | ||||
«Семья». | ||||||
Основная цель: научить выбирать книгу по определенной теме. | ||||||
Форма организации: групповая работа (мини проекты.) | ||||||
Виды деятельности: чтение, проектная. | ||||||
Защитникам Отечества посвящается (3ч) | ||||||
Книги о | защитниках | Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка | ||||
книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: | встреча с участниками | |||||
или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с | книгой А. Гайдара |
«Сказка о Военной тайне, МальчишеКибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Основная цель: классифицировать книги по теме.
Форма организации: поисковое исследование.
Вид деятельности. Проблемно-поисковое общение.
По страницам любимых книг (3ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Основная цель: ориентироваться в мире книг.
Форма организации: детские исследовательские проекты.
Виды деятелньости: проектная,познавательна.
3 класс (34ч)
История книги. Библиотеки (4 ч) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды.
Сказители, былинщики. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. иблия.
Детская библия (разные издания). Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку,
абонент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими.
Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Основная цель: выделять книги-произведения и книги-сборники из групп предложенных книг для открытого библиотечного пространства.
Форма организации:: работа в группах.
Вид деятельности: игровой, поисковый.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и
сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная
сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Основная цель: выделять книги-произведения и книги-сборники из групп предложенных книг для открытого библиотечного пространства.
Форма организации: работа в группах.
Вид деятельности: рассматривание, чтение, сравнение, конкурс.
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов.
Инсценирование басен (работа в группах).
Основная цель: работать с книгой-сборником басен.
Форма организации: работа в группах.
Вид деятельности: инсценировка, конкурс.
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Основная цель: выполнять поисковую работу по проекту.
Форма организации: проект.
Вид деятельности: поисково- проектная.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н.
Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров деятельность по группам:
произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Основная цель: составлять таблицу жанров произведений писателя.
Форма организации: работа в группах.
Вид деятельности: проектная
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация,
иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю»
или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Основная цель: готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения.
Формы работы: диспут.
Виды деятельности: поисковый.
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Основная цель:писать отзыв о книге и героях.
Форма организации: работа в группах
Вид деятельности: обсуждение, дискуссии, беседа, проектная
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).Систематический каталог: практическая работа. Список книг
зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Основная цель: собирать информацию для библиографической справки.
Форма организации: работа в группах.
Виды деятельности: поисковый.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение
содержания, | слушание | отдельных | глав. | Аппарат книги ,иллюстрации и оформление. |
Аннотация. Каталожная карточка. Работа | в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка | |||
в военном». Творческая работа Дети войны с | тобой рядом»: встречи,сбор материалов, |
оформление «Книги памяти».
Основная цель: выделять книги по определенной теме.
Форма организации: групповая.
Виды деятельности: слушание, чтение, обсуждение Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей :журналы «Мурзилка», «Костёр» «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Основная цель: рассматривать и читать детские журналы.
Форма организации: работа в группах.
Виды деятельности: рассматривание чтение слушание.
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами. Основная цель: пользоваться библиографическим справочником;
Форма организации: групповая.
Виды деятельности: познавательный, поисковый.
- класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг» Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Основная цель: различать виды и типы книг. Форма организации: групповая, экскурсия Виды деятельности: познавательная
Крупицы народной мудрости (2ч)
Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: | «Кузьма Минин и | Дмитрий Пожарский во | главе | ||||||
ополчения», | «Суворов | приказывает | армии переплыть море». Сбор | дополнительной | |||||
информации о героях России и | оформление постера (стенда) с собранными материалами. | ||||||||
Книга | С. Алексеева | «Рассказы | о Суворове и русских солдатах» | в | разных | ||||
изданиях. | Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект | ||||||||
«Русь | великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц | по | теме, объяснение | ||||||
скрытого | смысла, | оформление | рукописной книги «Русь великая в пословицах и |
поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Основная цель: собирать и систематизировать материал для презентации.
Форма организации: работа в малых группах над презентацией.
Вид деятельности: презентация.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Основная цель: пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке.
Форма организации: работа в малых группах.
Вид деятельности: поисковый.
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок.Книги со сказками А.С.Пушкина,В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений
(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Основная цель: собирать и систематизировать материал для проекта
Форма организации: групповая
Виды деятельности: проектная, поисковая, исследовательская.
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования
библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги
учебные, | художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура | ||
энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники | «Басни И. Крылова», | «Легенды и | |
сказы», | «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские | баснописцы»: | |
сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. |
Основная цель: пользоваться энциклопедией для получения информации о писателе.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Основная деятельность: писать аннотацию к книге.
Форма организации: индивидуальная работа.
Вид деятельности: творческий.
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов,
этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и
энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов
Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Основная цель: пользоваться источниками информации.
Форма организации: индивидуальная и групповая.
Вид деятельности творческий, игровой.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Основная цель :различать виды и типы книг.
Форма организации: работа в малых группах, индивидуальная (конкурс)
Виды деятельности: чтение, слушание
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч) Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой | книге. |
Основная цель: писать отзыв о книге. | |
Форма организации: индивидуальная | |
Вид деятельности: творческий. | |
Мир книг (3 ч) | |
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. | Э. Сетон-Томпсона |
«Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час | читателя: знакомство |
- книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Основная цель: работать с детскими журналами, газетами.
