А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docxУрок "Сказка о рыбакеи рыбке" 2 класс | 281.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
Цели:
- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством в сказках;
- учить выделять главное, значимое;
- учить мыслить самостоятельно;
- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- расширять кругозор детей и их словарный запас;
- расширять словарный запас;
- развивать память, мышление, внимание;
- развивать творческие способности;
- развивать интерес к чтению;
- развивать артистические способности;
- воспитывать доброту, уважать окружающих людей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ПК, музыкальный центр, аудиокассета со сказкой «О рыбаке и рыбке».
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Речевая разминка.
На лесной опушке выросли волнушки,
Улыбнулись и сказали:
«Здравствуйте, а вы нас ждали?
3. Проверка домашнего задания.
«Птицы под снегом»- пересказать.
- Какое спасение для рябчика под снегом? (Тепло, корм и спрятаться можно. В снегу делает ходы и окошечки для воздуха)
- А что особенного у тетерева? ( Прячется в снегу от непогоды и от ястреба)
- Что можете сказать про куропатку? (Прячет в снег только голову, а хвост снаружи, за него и вытаскивает её ястреб)
- Можно назвать ястреба умным? (Не всегда! Ходит по снегу, в котором куропатки спрятались, а найти их не может)
Ребята, что мы должны помнить зимой о птицах? (Делать кормушки, подкармливать)
Молодцы!
4. Сообщение новой темы.
- Сегодня на уроке мы будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке». Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться! С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства. Кто написал эту сказку (А.С. Пушкин.)
- Это, значит, какая сказка? (Авторская)
- Какие ещё сказки бывают? (Народные)
- У каждого автора есть своя биография, т.е.как жил этот человек.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!
(мама) (папа)
Мама ахала, папа головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребенка.
Бабушка Мария Алексеевна сочувствовала мальчику - и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: «Как тревожно живется в этом мире!» Похоже, он и потом не изменил своего мнения.
(Бабушка) (Сестра Ольга)
Учился Саша поначалу неважно. Выручала сестра Оля: ответит прилежная девочка учителю, а Саша за ней повторит точь-в-точь! Не любил он арифметики: никак не мог понять деления. Уж не потому ли, став взрослым, поэт, обременённый семьёй, никак не мог свести концы с концами?
Ему было 9 лет, когда, блуждая по большому дому, он забрел в отцовскую библиотеку. От больших книг с золотым тиснением исходило что-то волшебное. Саша с трудом снял одну такую книгу. На ней было написано «Плутарх». Он раскрыл ее и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, потихоньку шел в библиотеку и читал
"Охота пуще неволи", - думала няня Арина.
"Страсть к чтению", - полагали родители.
В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребенка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать. И он писал стихи, но «увы»! На французском языке. В доме все говорили по-французски.
(Арина Родионовна)
Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он с ней виделся во время посещения села Михайловского в 1817 и 1819 годах. Арина Родионовна - «замечательный образец душевной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Теперь она сама стала гением: Арина Родионовна - «добрый гений поэта».
Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии». Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.
Арина Родионовна заменила ему семью, а подчас друзей и общество. Зимой в Михайловском доме морозным зимним вечером его согревает лишь любовь няни.
В повзрослевшем Саше обнаружился неуемный темперамент, и родители опять растерялись. Справиться с Сашей они не могли.
"Ну, все, - решили родители, - "Пусть другие люди его воспитывают!".
Сурово, конечно, но Саша с радостью покинул дом. Так он стал воспитанником Лицея.
Нерадивый ученик Александр Пушкин стал одним из образованнейших людей своего времени.
И написал для нас с вами 7 замечательных сказок. Но прежде чем мы перейдём к сказке, мы отдохнём.
5. Физминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
6. Сказка о рыбаке и рыбке.
- Послушаем на кассете начало сказки, а потом почитаем сами.
Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь представить то, что рассказывает автор.
( Включить кассету)
- Что делал старик? Зачем он ловил рыбу?
- Чем занималась старуха? Что такое пряжа?
- Что такое откуп?
- Почему старик отказался от откупа? Какой он был? (добрый)
- Как он сказал рыбке? (Бог стобою…)
- Что мы можем сказать про старика? (Добрый)
- Да, ребята, ДОБРОТА главное и важное качество человека.
Продолжаем читать с.136 (3 строчка снизу)- жужжание 1 минуту, а далее по 1 ученику на усмотрение учителя.
Беседа по прочитанному.
- Что значит забранила? (Заругала)
- Как она его ругала? (Дурачина, простофиля)
- Какая старуха? (Злая, вредная)
- Как обращался старик к рыбке? (С поклоном)
- Вспомните к кому и где обращались с поклоном? (На Руси, когда приходили в дом в гости)
Чтение детьми.
Какое 2 желание было? (Дом)
3 желание? (Дворянкой)
- А как она вела себя с крестьянами? (Обижала, за чупрун таскала)
- Вот видите как она изменилась, когда поменялся её статус!
Я хочу, что бы все вы помнили эту сказку на протяжении всей жизни, и когда станете взрослыми. Может, кто –то будет директором, относитесь уважительно к своим подчинённым!
7. Итог урока. Что важного вы взяли из этого урока для себя?
Оценки.
8. Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца.
ГОУ ЦО №2006
Открытый урок во 2 «В» классе,
по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
проведённый 18 декабря Учитель: Кайнова Н.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."
конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Сказка о рыбаке и рыбке
Презентация к уроку чтения по программе "Школа 2100". Можно использовать по другим программам....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....