А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Стебакова Анна Иосифовна

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России», 2 класс

( Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса 1ч., стр. 96-100)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 16.10.2019г.

Время: 11:35-12:20.

Место: МАОУ СОШ № 4, кабинет №10.

Класс: 2«Б».

Целевой компонент урока:

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель урока: создание благоприятных условий для воспитания у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, понимания, сопереживания, любви, заботы, понимания значимости семьи, уважения к  членам семьи через содержание сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:
           Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием сказки  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, читательского интереса к сказке А.С. Пушкина; совершенствованию навыка  чтения, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя;  умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически.

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: доброты, сочувствия, понимания, сопереживания, любви, заботы, понимание значимости семьи, уважение к членам семьи; воспитание вдумчивого чтеца; читательского интереса к сказке А.С. Пушкина.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственных качеств; формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе; формирование учебно-познавательного интереса к  учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата. 

Метапредметные:
          Формирование познавательных универсальных учебных действий:умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
         Формирование регулятивных универсальных учебных действий:умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
           Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы  и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: УМК Школа Росcии «Литературное чтение» 2 класс Климанова Л.Ф, дневник, пенал.

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.
          1) Приветствие
          У.: Здравствуйте! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку
У.:
Проверьте, у всех ли на столе лежит учебник, дневник и пенал? Молодцы! Теперь я вижу, что все готовы начать урок. А теперь садимся на свои места и начнем наш урок.
          3) Мотивация к учебной деятельности
         У.: 
          Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У.: Кто готов энергично работать на уроке? Поднимите руки. 

У.: Кто готов помогать и поддерживать друг друга? Поднимите руки.

У.: Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение? Поднимите руки.
          У.: Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.
         
У.: Какая прекрасная выставка рисунков у вас получилась. А что общего у всех рисунков?
         
О.: Они нарисованы по фрагменту сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

2) Анализ и оценка работы обучающихся.

У.: Молодцы! Хорошо подготовились.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А.С. Пушкина. А узнать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.  

У.: Догадались,  какое произведение мы сегодня будем читать?

О.: «Сказка о рыбаке и рыбке».

У.: Правильно.

У.: А.С.Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.

У.: Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки – это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа.
          а) Словарная работа.  

У.: В тексте встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение:

Ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле.
          Невод – большая рыболовная сеть.
          Откуп- плата.
          Простофиля - глупый, несообразительный человек.
          Кликать – звать.
          Браниться- ругаться.
          Пуще – больше.
          Корысть - выгода.
          Чупрун - чуб.

Дворянка – женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.  

2) Речевая разминка.

У.: Чтение начнем с речевой разминки:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
          Кукушонок в капюшоне был смешон!

Читаем шёпотом.

Немного громче.

А теперь читаем громко и внятно.

3) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания).
          У.: Читаем сказку  «цепочкой» по 1 строчке. (стр.96)
         
У.: Понравилось ли вам сказка? Чем?
         
О.: Понравилась, эта сказка очень интересная.

У.: Кто является главными героями сказки?

О.: Старик, старуха и рыбка.

          У.: А теперь мы с вами немного отдохнем.

V. Физминутка.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 раза – средний, 4 – 5 – быстрый, 6 – медленный.

VI. Открытие  новых умений, знаний (продолжение)

4) Анализ содержания сказки.

У.: А вы заметили, что в сказке есть ещё один герой? Какой? Чьё настроение меняется в течение сказки? (Даю подсказку – это объект неживой природы).

О.: Море.
          У.: Как меняется море в ходе сказки?

О.: Море слегка разыгралось; помутилось синее море, неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.
          У.: На что реагировало море?

О.: На жадность старухи.
          У.: Как была наказана старуха за свою жадность?

О.: Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке.              Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.
          У.: Что оно означает?

О.: Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
          У.: Какая главная мысль у этой сказки? Что хотел донести до нас автор?

О.: Что нужно уметь знать меру своим желаниям и не быть наглым.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

1) Тестирование

1. Какими словами начинается сказка?
         А. «Жили-были старик со старухой».
         Б. «Жили-были дед да баба».
          В. «Жил старик со своею старухой».

2. Где жил старик со своею старухой?
         А. В землянке.
        Б. В избушке.
        В. В тереме.

          3. Сколько лет рыбачил старик?
         А. Двадцать три года.
          Б. Тридцать три года.
         В. Тридцать лет.

4. Что было разбитым у старика со старухой?
         А. Окна землянки.
         Б. Посуда.
          В. Корыто.

5. Чем занималась старуха?

А. Шила одежду.

Б. Пряла пряжу.

В. Ловила рыбу.

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Принёс старухе.
          Б. Отпустил в море.
         В. Сварил уху.

7. Что просила старуха во второй раз?

А. Корыто.