Форма работы: индивидуальная:
Виды деятельности: поисковая.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Названия раздела, темы | |
Здравствуй, книга!(3 часа) | ||
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 |
Книге о Родине и родной природе.(2 часа) | ||
4 | Книги о Родине и природе. | 1 |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 |
Писатели детям ( 3 часа) | ||
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1 |
8 | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | 1 |
Народная мудрость. Книги-сборники.( 2 часа) | ||
9 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | 1 |
10 | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | 1 |
По страницам книг В Сутеева. ( 3 часа) | ||
11 | Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. | 1 |
12 | В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | 1 |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева» | 1 |
Сказки народов мира( 3 часа) | ||
14 | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | 1 |
15 | Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. | 1 |
16 | Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | 1 |
Книги русских писателей -сказочников.( 3 часа) | ||
17 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 |
18 | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 |
19 | Творческая работа «Встреча с Буратино». | 1 |
Детские писатели ( 3 часа) | ||
20 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | 1 |
21 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | 1 |
22 | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. | 1 |
Сказки зарубежных писателей.( 3 часа) | ||
23 | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | 1 |
24 | Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | 1 |
25 | В гостях у сказки. | 1 |
Книги-сборники стихотворений для детей( 2 часа) | ||
26 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. | 1 |
27 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». | 1 |
Дети – герои книг.(3 часа) | ||
28 | Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) | 1 |
29 | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | 1 |
30 | Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | 1 |
Книги о животных( 3 часа) | ||
31 | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. | 1 |
32 | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
33 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | 1 |
Итого | 33ч |
- класс
№ п/п | Названия раздела. Темы | |
Книга, здравствуй – 3ч | ||
1 | Роль книги в жизни человека. | 1 |
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси | 1 |
3 | Структура книги (элементы книги). | 1 |
Книгочей — любитель чтения – 2ч | ||
4 | Экскурсия в библиотеку (городскую). | 1 |
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 |
Книги о твоих ровесниках – 4ч | ||
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 |
8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 |
9 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники – 4ч | ||
10 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 |
11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд | 1 |
12 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 |
13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 |
Писатели – сказочники – 4ч | ||
14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 |
15 | Скороговорки и чистоговорки | 1 |
16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 |
17 | Писатели-сказочники | 1 |
Книги о детях – 4ч | ||
18 | Герои сказок. Викторина. | 1 |
19 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 |
20 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 1 |
21 | Книги о детях. Выставка книг | 1 |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 2ч | ||
22 | Герои книг В. Осеевой | 1 |
23 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 |
Старые добрые сказки – 4ч | ||
24 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | 1 |
25 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители | 1 |
26 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 |
27 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. | 1 |
Защитникам Отечества посвящается – 1ч | ||
28 | Народные сказки на страницах детских журналов | 1 |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 1ч | ||
29 | Книги о семье | 1 |
Защитникам Отечества посвящается – 2ч | ||
30 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 |
31 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 |
По страницам любимых книг -2ч | ||
32 | Творческая работа: комиксы и весёлые истории | 1 |
33 | Творческая работа: комиксы и весёлые истории | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 34ч |
3 класс
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия | 1 |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | 1 |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. | 1 |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен | 1 |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами | 1 |
11 | Герои басен. Инсценирование басен | 1 |
12 | Родные поэты | 1 |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 1 |
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок | 1 |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка | 1 |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных | 1 |
21 | Дети — герои книг. Типы книг | 1 |
22 | Книги-сборники произведений о детях | 1 |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | 1 |
24 | Книги зарубежных писателей | 1 |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях | 1 |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале | 1 |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др | 1 |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др | 1 |
32 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
итого | 34ч. |
4 класс
1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 1 |
2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси | 1 |
3 | Библия. Библейские предания. | 1 |
4 | Творческая работа: история книги | 1 |
5 | Героические песни о героях России. Песня-слава | 1 |
6 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | 1 |
7 | Русь великая в произведениях фольклора | 1 |
8 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России | 1 |
9 | Мифы народов мира. Книги-сборники | 1 |
10 | Мифологические герои | 1 |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские | 1 |
12 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 1 |
13 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | 1 |
14 | Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники | 1 |
15 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги | 1 |
16 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку | 1 |
17 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги | 1 |
18 | Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы | 1 |
19 | Дети — герои книг писателей XIX века | 1 |
20 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамином-Сибиряке, А. Куприне и др. | 1 |
21 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков | 1 |
22 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра- конкурс «Объясни слово». | 1 |
23 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия | 1 |
24 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | 1 |
25 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | 1 |
26 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др | 1 |
27 | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | 1 |
28 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях | 1 |
29 | Встреча с местными поэтами | 1 |
30 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге | 1 |
31 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | 1 |
32 | Детские газеты и журналы. | 1 |
33 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
итого | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"
Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.Рабо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка".
СОГЛАСОВАНОЗаместитель директора по УВРМОБУ СОШ № 2 г. Сочи __________________Ж.М.Каргинова«29» августа 2018 года. Краснодарский край, город Сочи, Центральный районМу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 2 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 2 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 3 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 3 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 4 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 4 классе...