РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования «Смысловое чтение»
рабочая программа по чтению (2 класс)

Паршукова Елена Сергеевна

Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской  методики Беденко М. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshukova_smyslovoe_chtenie.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа № 460»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                    Руководитель

ГБОУ «Школа №____»

__________________Ф.И.О.

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Смысловое чтение»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 7–8 лет

Разработчик:

Паршукова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

 

Москва, 2019

«Пояснительная записка»

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской  методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения»,  Беденко М. В. 2-е изд.   – М.:ВАКО,- 2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа),   на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.       Предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению во 2 -х классах общеобразовательной школы.

Актуальность программы.

 Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Цель программы: создание   условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей. 

Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

 ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Новизна программы.

Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя.  

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте 7 - 8 лет

Формы и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 45 минут.

Форма проведения занятий – групповая.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина, КВН, виртуальное путешествие, литературная игра, конкурс – кроссворд, читательская конференция, просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 9 месяцев.  

Количество часов в неделю – 1

За год – 35 часов.  

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»

Личностные УДД:  

-Осознание важности чтения и литературы как средствапознания окружающего мира и самого себя.

-Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

       -формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой    деятельности;

       -эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального        уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УДД: 

 -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-уметь самостоятельно работать с новым произведением;

-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

-возможность учиться: - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

         -ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.  

             Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

   

Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

 Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

      Содержание изучаемого курса

 Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 2-й   - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

       Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся   и методическими рекомендациями для учителя.

      Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

      Дата

      2 кл

1

Русский народный фольклор

2

Друзья детства

3

О хороших людях

4

О наших сверстниках

5

О природе

6

Книги о животных

7

Русская литература

8

Зарубежная литература

Итого:

          35ч

2.Содержание программы.

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета

«Литературное чтение» Базисного учебного плана , авторской методики  Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В.  2 класс. –Москва

«ВАКО» 2015 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

 Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Незаметные жирафы

     1

2

Упитанные пингвины

     1

3

Зайчонок и улитка.*

1

4

Зрение лягушки

1

5

Зрение лягушки. Продолжение

1

6

Мудрость гномика Книгочея.*

1

7

Что получается, когда обмениваются идеями

         1

8

Тиддалик выпил всю воду.*

1

9

Дома на курьих ножках

1

10

Бражник

1

11

Необычная охота

1

12

Глаз бури

1

13

Глаз бурис 32-35. Продолжение.

1

14

Гномик Хранитель Воды*

1

15

Горный серпантин

1

16

Вулканы- холодильники Земли

1

17

Когда приобретают друзей

1

18

С удочкой на лягушку

1

19

Леденцы*

1

20

Два художника

1

21

Девочка и попугай

1

22

Девочка и попугай.  Продолжение

1

23

Сказка про робота – уборщика*

1

24

Хлебосольный гномик*

1

25

Фотоохота

1

26

Гномик Огородник*

1

27

Гномик Франт *

28

Многорукий гномик *

1

29

Прудовые арбузы

1

30

Три новогодних праздника *

1

31

Горные лыжи среди пустыни

1

32

Золотая деревенька *

1

33

Золотая деревенька *. Продолжение.

1

34

В путь*

1

35

Итоги года

          1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1)Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. Авторская методика: 2 класс –Москва 2016 г .

     2)Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко       // Начальная школа плюс: до и после //

   3)Детские книги

  4)Экранно – звуковые пособия

5)Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

6)Технические средства обучения

7)Мультимедийный проектор 8)Компьютер

9)Экран

10)Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Улучшение техники и навыка чтения;
  • Становление и расширение читательского кругозора;
  • Повышение мотивации чтения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (1 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (2 класс)

   Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате р...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (3 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (4 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...