Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Стальмакова Ольга Дмитриевна

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна" может быть полезен учителям начальных классов. Он построен в соответствиии с требованиями ФГОС. Включает в себя индивидуальную работу и работу в группах. Впервые использовала работу экспертной группы, которая оценивает рабочие группы и выносит своё решение. На уроке используется связь с устным народным творчеством: народная песня, заклички. Проводится словарная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: «Люблю природу русскую. Весна».

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Ребята, поприветствуем друг друга и создадим хорошее настроение на урок.

- Привет, сосед! Улыбнись в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Садитесь, ребята.

Открыть слайд: Утром солнышко проснулось,

                            Всем ребятам улыбнулось.

                            Лучик тёплый, золотой

                            На урок возьмём с собой.

                            Будет он нас согревать

                            И в учёбе помогать.

Включить слайд: правила работы на уроке.

- Ребята, я вас рассадила по группам. Но в группе мы начнём работать чуть позже. Сначала работает каждый за себя.

Включается слайд «чистоговорка».

  1. Речевая разминка.

- Начнём с речевой разминки. Перед вами чистоговорка. Мы её прочитаем сначала тихо и медленно. Послушайте меня. Теперь читаете вы. Ещё раз прочитаем, но уже громко и быстро. Послушайте меня. Теперь вы. Хорошо.

  1. Постановка цели и объявление темы урока, актуализация знаний.

- Мы сегодня начинаем знакомство с новым разделом. А как он называется, вы догадаетесь сами. Даю первую подсказку.

- Определите тему чистоговорки, которую мы только что читали. (Весна)

- Да, верно, а по каким признакам вы это определили?

(на улице тепло, разлилась река, с крыши капает капель, на улице ручьи, льёт весенний дождь)

- Молодцы. Одно слово я беру, это весна. Но мы продолжаем работу.

- Посмотри, мой милый друг,

  Что находится вокруг?

  Небо светло-голубое,

  Солнце светит золотое,

  Птицы, звери и леса,

  Гром, туманы и роса,

  Человек и время года –

  Это всё вокруг – … (природа) отвечают хором. Берём слово природа.

- Как мы должны относиться к природе? (любить, беречь)

- Я возьму слово любить.

- А теперь предлагаю составить тему урока: используя правила грамматики русского языка, составим предложение. Начну со слова Я (что делаю?) люблю (что?) природу (какую?) русскую. Весна. Так называется наш следующий раздел, который мы начнём изучать.

- Ребята, давайте предположим, с чем мы познакомимся в этом разделе (с произведениями о весне).

- А чему мы научимся? (читать выразительно произведения о весне, передавать настроение, находить приметы весны, картины весны)

- А будем мы учиться… Чему? (представлять предметы или героев и сравнивать произведения разных поэтов)

- Хорошо. Откроем учебник на стр.107 и проверим себя, правильно ли вы определили, чем мы будем заниматься, изучая этот раздел, т.е.  цели.

Открыть слайд: цели раздела. Дети в это время читают про себя. Сравниваем.

- Ребята, мы поставили цели ко всему разделу, который будем изучать, а теперь я предлагаю определиться с целями конкретно сегодняшнего урока. Итак, весна. Что мы можем узнать о весне и откуда, из каких источников? (как встречают весну, загадки о весне, стихи о весне, песни о весне, картины о весне…)

Слайд: Сегодня на уроке

1. Познакомимся с темой всего раздела и спрогнозируем его содержание.

2. Будем читать загадки о весне, и соотносить загадки и отгадки.

3. Узнаем, как в старину люди звали в гости весну.

4. Послушаем, как весну представляли композиторы в своих музыкальных произведениях.

5. Посмотрим, как весну изображали художники.

6. Будем отбирать стихотворения о весне среди стихов с другими временами года.

7. Будем проводить по необходимости словарную работу

4. Первичное усвоение учебного материала.

- Перевернём страницу. Прочитайте текст жужжащим способом.

- Чем необычна форма этого текста, почему стоят знаки тире в начале? (это диалог)

- Посмотрите на рисунок вверху: дети и рассказчик. Как вы думаете, о чём повествует рассказчик детям? (о весне)

- С каким чувством говорится о весне? (с радостным)

- Почему весна – радостное время года? (светит солнце, прилетают птицы…)

- Прочитаем диалог по ролям (2 человека). С какой интонацией надо читать слова героев? (с радостной)

Чтение текста.