Б. Избу.
         В. Хотела быть царицей.

8. Чем поймал старик золотую рыбку?
         А. Удочкой.
         Б. Сетью.
          В. Неводом.

9. За что была наказана старуха?
         А. За лень.
         Б. За ложь.
          В. За жадность.

VIII. Рефлексия
         
У.: Творчество какого писателя мы сегодня продолжили изучать?

У.: С помощью «слов – помощников» подведите итоги урока:

- сегодня я узнал(а)…

- я понял(а), что…

- было трудно…

О.: Сегодня я узнала много нового. Я поняла, что нужно уметь знать меру своим желаниям и не быть наглым. Было трудно справиться с тестом.

          IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: Составь план сказки, опираясь на текст.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН. КУКУШОНОК В КАПЮШОНЕ БЫЛ СМЕШОН

Слайд 3

Тест по произведению А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1) «Жил старик со своею старухой» 2) В землянке 3) Тридцать три года 4) Корыто 5) Пряла пряжу 6) Отпустил в море 7) Избу 8) Неводом 9) За жадность Критерии оценивания : Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» Ни одного правильного ответа – «2»



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя __________________________________________________

1. Какими словами начинается сказка?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».

2. Где жил старик со своею старухой?
А. В землянке.
Б. В избушке.
В. В тереме.

3. Сколько лет рыбачил старик?
А. Двадцать три года.
Б. Тридцать три года.
В. Тридцать лет.

4. Что было разбитым у старика со старухой?
А. Окна землянки.
Б. Посуда.
В. Корыто.

5. Чем занималась старуха?

А. Шила одежду.

Б. Пряла пряжу.

В. Ловила рыбу.

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Принёс старухе.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.

7. Что просила старуха во второй раз?

А. Корыто.

Б. Избу.
В. Хотела быть царицей.

8. Чем поймал старик золотую рыбку?
А. Удочкой.
Б. Сетью.
В. Неводом.

9. За что была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За ложь.
В. За жадность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающегося: Кравчук Анна Иосифовна

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока: комбинированный.

Класс: 2 «Б»

Цель урока: создание благоприятных условий для воспитания у обучающихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, понимания, сопереживания, любви, заботы, понимания значимости семьи, уважения к  членам семьи через содержание сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием сказки  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, читательского интереса к сказке А.С.Пушкина; совершенствованию навыка  чтения, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя;  умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически;

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: доброты, сочувствия, понимания, сопереживания, любви, заботы, понимание значимости семьи, уважение к  членам семьи; воспитание вдумчивого чтеца; читательского интереса к сказке А.С.Пушкина.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственных качеств; формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе; формирование учебно-познавательного интереса к  учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата. 

Метапредметные:
          Формирование познавательных универсальных учебных действий:умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
         Формирование регулятивных универсальных учебных действий:умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
           Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы  и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1)Организация начала урока

Словесный.  

Приветствие обучающихся, настрой на активную деятельность на уроке.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная.  

2)Актуализация умений и знаний

Словесный.  Наглядный.

Учитель предлагает вспомнить прошлую тему урока.

Ответы на вопросы учителя.

Фронтальная.

Умение излагать свои мысли.

Умение вести диалог с учителем; умение правильно отвечать на вопросы.

Формирование желания участвовать в творческом процессе.

3)Открытие новой темы. Целеполагание

Словесный.

Учитель помогает обучающимся раскрыть тему урока.

Обучающиеся раскрывают тему урока.

Фронтальная

Проектор (презентация)  

4)Открытие новых умений, знаний

Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием сказки  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Словесный.  

Учитель предлагает вспомнить значение непонятных слов, встречающих в тексте.

Подготовка обучающихся к чтению (речевая разминка).

Учитель задает вопросы после прочтения сказки.

Объяснение непонятных слов.

Подготовка к чтению (речевая разминка).

Чтение сказки. Анализ содержания сказки.  

Ответы обучающихся на вопросы после прочтения сказки.

Фронтальная. Индивидуальная.

Проектор (презентация)

Умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст

Читать, извлекая нужную информацию; умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование желания приобретать новые знания, умения.

5)Подведение итогов урока.

Метод исследования.  

Учитель предлагает закрепить изученный материал в виде теста.

Проверка работы.

Обучающиеся выполняют тест по пройденному материалу.

Проверка работы, исправление ошибок, если они есть.

Индивидуальная. Фронтальная. Тестирование  

Проектор (презентация)

Осуществлять самоанализ, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование самоанализа и самоконтроля результата.

6)Информация о домашнем задании.

Словесный.

Учитель информирует обучающихся о выполнении домашнего задания.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная.

Дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."

конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Сказка о рыбаке и рыбке

Презентация к уроку чтения по программе "Школа 2100". Можно использовать по другим программам....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...