Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка".
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Балашова Екатерина Алексеевна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ № 2 г. Сочи
 
__________________Ж.М.Каргинова
«29» августа 2018 года.
 
 
 
Краснодарский край, город Сочи, Центральный район
Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная  школа № 2
 
 
 
 
Рабочая программа
по курсу: «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА».
 
 
 
 
 
 
 
Класс: 4 «А».
 
Учитель: Балашова Екатерина Алексеевна
 
Количество часов: всего 34  часов, в  неделю  1 час.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon v_mire_russkogo_yazyka.zip8.16 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ  2 г. Сочи

__________________Ж.М.Каргинова

«29» августа 2018 года.

Краснодарский край, город Сочи, Центральный район

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  2

Рабочая программа
по курсу: «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Класс: 4 «А».

Учитель: Балашова Екатерина Алексеевна

Количество часов: всего 34  часов, в  неделю  1 час.


 
  

Пояснительная записка 

Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является дополнением и закономерным продолжением уроков. 

Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ. 

Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени. 

Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса. 

В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка. 

 
  

  

Ожидаемые результаты 

Личностные результаты: 

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; 
  • Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов; 
  • Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения; 
  • Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; 

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: 

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; 
  • Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом; 
  • Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану; 
  • Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии. 
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД: 

  • Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях; 
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию; 
  • Устанавливать причинно-следственные связи. 

Коммуникативные УУД: 

  • Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 
  • Сознательно и осознанно понимать речь других; 
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 
  • Владеть монологической и диалогической формами речи; 
  • Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли. 

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса 

Знать: 

  • Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией. 
  • Правила орфографии и пунктуации. 
  • Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные. 

Уметь: 

  •  
  • Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова. 
  • Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 
  • Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях. 

II. Содержание курса 

Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык. 

Задачи: 

Обучающие: 

Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка; 

Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка; 

Расширять и углублять программный материал предмета русский язык. 

Развивающие: 

Развивать интерес к учебному предмету русский язык; 

Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность. 

Воспитывающие: 

Воспитывать культуру общения у младших школьников; 

Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку. 

Программа состоит из раздела: «Город Словарей». 

На занятиях будут использованы следующие виды деятельности: 

Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика. 

Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях: 

Научность; 

Доступность; 

Сознательность и активность; 

Занимательность; 

Связь теории с практикой; 

Наглядность 

Индивидуальный подход к учащимся. 

Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей. 

Формы проведения занятий: 

  • Лекции; 
  • Практические занятия; 
  • Самостоятельная работа; 
  • Групповая работа; 
  • Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад). 

На каждом занятии строго прослеживаются три пункта: 

Игровой; 

Теоретический; 

Практический. 

Методы и технологии 

  • Развивающее обучение; 
  • Технология разноуровневого обучения; 
  • Обучения в сотрудничестве; 
  • Коммуникативная технология. 

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения. 

Место курса в учебном плане 

Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. 

VIII. Литература 

  •  
  • Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986. 
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. 
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981. 
  • Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980. 
  • Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 
  • Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире русского языка» на 2017/2018 учебные года 

 

Тема занятия 

Кол-во 

часов 

Формы и виды деятельности 

Дата  проведения

план

факт

Знакомство с Орфоэпией 

Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам» 

В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое? 

Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами 

Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем 

Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами 

Звукоподражание 

Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами 

Прогулка с орфоэпией 

Исправление текстов; головоломки 

Секреты звукоподражаний 

Исследовательская работа «поиск секретов» 

У всего есть имя. За помощью к словарям 

Работа с различными словарями; кроссворд 

8-9 

Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем 

Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям 

10 

Разные слова 

Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады 

11 

Секреты появления слов 

Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова» 

12 

Смысл и значение слов 

Составление памятки о смысле слов; работа со словарями 

13 

Знакомство с Этимологией 

Составление кластера 

14 

Творческий словарь образов 

Составление собственного словаря 

15 

За творчество! Сочиня-йка 

Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах» 

16-18 

Игротека слов 

Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды 

19 

В мастерской составителей 

Составление словаря «Имена неживых предметов» 

20 

Происхождение поэтических слов 

Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения 

21 

Наши друзья-рифмы 

Загадки; составление рифм и поиск их важности 

22 

Озеро образов и слов 

Синквейн; проговаривание слов 

23 

Поезд Паронимов. Знакомство 

Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов 

24 

Без ошибок. За помощью к словарю 

Работа со словарями; дополнение собственного словарика 

25 -26 

Имена из древней Руси 

Работа с исторической литературой; презентация по группам 

27 

Для чего нам отчество и фамилия. Беседа 

Беседа, составление кластера; кроссворд 

28 

Словарные помощники 

Исследовательская работа по созданию словарей 

29 

Словари по темам 

Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…) 

30 

Иностранные словари. знакомство 

Знакомство со словарями разных народов; шарады 

31 

Много слов похожих по значению 

Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп 

32 

Слова противоположные 

Поиск антонимов в текстах русских писателей 

33-34 

Итоговое занятие. Викторина 

Викторина «В мире слов» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 1 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 2 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 2 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» в 3 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»в 3 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» во 4 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг»во 4 классе...