- Своё настроение и красоту природы передают не только поэты, но и музыканты, композиторы. Я предлагаю послушать аудиозапись «Весенняя мелодия» Фредерика Шопена, польского композитора.

Включить слайд с фото.

(Вкус к музыке привила мать, которая хорошо играла на фортепьяно и пела. Необыкновенно музыкальные способности проявились ещё в раннем детстве. К 12 годам достиг уровня лучших пианистов Польши. Интересно, что он играл в полной темноте, чтобы настроиться на нужный лад)

- Что представилось вам во время слушания музыкального произведения?

- Вернёмся к учебнику. На стр.109 я предлагаю познакомиться с весенними загадками.

Включить слайд: что такое загадка.

- Мы будем читать загадки, отгадывать и называть признаки, по каким узнали отгадку.

Физкультминутка.

- Закройте учебники и отложите.

- Весна – это самое радостное время года, время обновления природы. Люди с давних времён очень ждали и встречали весну. Я предлагаю послушать короткую русскую народную песню «Идёт Матушка-весна». Текст песни на экране и на ваших столах.

Включить слайд с песней «Идёт Матушка-весна».

Включить аудиозапись песни.

- Ребята, как вы думаете, почему песня народная? (потому что её автор – народ)

- Как народ называет весну? (матушка)

- Матушка-весна – это устоявшееся выражение.

- Ребята, как определить, что в песне говорится о весне, не обращая внимание на первую строчку? (перечисляются весенние месяцы: март, апрель, май)

Словарная работа.

- В песне упоминается слово «терем».  С этим словом поработала Лёвина Даша, она нашла его значение в словаре и сейчас вам расскажет, что оно означает.

Взрослые люди звали весну, закликали, чтобы пришла она с теплом, доброй погодой, с богатым урожаем. Закликали весну несколько раз, начиная от первого таяния снега. Но главный день – 22 марта – Сороки. Из тёплых стран прилетают 40 разных птиц и одна из них жаворонок или кулик, поэтому в этот день было принято печь птичек – жаворонков. Считалось, что птицы приносят настоящую весну. Дети тоже окликали весну, забравшись повыше: на изгороди, крыши сараев. Что такое заклички узнала Даша Савина и сейчас расскажет нам.

Слайд с закличками.

- Давайте посмотрим примеры закличек и попробуем их прочитать. Как бы вы позвали весну, используя закличку. Кто желает? (читают заклички)

- Переходим к работе в группах.  Слайд с правилами работы в группе. Правила работы в группе вы знаете, но если забыли, можете посмотреть подсказку. Они есть на каждом столе.

- У нас работает 3 группы и эксперты. Слово «эксперты» пришло к нам из латинского языка и означает – опытный. Это специалист, который выдаёт заключение или суждение по вопросу, решаемому другими людьми.

- Объясняю работу групп: у вас на столах находится конверт с отрывками шести стихотворений, посвящённых разным временам года. Вам нужно достать из конверта стихи, и в которых вы увидите признаки весны, положить обратно в конверт и отдать на проверку экспертам. Они должны проверить и озвучить, допустили ли вы ошибки.

Пока работают группы, учитель объясняет экспертам их обязанности.

Когда стихи будут сданы, и работают эксперты, ответим на вопрос:

- По каким признакам вы отличили весну от других времён года?

- Мы сегодня успели послушать музыку и русскую народную песню, посвящённые весне. Это то, что можно услышать. Вы прочитали стихи и нашли, посвящённые весне. Мы узнали, как о весне пишут поэты. А сейчас я предлагаю увидеть весну глазами известных художников. Внимание на экран.

- Вам понравилось?

Домашнее задание.

- Я предлагаю на выбор одно из 3х заданий. Запишите в дневники то, которое вам больше понравилось (задания на экране).

Рефлексия.

- Посмотрите на экран и продолжите предложения.

Итог.

- Вернёмся к целям урока (вернуться к слайду: цели урока). Всё ли задуманное мы выполнили? Я попрошу вас оценить свою работу на уроке с помощью светофора. Смотреть слайд.

 Выставить детям оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...

Проверочная работа по литературному чтению. Раздел "Люблю природу русскую. Весна". УМК "Школа России" 2 класс

Проверочная работа по литературному чтению. Раздел "Люблю природу русскую. Весна". УМК "Школа России" 2 класс...